Итоги 2015: "АЛРОСА" – хуже обычного, но лучше De Beers

Уходящий год для алмазного рынка был отмечен самым значительным падением со времен кризиса 2008 года

Итоги 2015: "АЛРОСА" –  хуже обычного, но лучше De Beers
Фото: Reuters

Москва. 29 декабря. INTERFAX.RU – "Я возглавил компанию в момент резкого снижения цен. Смотря на происходящее, я думал: за что это мне? Но, как бы сильно я не расстраивался, Филиппу Мелье еще хуже", - эта шутка президента "АЛРОСА" Андрея Жаркова на встрече с долгосрочными клиентами в декабре 2015 года красноречиво характеризует ситуацию на алмазном рынке. Жарков возглавил "АЛРОСА" в конце апреля, когда только наиболее пессимистичные эксперты могли предвидеть, что этот год будет отмечен самым значительным падением со времен 2008-09 года. И хотя больно было всем, - от немногочисленных добывающих компаний до тысяч огранщиков и ювелирных ритейлеров - пока наиболее пострадавшей выглядит De Beers.

А на исходе прошлого года ничто, - по крайней мере, явно, - не предвещало печального для отрасли результата. "АЛРОСА" начинала 2015 год на волне успеха после рекордного роста выручки в 2014-м, вызванного как ростом цены, так и объемов реализации. Опасения ряда представителей срединного звена "алмазного трубопровода" - огранщиков и производителей бриллиантов, - по поводу наращивания продаж алмазодобытчиков и недостаточной корреляции между ценами на алмазы и бриллианты не то чтобы совсем игнорировались, но, будучи регулярными, воспринимались как элемент борьбы за более комфортное ценообразование. Основные индикаторы рынка алмазов сулили, пусть и не взрывной, но стабильный рост, - спрос на ювелирные изделия с бриллиантами в США был устойчив, экономика Китая не внушала беспокойства.

Основываясь на этом, "АЛРОСА" запланировала 3%-ный рост цен. Достаточно скромный прогноз, если сравнивать с 7% по итогам 2014 года. Зато достигнутый от высокой базы и сулящий реализацию заложенному в стратегию "АЛРОСА" сценарию долгосрочного роста, который базировался на двух китах - снижение предложения из-за истощения действующих месторождений и постоянное повышение спроса на ювелирные изделия из-за улучшения благосостояния среднего класса Китая и Индии.

Как показал 2015 год, основным катализатором пролития ушата ледяной воды на алмазный рынок является даже не макроэкономика, и, в частности, ситуация в Китае. Тем более, что антикоррупционная политика компартии КНР, обернувшаяся падением продаж luxury в этой стране, не новость 2015 года, ее эффект отмечался еще двумя годами ранее и не помешал росту 2014-го.

Сказались те самые фундаментальные перегибы, о которых так долго говорили огранщики. Рост цены на сырье в 2013-2014 годы в момент "надувания пузыря" подорвал их рентабельность, а накопившиеся запасы готовой, но нереализованной продукции на складах - ограничили аппетит к новым закупкам сырья. "В 2013-14 годах на рынок было выброшено значительное количество алмазов, которые, переработавшись, создали давление на рынок бриллиантов и привели к абсолютному несоответствию между спросом и предложением. В результате мы видим в течение долгого времени нисходящий тренд цены на бриллианты, который продолжает двигаться вниз. Он затронул и сырье", - пояснял глава смоленского "Кристалла" Максим Шкадов. Наконец, торможение экономик стран-лидеров по потреблению luxury, исключая США, не способствовало росту спроса на ювелирные изделия с бриллиантами.

В итоге алмазодобытчики, в первую очередь De Beers и "АЛРОСА", каждая из которых контролирует около 25% мировых поставок сырья, умело сняв сливки с растущего рынка ранее, в 2015 году столкнулись с оскудением ресурсов своих клиентов. Причем, как прямых клиентов - узкого круга долгосрочных покупателей-сайтхолдеров, так и вторичного рынка, с которого, в свою очередь, умело сняли сливки сайтхолдеры.

На рынке идет "сражение за оставшийся кэш" между крупнейшими поставщиками "АЛРОСА" и De Beers, и в этой борьбе "АЛРОСА" преуспевает больше, отмечал в сентябре все тот же Шкадов. "АЛРОСА" более гибко работает со своими клиентами, поэтому российская компания обошлась 15%-ным снижением цен, по сравнению с 18%-ной коррекцией De Beers. Система реализации крупнейших алмазодобытчиков практически идентична: более 70% продаж по выручке приходится на долгосрочных клиентов (сайтхолдеров), получающих в боксах избранные ими самими категории алмазов, и то, что нужно продать поставщикам. Клиенты у них одни и те же, различия только в количестве торговых сессий: у "АЛРОСА" они ежемесячные, у De Beers - 10 раз в году, а также в условиях отказа от товара и сортировке, то есть наполняемости боксов. Как выяснилось, бес кроется в деталях.

Перевес в количестве торговых сессий позволил "АЛРОСА" осуществить более гибкую адаптацию к рыночным реалиям, с учетом временного лага и возможности чаще корректировать ассортимент, пояснил аналитик отраслевого агентства Rough&Polished Сергей Горяинов.

Важную роль сыграл тот факт, что "АЛРОСА" позволяла клиентам в особо трудные для них времена (например, "тихий" третий квартал) отказываться от части месячной закупки, не нагружая их избыточным сырьем. В августе, например, лимит отбора был 20%, а в ноябре-декабре 30%, т.е. клиенты могли отказаться от 80% и 70% своих обязательств соответственно. De Beers до последнего не разрешала такие вольности, пытаясь максимально обременить клиентов. В виде послабления разрешалось перенести свои обязательства на будущие один-два месяца. Строгая дисциплина сыграла злую шутку. Уже в середине года отраслевые СМИ запестрели сообщениями о разрывах контрактов по инициативе клиентов, а в ноябре De Beers пришлось разрешить сайтхолдерам не покупать ничего. Ноябрьский сайт принес De Beers всего $70 млн, в декабре было продано $150 млн - это вопиюще малые цифры. "Общий настрой сайтхолдеров - не брать, если они будут видеть убытки или брать минимум", - говорил представитель одного из клиентов. De Beers не является монополистом в алмазных поставках, и не исключено, что клиенты могли уходить к более лояльной "АЛРОСА". Тем более что, по ряду сигналов, особенно во второй половине года предпочтения клиентов смещались в сторону небольших алмазов массового сегмента, которыми "АЛРОСА" располагала в большем количестве.

"De Beers пришлось позволить клиентам отказываться от боксов на 100%, а "АЛРОСА" удалось этого избежать, сделав боксы более привлекательными для клиентов, произведя пересортировку. Видимо, добавляли сырье, исходя из потребностей клиентов, убирали менее ликвидные сорта. Несмотря на то, что клиенты одни и те же, потребности все же различаются, тем более на таком волатильном рынке", - считает С.Горяинов. "У "АЛРОСА" более гибкая и, если так можно сказать, более рыночная политика, компании удалось лучше договариваться с клиентами. "АЛРОСА" сумела нормально обработать пул клиентов", - резюмировал он.

При этом за счет большей стоимости алмазов и относительно неплохих (по сравнению со вторым полугодием) продаж в первом полугодии De Beers получила за этот период выручку $3 млрд (падение на 21% в годовом выражении). "АЛРОСА" по итогам полугодия отставала, получив около $2,3 млрд (пересчет по среднему курсу ЦБ за период 57,2 руб./$), динамика по выручке и EBITDA была положительной из-за девальвации. Данных De Beers за 9 месяцев нет, да и любые сравнения публичной российской компании, которая отчитывается в рублях, с подразделением Anglo American по показателям несколько натянуты. Но есть основания полагать, что с учетом слабых продаж в конце года разница могла нивелироваться. "Теоретически "АЛРОСА" может опередить De Beers в этом году, учитывая, что у "АЛРОСА" все время был меньше разрешенный коэффициент отмененных продаж. Например, в ноябре у De Beers был уровень отказа 100%, а у "АЛРОСА" - 70%. "АЛРОСА" должна была продавать больше", - считает Олег Петропавловский из БКС.

При всей условности сравнения, надо отметить, что на кону - громкий титул "крупнейшей алмазодобывающей компании по выручке", к которому, вслед за позицией лидера по объемам, так стремится "АЛРОСА". А главное, что недостаток гибкости в продажах уже заставил De Beers поторопиться с проявлениями гибкости в добыче.

Реагируя на падение спроса, De Beers трижды в 2015 году снижала свой производственный ориентир - суммарно с 32-34 млн карат до 29 млн карат, а в конце года объявила о закрытии наименее рентабельного рудника - канадского Snap Lake. В конце декабря основное предприятие De Beers Debswana объявило о консервации шахты Damtshaa, а также снижении переработки руды на руднике Orapa. Похожие процессы проходят или готовятся во всех алмазодобывающих компаниях - например, Rio Tinto, Petra и Dominion. "АЛРОСА", ведущей производственную деятельность в вечной мерзлоте Якутии, сложнее дается манипулирование добычей из-за климатических и социальных особенностей. Возможность корректировки производственной программы рассматривается по итогам первого квартала. К слову, оптимизма у аналитиков не вызывает не только первый квартал, но и весь будущий год. Но грамотная политика продаж позволила, по крайней мере, в уходящем году не создавать "навес", который, по мере увеличения, станет избыточным для "АЛРОСА" и для рынка.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Суд Киева удовлетворил иск к "Газпрому" о взыскании штрафа на $6,6 млрдСуд Киева удовлетворил иск к "Газпрому" о взыскании штрафа на $6,6 млрд
Хозяйственный суд Киева полностью удовлетворил требования Антимонопольного комитета УкраиныПодробнее
Нефть подорожала до максимума за 16 месяцевНефть подорожала до максимума за 16 месяцев
Котировки февральских фьючерсов на нефть Brent увеличились до $54,92 за баррельПодробнее
Apple признала планы разработки беспилотных автомобилейApple признала планы разработки беспилотных автомобилей
Компания говорит, что занимается созданием автономных систем, которые смогут изменить "будущее транспорта"Подробнее
В Центробанке опровергли кражу хакерами со своих счетов 2 млрд рублейВ Центробанке опровергли кражу хакерами со своих счетов 2 млрд рублей
Как пояснили в пресс-службе ЦБ РФ, в обзоре финансовой стабильности, сделанном накануне, речь шла о потерях банков и их клиентов от атак за весь годПодробнее
Хакеры украли 2 млрд рублей со счетов ЦентробанкаХакеры украли 2 млрд рублей со счетов Центробанка
Злоумышленники пытались похитить 5 млрд рублей, однако атаку удалось частично отразитьПодробнее
Суд отклонил иск Минфина о взыскании с Потанина $68 млнСуд отклонил иск Минфина о взыскании с Потанина $68 млн
Внешэкономбанк хотел добиться от бывших владельцев ОАО "Росхлебпродукт" возмещения убытков, связанных с ликвидацией корпорацииПодробнее
Новости в разделах
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи