Итоги 2014: люди есть не перестанут - антикризисная мантра российских ритейлеров

Уходящий год стал переломным для российского ритейла: отрасль, традиционно считающаяся одним из драйверов экономики, замедляется

Итоги 2014: люди есть не перестанут - антикризисная мантра российских ритейлеров
Фото: Reuters

Москва. 29 декабря. INTERFAX.RU - Уходящий год стал переломным для российского ритейла. Отрасль, традиционно считающаяся одним из драйверов экономики, замедляется - погружается в стагнацию с перспективой провалиться дальше в рецессию, а на смену истерическому декабрьскому ажиотажу идет рост цен и запустение в магазинах. Вместе с ритейлом меняются и потребители. С одной стороны, они стали рациональнее подходить к покупке товаров - продовольственных и непродовольственных. С другой - с легкостью поддаются панике, сметая с прилавков гречку и телевизоры.

Плохо пока не всем

Еще в начале 2014 года крупнейший российский ритейлер "Магнит" неожиданно (как тогда казалось) сообщил о снижении потребительской активности домохозяйств, которое затормозило рост среднего чека в магазинах компании в декабре: в последнем месяце 2013 года выручка ритейлера увеличилась всего на 22,9% - рекордно низкий показатель для компании, приучившей рынок к 30%-му росту. Тогда же "Магнит" отметил переориентацию покупателей на товары в более низких ценовых сегментах, характерную для всех категорий и социальных групп потребителей.

Еще одной розничной компанией, в начале года предупредившей о снижении потребительской активности в России, стала "М.Видео", управляющая магазинами бытовой техники и электроники.

Крупные западные компании - производители продуктов питания, пива, сигарет - еще в 2013 году отмечали замедление роста экономики России и ухудшение динамики потребительского спроса. В 2014 году такие утверждения стали общим местом. Геополитическая нестабильность, санкции, ограничение импорта продовольствия, резкая девальвация рубля придали драматическое ускорение негативным тенденциям, наметившимся в российском ритейле.

Продовольственная розница оказалась в более выигрышном положении: люди не перестанут покупать продукты питания - мантра, которую часто повторяют ритейлеры в ответ на вопросы о влиянии кризисных явлений на их бизнес. Ускорение продовольственной инфляции пока только на руку лидерам рынка. "Магнит" ускорил рост выручки до 36,1-33,2% в октябре-ноябре, "Дикси" - до 29,5-30,2%. По итогам 2014 года "Магнит" ожидает роста на 31-32%, "Дикси" - на 25% - выше, чем в прошлом году (29,2% у "Магнита" и 22,7% у "Дикси").

Операторы магазинов "у дома" - а значит, "Магнит" и "Дикси" - окажутся главными бенефициарами экономического кризиса, поскольку покупатели все чаще отдают предпочтение этому формату, избегая гипермаркеты и супермаркеты из-за большого количества товаров в чеке или более высоких цен. Потребители стали более рациональны и осторожны: они внимательнее относятся к промо-акциям и все чаще отказываются от походов в гипермаркеты, где в итоге покупают больше, чем собирались, говорят аналитики и представители ритейла.

Сеть дискаунтеров "Пятерочка" в условиях кризиса также становится главным конкурентным преимуществом Х5 Retail Group, которая получает основные доходы за счет этого формата. Чуть больше года назад компания начала обновлять дискаунтеры, изменив ассортимент, вывеску и оформление магазинов. И, похоже, в 2014 году ритейлеру удалось переломить негативную тенденцию оттока покупателей и замедления продаж: выручка сети "Пятерочка" за 9 месяцев выросла на 30,3%. Темп, немыслимый для Х5 образца 2012-2013 годов. Общая выручка компании за январь-сентябрь подросла на 17,7%, а по итогам 2014 года Х5 ждет роста продаж на 17-19% (в 2013 году рост составил 8,7%).

Запрет пармезана во благо России

Единственная розничная компания из числа публичных, которая ожидает снижение темпов продаж по сравнению с прошлым годом, - ритейлер "О`Кей". Компания прогнозирует, что рост ее выручки в 2014 году замедлится до 7-9% с 18,7% в 2013 году. По итогам января-сентября рост ее выручки составил 10,6%. На динамику продаж негативно влияет усиление конкуренции, изменение поведения потребителей, экономический спад в сочетании с запретом поставок продовольствия из ряда стран с августа, объяснила компания.

Эмбарго, введенное Россией в ответ на санкции Запада, встряхнуло весь российский продовольственный рынок. Ритейлеры остались без говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, сыров, молока и молочных продуктов, овощей и фруктов из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии. Большинство крупных компаний осенью смогли заместить попавшую под запрет продукцию поставками из других стран и частично продукцией российского производства, благо доля "санкционного" продовольствия была относительно невелика (10% - у "О`Кей", 8% - у Х5, 7% - у "Дикси", 6-8% - у "Магнита" и менее 5% - у "Ленты"). Ритейлеры обещали, что дефицита не будет, хотя выбор деликатесов неизбежно сузится - и россиянам придется как минимум до августа следующего года жить без испанского хамона и французского рокфора. Но вот цены на продукты питания вырастут - из-за искусственного ограничения предложения и роста логистических издержек.

Ограничение импорта продовольствия и экономические санкции в отношении России привели к "драматическому" росту цен на российском рынке за последние месяцы, констатировала немецкая Metro Group. По мнению компании, эта ситуация сохранится еще какое-то время.

По данным Росстата, продукты питания в России в январе-ноябре подорожали на 12,2%. Во второй половине декабря именно "благодаря" продуктам недельная инфляция разогналась до немыслимых еще недавно 0,9%.

Коллективное бессознательное

Главным вызовом для непродовольственной розницы стала девальвация рубля, переросшая в валютную панику в декабре и подстегнувшая рост цен на бытовую технику и электронику, одежду и мебель. Разовый взлет евро и доллара до 100 и 80 рублей соответственно погнал население не только в обменные пункты, но и в магазины. Люди инвестировали в холодильники, телевизоры, смартфоны, опасаясь продолжения роста цен в следующем году.

Продажи в магазинах электронных ритейлеров традиционно растут перед новогодними праздниками, но в этом году к "праздничным" покупкам добавились "инвестиционные", и высокий сезон в непродовольственной рознице наступил в ноябре - раньше, чем обычно, говорили представители компаний.

Обвал рубля также перекроил отношения ритейлеров и поставщиков продовольственных товаров. Дистрибуторы алкоголя, производители соков, чая, кофе после "черного вторника" приостановили отгрузки продукции в магазины, потеряв ценовые ориентиры из-за курсовых скачков. Крупные сети пошли навстречу производителям, просивших о сокращении срока рассмотрения новых цен. Раньше, согласно кодексу добросовестных практик, которого придерживаются многие крупные сети и поставщики, этот срок составлял 45 дней. Теперь он временно снижен до двух недель.

Декабрь станет и для потребителей, и для бизнеса окончанием одной эпохи и началом новой: после нового года все проснутся в реальности выросших цен на продукты питания, полагает Nielsen. Ряд продуктов, скорее всего, исчезнет с полок некоторых магазинов: причиной временного дефицита может стать стремление производителей поднимать цены и неготовность ритейлеров идти на ценовые уступки, полагают эксперты.

Успеть в последний поезд

Пожалуй, единственным светлым моментом для рынка российского ритейла стало IPO "Ленты". То, что это размещение, ставшее самым масштабным в секторе ритейла, все-таки состоялось, было удивительно изначально: рынки лихорадило, а с Украины приходило мало позитивных новостей уже в начале года. Размещение состоялось в Лондоне, в последнюю пятницу февраля - а уже на выходных Совет Федерации принял решение, допускающее возможность ввода войск на Украину и обвалил рынок в понедельник. Дальнейшее развитие событий в Крыму и на Украине сделало невозможными размещения российской "дочки" Metro Cash & Carry и "Детского мира", которых рынок ждал в весеннее "окно".

"Лента" в ходе, как тогда казалось, дебютного, а в итоге - единственного за год российского IPO, продала GDR по $10 - ближе к нижней границе ценового диапазона, общий объем размещения составил $952 млн. По его итогам компания объявила о "высоком интересе со стороны глобальных инвесторов к российскому сектору продовольственного ритейла". На этой истории высокий интерес, похоже, закончился.

Metro Group планировала разместить на Лондонской бирже до 25% акций российского подразделения Metro Cash & Carry. За счет средств от IPO ритейлер рассчитывал финансировать развитие не только в России, но и в других странах - Индии, Китае, Турции. Сделка могла бы стать уникальной для российского рынка, но из-за обострения конфликта России с Украиной была отложена на неопределенный срок.

Еще одно несостоявшееся IPO уходящего года - попытка АФК "Система" продать на Лондонской бирже часть принадлежащих ей акций ритейлера "Детский мир", управляющего сетью магазинов товаров для дома.

Обе компании - и Metro, и "Система" - заявляли, что сохраняют планы IPO своих активов. Прогнозировать сроки не берется никто.

Стоимость расписок "Ленты" на бирже к концу года потеряла 30% от цены IPO, опустившись до отметки $7 за бумагу (по итогам торгов 24 декабря). Минимум, до которого снизилась цена расписок ритейлера (на 39%, до $6,1), пришелся на 18 декабря.

Капитализация остальных ритейлеров тоже упала. Депозитарные расписки "Магнита", капитализация которого в 2013 году превышала отметку в $30 млрд, с начала 2014 года подешевели на 37,6%, до $47,5 за бумагу (данные закрытия торгов на Лондонской бирже 24 декабря). Капитализация компании теперь скромнее - $22,5 млрд.

Депозитарные расписки Х5 в Лондоне с начала года потеряли в стоимости 26%, опустившись до $12,2. Сильнее всего просели котировки "О`Кей": стоимость расписок ритейлера упала в три раза (на 67,8%), до $3,7 по данным на 24 декабря.

Стоимость акций "М.Видео" на Московской бирже с начала года упала в 2,5 раза (до 123,2 рубля за бумагу по итогам торгов 25 декабря). Минимальные уровни, до которых в 2014 году опускалась стоимость акций ритейлеров, торгующихся в Лондоне, и "М.Видео", пришлись на неделю "валютной паники" в декабре.

Лучшую динамику демонстрировали акции продовольственных ритейлеров на "Московской бирже" котировки "Дикси" с начала года снизились на 7%, а акции "Магнита" и расписки "Ленты" и вовсе прибавили в стоимости.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Путин назвал никчемным тезис о зависимости Европы от российского газаПутин назвал никчемным тезис о зависимости Европы от российского газа
Глава государства также высказал уверенность в перспективах реализации проекта "Северный поток 2"Подробнее
Медведев расширил перечень требований при проведении тендеровМедведев расширил перечень требований при проведении тендеров
В том числе, теперь запрещено приобретать автомобили мощностью более 200 л.с.Подробнее
Порог беспошлинной интернет-торговли в ЕАЭС снизят до 500 евро в 2018 годуПорог беспошлинной интернет-торговли в ЕАЭС снизят до 500 евро в 2018 году
Соответствующее поручение Евразийский межправительственный совет дал совету Евразийской экономической комиссииПодробнее
Суд Киева удовлетворил иск к "Газпрому" о взыскании штрафа на $6,6 млрдСуд Киева удовлетворил иск к "Газпрому" о взыскании штрафа на $6,6 млрд
Хозяйственный суд Киева полностью удовлетворил требования Антимонопольного комитета УкраиныПодробнее
Нефть подорожала до максимума за 16 месяцевНефть подорожала до максимума за 16 месяцев
Котировки февральских фьючерсов на нефть Brent увеличились до $54,92 за баррельПодробнее
Apple признала планы разработки беспилотных автомобилейApple признала планы разработки беспилотных автомобилей
Компания говорит, что занимается созданием автономных систем, которые смогут изменить "будущее транспорта"Подробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи