ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 13:10

Компания в суде отстояла право на возврат НДС по авансовым платежам

Москва. 21 декабря. INTERFAX.RU - Повторное рассмотрение дела в суде помогло компании добиться возврата 303 млн рублей НДС по возвращенным авансам после того, как заказчик отказался от договора. Сначала налоговая инспекция и суды отказали компании в возмещении из-за пропуска годичного срока, но кассация решила, что срок начинается с даты возвращения аванса, а не расторжения договора. Теперь у компаний, "пропустивших" этот срок из-за временного разрыва, появятся шансы на возврат средств, прогнозируют эксперты.

ООО "Стройимпульс СМУ-1" обратилось в суд, чтобы оспорить решение ФНС об отказе в возмещении НДС. Суды первых двух инстанций отказали компании, однако кассация встала на ее сторону, отправив дело на новое рассмотрение, которое "Стройимпульс СМУ-1" в итоге выиграло.

Суды установили, что в 2011-2012 годах компания (подрядчик) и ОАО "ГУОВ" (заказчик) заключили несколько договоров подряда с перечислением аванса. Но затем договоры расторгли: 25 апреля 2013 года заказчик направил подрядчику уведомление с требованием вернуть деньги (компания получила документ 14 мая). В октябре взаимные денежные обязательства сторон (в том числе по возврату аванса) были прекращены зачетом однородных требований.

В декабре 2014 года компания представила уточненную декларацию по НДС за четвертый квартал 2013 года, в которой заявила 435,7 млн рублей к возмещению из бюджета.

Налоговая инспекция провела камеральную проверку декларации и отказала компании, посчитав, что организация пропустила годичный срок для применения налоговых вычетов (п. 4 ст. 172 НК - Порядок применения налоговых вычетов). Компания обратилась в суд. После проигрыша в двух инстанциях "Стройимпульс СМУ-1" пошло в кассацию.

"Податель жалобы считает, что вывод судов о пропуске налогоплательщиком годичного срока для предъявления налогового вычета по НДС является ошибочным, поскольку предельным сроком предъявления налогового вычета является 20 января 2015 года - последний день подачи налоговой декларации за четвертый квартал 2014 года, а не 20 июля 2014 года, как установлено судами", - говорится в решении кассационной инстанции. Податель жалобы также считает, что поскольку ФНС изменила основания отказа в возмещении НДС, то это решение является новым и может обжаловаться в суде. Судебное производство в кассационной инстанции начато с самого начала, отметил суд.

Пункт 5 ст. 171 НК (Налоговые вычеты) прописывает, что вычет можно применять к налогам, исчисленным продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм полной или частичной предоплаты поставок товаров (выполнения работ, услуг) при изменении или расторжении договора и возврате аванса. Эти вычеты идут в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке после возврата или отказа, но не позднее одного года после возврата, говорится в решении суда.

В этом деле компания получила аванс по договорам, но впоследствии заказчик отказался от их исполнения и получил аванс назад через зачет взаимных требований. "Таким образом, условия, связанные с правом на вычет, соблюдены обществом только в четвертом квартале 2013 года. Следовательно, право на применение налогового вычета по НДС по спорной хозяйственной операции возникло (в это же время)", - отметил суд.

Компания настаивала, что в этом деле нужно применять общий трехлетний срок для предъявления налогового вычета по НДС по ст. 173 НК, но суды отклонили этот довод, указав на специальную норму ст. 172 НК. "В то же время судами сделаны неправомерные выводы о том, что, если расторжение договоров подряда и возврат авансовых платежей приходятся на разные налоговые периоды, восстановление сумм НДС, ранее принятых к вычету в отношении оплаты, перечисленной в счет предстоящей поставки товаров, необходимо произвести в периоде расторжения договора, а также о том, что с этого периода следует исчислять годичный срок, в пределах которого возможно реализовать право на налоговый вычет", - отметил суд кассационной инстанции.

Поскольку уточненная декларация за четвертый квартал 2013 год подана компанией 17 декабря 2014 года, вывод судов о пропуске годичного срока необоснован, а оспариваемые решения инспекции - недействительны, решил суд, принимая доводы компании и отправляя дело на новое рассмотрение.

Во второй половине октября Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял сторону компании и обязал налоговиков возместить из бюджета 303,68 млн рублей НДС. При повторном рассмотрении компания снизила свои требования, представители ФНС подтвердили правильность заявленной суммы.

Покупатель расторг договор в мае 2013 года, в связи с чем у продавца возникло право на вычет во втором квартале 2013 года, говорит старший юрист BGP Litigation Денис Савин. Суды первых инстанций решили, что если расторжение договоров подряда и возврат авансовых платежей приходятся на разные налоговые периоды, восстановление сумм НДС, ранее принятых к вычету по предоплате, нужно сделать в периоде расторжения договора (и с него исчислять годичный срок на вычет), считает он.

Но кассация рассудила иначе. "Статья 172 НК РФ ограничивает срок вычета при возврате товаров (работ, услуг) одним годом против общепринятых трёх лет. Очевидно, что на практике существует временной лаг между датой отказа покупателя от товаров и датой возврата денег. То есть, если считать от даты возврата средств (а не от даты возврата товаров, работ, услуг), времени на вычет у налогоплательщиков будет больше - в среднем на один-два квартала", - отмечает Д.Савин.

Позиция, что срок на вычет НДС начинается с момента возврата аванса, а не с даты расторжения договора, ранее уже встречалась в судебных актах, указывает руководитель юридического департамента АГК "МЭФ-Аудит" Александр Овеснов. "Это верно, так как ст. 171 и 172 предусматривают необходимость возврата авансовых платежей как обязательное условие для применения налогового вычета при расторжении или изменении договора. Поэтому логично, что и годичный срок начинает исчисляться не с даты расторжения договора, а с даты фактического возврата авансовых платежей (точнее, даже со дня окончания соответствующего налогового периода - в этом деле суд указал крайнюю дату - 31 декабря 2014 года)", - отмечает юрист.

У организаций, пропустивших годичный срок для заявления вычетов, появляется шанс все же принять эти вычеты, если был временной разрыв между датой возврата товаров и возвратом денег, прогнозирует Д.Савин. Ранее суды придерживались позиции, что годичный срок распространяется только на случаи возврата товара и не относится к случаям возврата авансовых платежей, для которых применяется общий трехлетний срок, и только где-то примерно с 2013 года судебная практика поменялась, добавляет А.Овеснов.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });