"РусАл" ждет от Tesla алюминиевой революции в автопроме

Электрокары стали новой надеждой на рост мирового спроса на алюминий

"РусАл" ждет от Tesla алюминиевой революции в автопроме
Фото: epa/vostock-photo

Москва. 19 июля. INTERFAX.RU - "РусАлу" не нужно бороться за рыночную долю на внутреннем рынке: в России других производителей алюминия нет. Но вот борьбу с другими материалами, и не только металлами, за долю в общей структуре потребления компания ведет постоянно. Усилия "РусАла" в России к качественным сдвигам пока не привели, и потребление алюминия в стране остается примерно на одном и том же уровне. Новая надежда на рост мирового спроса - электрокары.

Популярность электрических и гибридных автомобилей в мире неуклонно растет. Только в 2015 г. продажи выросли на 70%, или на 500 тыс. штук, к 2014 г. Тем не менее доля электрокаров в общемировом объеме продаж авто составила всего 0,6% в прошлом году.

Законодателем моды на электрокары по праву считается Илон Маск, прославившийся не только как сооснователь Tesla Motors Inc., но и как владелец SpaceX. Созданная в 2003 г. Tesla Motors представила рынку три модели электрокаров - Roadster, Model S и Model X. В следующем году компания планирует начать продажи Model 3, которая станет первым бюджетным автомобилем в линейке Tesla со стартовой ценой в $35 тыс. Лишь за первую неделю предзаказов было зарезервировано 325 тыс. штук. Для сравнения: по итогам II квартала 2016 г. Tesla Motors реализовала 14 тыс. 370 автомобилей.

Производители в борьбе за снижение веса электрокаров выбирают алюминий, предпочитая его традиционному металлу в автопроме - стали. Уже сейчас автомобили Tesla состоят почти на 70% из алюминия, а в среднесрочной перспективе высока вероятность, что доля этого металла дойдет до 100%.

О том, влияет ли рынок электромобилей на инновационные разработки в алюминиевой промышленности, как Китаю удалось обогнать США по числу электрокаров, почему перспективно быть поставщиком металла для Tesla Motors, рассказал "Интерфаксу" директор ОК "РусАл" по сбыту в России и странах СНГ Роман Андрюшин.

Алюминий в Tesla

По словам Андрюшина, Tesla вобрала в себя все инновационные технологии, а присутствие алюминия в этих электрокарах достигает отметки в 70%. В обозримом будущем наряду с Tesla другие автомобили будут на 90%, а может и на 100%, алюминиевыми, за вычетом резины, краски. "Эта тенденция началась порядка 5 лет назад и продлится следующие 15-20 лет", - убежден топ-менеджер.

По подсчетам Андрюшина, если взять в расчет, что на производство одной Tesla требуется 500 кг металла, то закупки алюминия на 60 тыс. автомобилей составят уже порядка 30 тыс. тонн в год. "В принципе, объем хороший для одного потребителя первичного алюминия, но в масштабе 20 млн тонн в мире, которые приходятся на автомобильную промышленность, это все еще меньше процента", - сетует он.

Использовать алюминий в машинах начали еще до Tesla, это лишь один из таких производителей.

"Надеюсь, что после строительства новых автозаводов продажи электрокаров вырастут в разы. Уже сейчас ставятся задачи по выпуску 500 тыс. Tesla в год, хотя на данный момент их производство невелико. Когда будет выпускаться 500 тыс. автомобилей, то только один завод станет закупать 250 тыс. тонн металла. Россия и СНГ в этом году, может быть, потребят немногим больше 800 тыс. тонн. Поэтому 250 тыс. тонн алюминия в масштабах сегодняшней России - это треть рынка! Конечно, я хочу, чтобы он построил завод в России. Или чтобы мы стали его поставщиком", - сказал Андрюшин.

Вытеснение алюминием стали в производстве автомобиля вызывает опасения со стороны представителей черной металлургии. "Угроза вытеснения стали алюминием и другими субститутами, конечно, не может не беспокоить. Пока доля электрокаров в автопарке ничтожно мала, очевидно, что в короткий срок они не станут альтернативой для топливных автомобилей. Но и в обычных автомобилях есть попытки использования алюминия. Например, Ford F-150", - отмечает главный экономист управления корпоративной стратегии ПАО "Северсталь" Павел Воробьев.

Он подчеркнул, что стремление к снижению веса автомобиля вызвано как необходимостью сделать автомобили более экономичными, что при низких ценах на нефть теряет свою актуальность, так и заботой об экологии. "Именно последняя причина наиболее серьезна. Но здесь эффект достигается не только за счет замещения стали другими материалами, но и за счет совершенствования конструкции двигателя. Автомобиль может всегда обойтись без стали, но его никто не будет покупать из-за высокой цены, если это не брендированный электрокар. Сталь - это оптимальный материал с точки зрения цены и свойств. Поэтому не думаю, что соотношение алюминия и стали сильно изменится в будущем", - рассуждает он.

Воробьев напомнил, что ведущие производители стали уже широко используют технологии, которые позволяют снизить вес конечного изделия. "Речь идет о высокопрочных сталях, которые при меньшем весе обладают требуемой прочностью. Именно высокопрочные стали, а не алюминий, будут в будущем в большей степени заменять обычную сталь в автопроме. Поэтому металлурги сохранят свое присутствие в отрасли, но только изменят сам продукт", - убежден он.

В чем не прав Илон Маск?

В конце октября прошлого года Маск заявил о планах Tesla Motors Inc. в течение двух лет начать производство электромобилей в Китае, рассчитывая на государственные программы поддержки экологичного автотранспорта. Благодаря локализации производство продукция Tesla станет дешевле на треть за счет уменьшения транспортных расходов и импортных пошлин.

В "РусАле" считают, что логика Маска относительно китайского рынка верна - нужно строить производства непосредственно в регионе потребления. Для сравнения: в КНР продается порядка 25 млн новых автомобилей в год, в то время как в США - 16 млн.

"В чем не прав Илон Маск? Он сейчас объявил о том, что строит новый завод по производству автомобилей в Китае, будет использовать китайский алюминий. 70% экономики КНР построено на энергетике, получаемой от сгорания угля. Концепция экологически чистого алюминия должна быть выдержана - от чистого производства компонентов до ресурсной экономии и экологии его использования. В строительстве завода в Китае Маск столкнется с проблемами поиска экологически чисто произведенных материалов. Здесь мы могли бы ему помочь", - рассуждает Р.Андрюшин.

Сейчас тренд в автопроме заключается в том, что крупные автоконцерны с многолетней историей начинают глубже изучать технологию производства материалов, а Audi и BMW в этом отношении достаточно далеко продвинулись, подчеркивает он.

"Но китайцы опередили США не только по показателю общих продаж автомобилей, но в том числе и по электрическим авто. Китай за два года развернул их производство, подвинув Tesla на второе место. Электрокаров в КНР в 2015 г. было продано 65 тыс., в то время как продажи Tesla составили - 50 тыс. 580 машин в 2015 году, из них 208 кроссоверов Model X. Компания не раскрывает информацию о продажах в регионах, но указывала в прошлом, что более половины поставок осуществляется в США", - рассказывает Андрюшин.

В Китае для стимулирования покупки электромобилей запущена государственная программа: правительство дотирует половину стоимости автомобиля и самостоятельно строит станции по их зарядке. "В Америке этот вопрос решил один гражданин - Илон Маск. В Европе вопрос создания инфраструктуры решается проще, чем в РФ, поскольку регион сам по себе небольшой", - сказал представитель "РусАла".

"Я ожидал, что Китай будет инертен, потому что огромная страна, благосостояние растет, но еще не достигло европейского уровня, есть определенные проблемы с продвижением иностранных брендов. Но нет! Они приняли государственную программу и за два года стали первыми по производству электромобилей. Например, китайская BYD, о которой мало кто знал еще два года назад, уже продала 60 тыс. автомобилей", - восхищается успехами КНР Андрюшин.

Алюминий vs литий

Планы Tesla Motors по наращиванию производства и появление новых игроков на рынке электрокаров подталкивает алюминиевую промышленность к новым разработкам.

На текущий момент практически половина веса автомобиля Tesla приходится на литий-ионные батареи - около 700 кг. Но этот вид аккумуляторов для электрокаров не самое лучшее решение, убеждены в "РусАле".

"Алюминий - инновационный материал, который, очевидно, заменит литий в аккумуляторах. Он в пять раз дешевле и удовлетворяет требованиям пожаро- и взрывобезопасности. Алюминий-ионные аккумуляторы в отличие от литий-ионных не воспламенятся и не взорвутся при нагреве или механическом повреждении. При этом они заряжаются гораздо быстрее литиевых аналогов", - объясняет Андрюшин.

По словам Андрюшина, алюминий-ионные батареи будут пользоваться спросом практически везде, но в первую очередь рассматривается их применение в электрокарах. "Не менее актуальными являются накопители энергии для промышленных производств, потому что проблема пиковых нагрузок сейчас не решена. Но она разрешится в ближайшем будущем. Например, в Германии много внимания уделено этому вопросу", - рассуждает он.

Топ-менеджер привел пример Красноярского края, где ночной тариф на электроэнергию в разы ниже по сравнению с дневным. "На предприятиях, оснащенных такими накопителями, не будет потребности в ночных сменах, т.к. эти батареи могут накапливать электроэнергию ночью в аккумуляторе, а потом в течение дня ее использовать. Это принципиально изменит мировую энергетическую экономику и энергетический баланс", - не сомневается Андрюшин.

На текущий день мировые лидеры в производстве аккумуляторов ведут активную научно-конструкторскую работу в направлении создания алюминий-ионных перезаряжаемых источников тока. Есть ряд центров компетенции в Америке, Европе и Азии. "РусАл" сейчас очень пристально изучает этот вопрос. Я думаю, что мы стоим ближе всего к успеху, потому что, по предварительной экспертизе, наши ученые по достигнутым результатам превзошли команды, которые этим занимаются уже семь лет в Европе и десять лет в Америке", - сказал топ-менеджер "РусАла".

Как скоро начнется производство алюминий-ионных батарей - это вопрос нескольких лет: "с инновациями и изобретениями всегда непросто, но сейчас темпы развития технологий и разработок значительно быстрее".

"Мы стремимся не только идти в ногу со временем, но и опережать своих конкурентов. По этой причине мы уже начали заниматься алюминий-ионными перезаряжаемыми батареями. Наше преимущество в том, что решение в мире пока не найдено. Мы не стоим на месте, ведущие университеты России занимаются этим вопросом в рамках научной деятельности. Мы не просто занимаемся фундаментальными научными изысканиями, мы сразу разворачиваем процесс в плоскость промразработки при участии промышленных партнеров с выходом на промышленный прототип", - резюмировал Андрюшин.

Скорее роскошь, чем средство передвижения

Несбывшейся мечтой оказалась идея создания российского гибридного автомобиля. "Ё-мобиль" Михаила Прохорова так и не преодолел стадии глубоко предсерийных прототипов и весной 2014 г. стало известно, что "Онэксим" отказался от проекта. Все технологии, конструкторская документация и исключительные права на ноу-хау по разработке кузова и шасси автомобиля были переданы за символический 1 евро в НАМИ.

В "РусАле" подчеркивают, что в России один из самых старых автопарков (средний возраст автомобиля порядка 10-12 лет) и один из самых низких показателей количества автомобилей на душу населения, а потребность в мобильности у населения очень высока.

"Электрокары, безусловно, тоже имеют будущее в России, но говорить о каких-то конкретных цифрах пока преждевременно ввиду ряда нерешенных технических задач и климатических особенностей России", - рассуждает Андрюшин.

Tesla Motors придерживается политики прямых продаж, развивая собственные сети автосалонов. Однако в России компания И.Маска не продает напрямую электромобили, в результате чего появляются дилеры, которые занимаются доставкой Tesla из-за рубежа и берут на себя все хлопоты по ее доставке, в том числе таможенные процедуры.

Сейчас в России порядка 300 автомобилей Tesla, в основном в Москве. "Буквально пару лет назад счет шел на десятки, но сейчас продажи Tesla в РФ ускоряются, несмотря на кризис. В ноябре-декабре прошлого года, например, у нас были самые крупные продажи за более чем два года работы", - рассказывает "Интерфаксу" директор по коммуникациям Moscow Tesla Club Игорь Антаров.

По его словам, рост продаж Tesla в России обусловлен тем, что luxury-автомобиль могут себе позволить обеспеченные покупатели, которые не столь сильно ощущают кризис, как, например, средний класс. Среди адептов Tesla есть и глава Сбербанка Герман Греф, который охарактеризовал изобретение Маска как "удивительно сбалансированный автомобиль, чувствует своего хозяина и может то, что не могут все остальные".

"Сейчас таможенные сборы увеличивают цену на Tesla в РФ минимум на 48%, плюс утильсбор, в результате чего стоимость автомобиля вырастает на 50-52% от начальной цены, к этому добавляется еще логистика и комиссия агента, обеспечивающего доставку. Соответственно реалистичная стоимость на Model S от 115 тыс. евро до 200 тыс. евро. Но, как правило, приобретают автомобили от 165 тыс. евро, так как покупатели предпочитаю не брать "пустые" машины", - говорит Антаров.

Что касается Model 3 (начальная цена в США от $35 тыс.), то в России ее стоимость будет доходить как минимум до $50 тыс., предполагают в Moscow Tesla Club. Основная причина заключается опять же в таможенных сборах, несмотря на продление ЕЭК действия нулевых ввозных пошлин на электромобили до сентября 2017 г.

"Таможня требует сертификат ОТТС, а на Tesla этого сертификата просто не существует. Соответственно юрлицо, на которое действует скидка на пошлину, не может ввезти автомобиль, а физлицо в любом случае ее платит", - поясняет Антаров.

Согласно подсчетам Moscow Tesla Club, несмотря на высокую начальную стоимость автомобиля, обслуживание электрокара обходится в разы меньше, чем ежемесячные затраты на бензиновый аналог.

"Полный заряд батареи Tesla хватает на 400 км. Если зарядить автомобиль с нуля, то затраты составят 300 руб., а по ночному тарифу порядка 150 руб. Более того, Tesla знает, когда брать дешевое электричество - зарядка начинается при дешевом тарифе", - отмечает Антаров.

Вопрос, где зарядить автомобиль в Москве, решается. МОЭСК и другие организации построили ряд станций, на данный момент их порядка 30 и в дальнейшем их число будет только расти, убежден Антаров. Впрочем, пока прогресс шагает медленно - 20 станций экспресс-зарядки автомобилей МОЭСК установил в столичном регионе еще несколько лет назад.

Представитель "Россетей" сообщил "Интерфаксу", что в рамках Всероссийской программы развития зарядной инфраструктуры для электромобилей, которую компания реализуют с февраля 2012 г., установлено более 60 станций: в Москве - 30 зарядных станций, столько же - в регионах. Как ожидается, в текущем году в Санкт-Петербурге будет установлено еще 18 станций.

"Создается инфраструктура в Сколково и на территории Новой Москвы. Опыт программы "Московский электротранспорт" будет тиражироваться в регионах. До конца 2018 г. мы планируем установить 1000 зарядных станций в 10 российских регионах", - сообщил представитель "Россетей".

Представитель компании напомнил, что правительство Москвы объявило о развитии программы по электромобилизации города, в рамках которой в ближайшее время в Москве будет установлено порядка 250 станций, а "Россети" уже стали партнером города в рамках этой программы.

Теги: РусАл, Tesla
FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Проект "Особенный банк" в 2017 году выйдет в регионыПроект "Особенный банк" в 2017 году выйдет в регионы
Проект рассчитан на пожилых, маломобильных клиентов и инвалидов, сообщил представитель Сбербанка Владислав КрейнинПодробнее
Российской экономике предсказали еще один год неопределенностиРоссийской экономике предсказали еще один год неопределенности
Выводы экспертов, выступавших в рамках открытой сессии "Экспертного совета аналитиков", организованной "Гильдией аналитиков и риск-менеджеров" совместно с "Интерфаксом"Подробнее
Еврокомиссия начала расследование против Германии из-за VolkswagenЕврокомиссия начала расследование против Германии из-за Volkswagen
Аналогичные процедуры начаты в отношении Чехии, Литвы, Греции, Люксембурга, Испании и ВеликобританииПодробнее
ЦБ РФ отозвал лицензии у четырех московских банковЦБ РФ отозвал лицензии у четырех московских банков
Речь идет о Вега-банке, М2М Прайвет банке, Международном банке развития и банке "Русский финансовый альянс"Подробнее
Евро упал к рублю до минимума почти за полтора годаЕвро упал к рублю до минимума почти за полтора года
Падению курса способствовали итоги заседания Европейского центрального банкаПодробнее
"Аэрофлот" назвал низкую загрузку бортов дополнительным фактором массовой отмены рейсов"Аэрофлот" назвал низкую загрузку бортов дополнительным фактором массовой отмены рейсов
В авиакомпании подчеркнули, что определяющим этот фактор не являетсяПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи