ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 06:36

Глава "Мегафона" предложил регулировать WhatsApp, Viber и Skype

Интернет-мессенджерами, работающими в "серой" зоне, безнаказанно пользуются террористы и организаторы спам-рассылок, поэтому их регулирование неизбежно, считает Иван Таврин

Глава "Мегафона" предложил регулировать WhatsApp, Viber и Skype
Фото: Zuma/ТАСС

Москва. 14 июля. INTERFAX.RU–  Интернет-мессенджеры, такие как WhatsApp, Viber или Skype, работают в "серой" зоне, вне принятого в телеком-отрасли регулирования, заявил глава "Мегафона" Иван Таврин в интервью телеканалу "Россия 24".

Этими мессенджерами пользуются террористы и организаторы спам-рассылок, проблема актуальна не только для России, но и для всего мира, и "ее нужно решать", подчеркнул он. По словам Таврин, регулирование OTT-сервисов обсуждают законодатели США, европейских стран, и, конечно, это дойдет до России.

"Я не сомневаюсь, что этот рынок и в России, и в мире ждут изменения. Я думаю, что его нужно так или иначе регулировать. Безопасность должна быть превыше всего", - заявил Таврин.

Глава "Мегафона" признал, что пользоваться WhatsApp и Viber очень удобно, поскольку в них можно создавать группы, а фотографии при помощи мессенджеров отсылать легче, чем по sms. Однако, продолжил он, "этим пользуются, к сожалению, и террористы".

Он также считает несправедливым то, что sms-сервисы операторов и интернет-мессенджеры находятся в разных условиях. В качестве примера Таврин привел спам. Российские операторы инвестировали в IT-решения, позволяющие бороться со спамом, после чего он "весь ушел в Viber, WhatsApp и всевозможные мессенджеры".

Телеком-операторы в свое время упустили потенциал интернет-мессенджинга, в результате чего сейчас они вынуждены догонять лидеров этого рынка, констатировал глава "Мегафона". Сейчас операторы готовы к партнерству с OTT-сервисами, однако те смотрят на операторов "лишь как на средство доставки".

"Когда они будут смотреть на нас, как на тех, кто для того, чтобы они работали, вкладывает десятки миллиардов долларов, юаней, евро, рублей (зависит от страны) - тогда этот разговор будет более конструктивным. Мы сегодня пока этих бесед не ведем, к сожалению", - сказал Таврин.

Договориться с "пиявками"

Быстрый рост проникновения смартфонов в абонентской базе приводит к тому, что традиционные sms и mms теряют популярность в пользу ОТТ-мессенджеров, таких как Skype, WhatsApp или Viber. Потери российских мобильных операторов от коммуникационных OTT-сервисов по итогам 2014 года составили 15-20 млрд рублей, или около 2% их доходов, посчитали недавно аналитики J'son & Partners Consulting (J&P). Мировые потери, данным Juniper Research, в прошлом году составили $14 миллиардов.

В первом квартале 2015 года выручка российских операторов от sms упала на 3,6% в сравнении с аналогичным показателем 2014 года, и на 0,9% по отношению к четвертому кварталу 2014 года, до 13,2 млрд рублей, говорилось в исследовании AC&M Consulting.

Лидером на российском OTT-рынке, по мнению J&P, является сервис IP-телефонии Skype, который использует более 70% респондентов, далее следуют проекты Mail.ru Group (Mail.ru Агент, "Одноклассники ", ICQ и VK), мессенджер WhatsApp, а также QIP, Facebook и Viber.

Операторы недовольны сложившейся ситуацией, при которой они инвестируют в сети передачи данных, но лишены доступа к потенциальным доходам от пользователей OTT-сервисов. "Популярность OTT-сервисов в России постоянно растет, при этом операторам приходится увеличивать пропускную способность своих сетей, нести расходы на их техобслуживание, развивать новые технологии (3G, LTE), инвестируя в это значительные средства, тогда как перед OTT-игроками таких задач не стоит: они просто используют сети сотовых компаний для предоставления своих услуг", - говорил представитель МТС Дмитрий Солодовников.

Операторы уже выступали с предложением обязать поставщиков OTT-сервисов платить за использование сетей связи, однако оно не было реализовано.

Федеральная антимонопольная служба в прошлом году подготовила предложения по изменениям в закон "О связи" в части предоставления операторам права приоритезировать трафик и дифференцировать тарифы, однако после обсуждения с отраслью отказалась от своей инициативы.

Сотовые операторы уповают на госрегулирование OTT-сервисов, так как сами не располагают рычагами для воздействия на них. Операторы не могут запретить OTT-трафик своих абонентов, так как в таком случае потеряют лояльность пользователей.

Накал в отношениях операторов и OTT-провайдеров растет, первые смотрят на вторых, как на "пиявок", говорил в прошлом году гендиректор "Межрегиональный Транзиттелеком" (МТТ) Евгений Васильев. "Операторов бесит, что они не получают деньги ни от абонентов, ни от OTT-игроков", - отмечал он, высказывая уверенность, что стороны все-таки договорятся без вмешательства регулятора.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });