Итоги 2016 года: Интернет-индустрия. Не достучаться до небес

Заканчивающийся год в части сотрудничества отрасли с государством стал практически провальным

Итоги 2016 года: Интернет-индустрия. Не достучаться до небес
Фото: YAY/ТАСС

Москва. 29 декабря. INTERFAX.RU - Всего год назад президент страны призывал интернет-отрасль выстраивать отношения с государством и "искать общие решения", даже встречался с ее представителями, обзавёлся советником по вопросам индустрии. И вроде бы все услышали наставления главы государства - институты и ассоциации активно кинулись общаться с властью, создавались рабочие группы, прорабатывались совместные инициативы. Однако что-то пошло не так, и 2016 год в части сотрудничества отрасли с государством стал практически провальным.

На одном из отраслевых мероприятий власть и отрасль даже сравнили с разноименно заряженными частицами, которые действуют против законов физики. И пока частицы все же пытались притягиваться, интернет разрастался и становился всепроникающим, а экономика - все более цифровой.

Трудности диалога не означают, что государство неадекватно оценивает роль отрасли в истории. Всего несколько лет назад "Яндекс" был нужен российским антимонопольщикам разве что для того, чтобы погуглить цены на бензин в рамках очередного "дела нефтяников". Теперь, к радости или к печали, жаловаться на недостаток внимания надзорного ока отрасли не приходится.

Мобилизация рунета. Выход из кризиса

В целом, интернет-отрасль положительно оценивает результаты уходящего года - кризисный сценарий развития (рост на уровне 8-10%) сменился на консервативный (10-15%). Эксперты ожидают, что такой темп роста интернет-отрасль сохранит в ближайшие несколько лет.

"У нас (в интернет-отрасли - ИФ) кризис, но мы растем, - отмечал осенью замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. - Кризис был для отрасли позитивным фактором - половина интернет-игроков из-за кризиса вынуждены были заняться разработкой новых продуктов и сервисов. Также кризис заставил их заняться повышением производительности труда - рост этого показателя за 2015-2016 годы составил около 20%".

По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), объем интернет-рынков (контент и сервисы) по итогам года составит 1,581 трлн рублей (рост на 16,6%). При этом уже 25% экономики Рунета, или 0,6% российского ВВП, приходится на мобильный интернет.

Последние два года аудитория Рунета растет исключительно за счет мобильной составляющей. На сегодня в стране уже 62 млн пользователей мобильного интернета.

По официальным данным StatCounter, в ноябре 2016 года мобильный трафик (глобальный) обогнал трафик с десктопа. Таким образом, mobile first, который все так долго предрекали, официально наступил.

"В апреле 2016 года мы поняли, что стали мобильной компанией: в большинстве наших проектов основной трафик идет именно с мобильного. Это логичный итог работы, которую мы начали уже довольно давно, и мы продолжим развивать это направление как на российском, так и на международном рынке", - сообщила "Интерфаксу" вице-президент Mail.Ru Group, руководитель бизнес-подразделения "Почта и портал" Анна Артамонова.

При этом индустрия прошла этап, когда создание мобильных продуктов было новой задачей. Для многих людей смартфон уже является единственным устройством для выхода в интернет.

"Сейчас приходит понимание, что разделять сервисы по способу использования не вполне верно. Это цельная сущность, которая должна учитывать платформу, на которой человек взаимодействует с ней. Производительность мобильных устройств тоже растет, и с их помощью можно решать более сложные технологические задачи", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе "Яндекса".

Реклама - топливо интернета

Выйти из кризиса прошлого года удалось и рекламному рынку. Бурного роста нет, но все же рекламодатели уже почти вернулись к докризисным рекламным бюджетам.

Поспособствовал росту в основном сегмент интернета, который уже догоняет ТВ по рекламным доходам. Рекламодатели тратят в сети до 38% бюджетов, а в эфире - 42%, следует из данных Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР).

Правда, не все эксперты согласны с таким цифрам, ссылаясь на методику оценки. Но тренд все же очевиден. Эксперты IAB Russia, со ссылкой на данные eMarketer, указывают, что в среднем по Европе интернет обошел по рекламным доходам ТВ в 2015 году. В Великобритании, например, это произошло несколько лет назад, но в других странах пока преобладает ТВ. В США, как ожидается, интернет обойдет телевидение уже в 2017 году.

Крупнейшие российские интернет-компании - "Яндекс" и Mail.ru Group по итогам 9 месяцев 2016 года заработали на двоих 64 млрд рублей на рекламе (как контекстной, так и медийной), а их общая совокупная выручка составляет 82,9 млрд рублей. При этом у "Яндекс" доля онлайн-рекламы в структуре выручки составляет почти 100%, у Mail.ru меньше, но вклад все же значительный - 43%.

В "Яндексе" считают, что стратегический вектор развитии рекламы на ближайшие годы будет связан с объединением в единую систему маркетинговых и рекламных инструментов в онлайне и офлайне.

Однако привычное потребление контента - серфинг - под угрозой. И на это есть все основания.

Крупнейшие мировые интернет-корпорации отмечают возросшую популярность блокировщиков рекламы в сети. По данным eMarketer, порядка 23% интернет-пользователей США старше 15 лет использовали (данные на конец сентября) специальный софт, который блокирует показы рекламы на сайтах.

Поспособствовать росту популярности блокировщиков намереваются телекоммуникационные операторы, постепенно превращающиеся в "трубу" для интернет-трафика, на котором зарабатывают интернет-компании.

Так, МТС изучает вопрос блокировки рекламы в интернете и ищет подрядчика для проекта под названием "Блокировка рекламы на сети по запросу абонента". А ранее оператор с холдингом Rambler&Co запустили совместный сервис, который позволяет абоненту МТС получать доступ к ресурсам Rambler без рекламы за 6 руб. в день. Однако услуга доступна на конкретных ресурсах и по договоренности с их владельцем.

МТС предупреждает, что "присматривается к такой возможности", ведь неясны юридические последствия. "Вымпелком" не планирует вводить такие услуги, "Мегафон" также пока не заявлял о таких планах.

Шок - это по-нашему

С весны-2016 только ленивые не обсуждали - но даже ленивые как минимум знали, о чем речь - так называемый "закон Яровой" (характерно, что именно в высокотехнологичной отрасли прижилась американская манера называть законопроекты именем авторов). Пакет антитеррористических поправок депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова обязывает операторов и интернет-компании хранить весь пользовательский трафик в срок до шести месяцев и полугода соответственно. Операторы связи также должны хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков (так называемые метаданные) в течение трех лет, интернет-компании - в течение года.

Законопроект, как, впрочем, и большинство других законодательных актов в области интернета, был принят стремительно - под эгидой борьбы с терроризмом и во имя национальных интересов.

Затраты на исполнение телеком-компании оценивали по-разному, но все сходились в том, что они превысят их годовую выручку, а в итоге гарантируют убытки, а бюджету - сокращение налоговых поступлений. Но если операторы связи пытались как-то консолидировано противостоять нововведению и выступали с лозунгами против закона, поясняя, что не ждут от применения "пакета Яровой" ничего хорошего, то интернет-отрасль, можно сказать, отмолчалась в сторонке.

"Яндекс" и вовсе заявил, что компания не ожидает существенного влияния "пакета Яровой" на бизнес компании, а Mail.ru Group, на чьи плечи вряд ли ляжет ответственность исполнения закона в той же мере, что и на телеком, называла завышенной оценку стоимости реализации. Более того, в конце года компания запустила для корпоративных клиентов сервис по хранению данных на мощностях своих центров обработки данных (ЦОД) и в краткосрочной перспективе готова зарезервировать под этот проект мощности, обеспечивающие хранение десятков петабайт данных. При этом Mail.ru позиционирует этот сервис, в том числе, как способ выполнения требований по "пакету Яровой".

Параллельно с этим рынок искал выгодополучателей от реализации закона и желающих "погреться у костра".

Организовать полугодовое хранение всей интернет-переписки, разговоров и контента россиян - дело не из сложных: если, например, поставить такую задачу перед "Ростехом", госкорпорация, несомненно, справится, не сомневался сенатор Озеров. Потом уже сам глава госкорпорации Сергей Чемезов выступил с предложением создать единый ЦОД с операторами связи для реализации закона. Однако в ФСБ поставили под сомнение инициативу и отметили, что она "требует проработки". Также предложение госкорпорации не поддержало Минкомсвязи.

В конце декабря министерство опубликовало подзаконные акты, которые разъяснили, каким образом должен быть реализован закон. Отрасль ожидала смягчения условий хранения пользовательского трафика, однако не дождалась. В "Мегафоне" тогда вновь отметили, что проекты актов в развитие закона по-прежнему готовятся без обсуждения с отраслью.

Время для обсуждения и изменения условий хранения данных еще есть, но, возможно, спокойствие интернет-отрасли обосновано и окажутся правы те эксперты, которые посчитали, что закон принят "про запас" и реально будет запущен в том объеме и в то время, когда у властей в этом будет насущная необходимость.

Разговоры немого с глухим

Пока большинство россиян будет отмечать наступление нового года застольем и народными гуляньями, вступят в силу закон о "новостных агрегаторах" и закон, вводящий так называемый "налог на Google". В случае с этими законами самая прогрессивная отрасль, у которой есть все средства коммуникации, так и не смогла достучаться до законотворцев, чтобы разъяснить последствия.

Впрочем, на некоторые уступки государство все-таки пошло. Из закона о "новостных агрегаторах" ушло положение об ограничении иностранного капитала до 20%, а "налог на Google" будет взиматься только с иностранных компаний, хотя в первоначальной версии законопроекта НДС распространялся и на российские.

В предстоящем году власть продолжит обсуждать несколько резонансных законопроектов, ни один из которых не вызывает оптимизма у отрасли.

Так, еще одному сегменту отрасли - онлайн-кинотеатрам - придется отстаивать право на финансирование, да чего уж там, полноценное существование вообще. В конце ноября в Госдуму внесен законопроект, запрещающий иностранцам владеть более чем 20% в онлайн-кинотеатрах. Также видеосервисы должны будут регистрироваться в реестре Роскомнадзора и заранее проверять загружаемый контент на предмет соблюдения российского законодательства.

Интересно, что разработкой документа занимался Медиа-коммуникационный союз (МКС), членами которого являются операторы связи и медиакомпании. Игроки рынка раскритиковали законопроект МКС и отмечали, что не участвовали в его обсуждении, а идейным вдохновителем документа стал Роскомнадзор.

Несмотря на критику, документ поступил в Госдуму почти без изменений.

При этом сегодня на российском рынке онлайн-видео есть множество проблем: например, телеканалы и производители фильмов теряют огромные суммы на пиратстве, утверждают игроки рынка. А задачи нынешнего проекта до конца не ясны, хотя МКС заявлял, что цель - обеспечить равные условия всем участникам рынка. Отрасль утверждает, что не собирается сдаваться и планирует направить силы (какие именно - неизвестно) на смягчение условий законопроекта или полного отказа от его принятия.

Власть в 2016 году также серьезно озаботилась защитой всего российского сегмента интернета. И хотя профильный министр Николай Никифоров сначала отрицал даже возможность проработки соответствующего документа, в ноябре Минкомсвязи опубликовало законопроект, который вводит понятие так называемой критической инфраструктуры интернета (национальные домены зоны .ru и .рф, точки обмена трафиком, все автономные системы, принадлежащие как юридическим, так и физическим лицам), предусматривает создание государственной информационной системы (ГИС) обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского сегмента интернета. Предполагается, что все основные элементы интернет-инфраструктуры должны принадлежать гражданам России и государству.

Как будет происходить процесс отделения российского сегмента интернета от глобального, пока не ясно. Но советник президента Герман Клименко предупреждает, что Россия должна быть готова к "отключению от мирового интернета". Поэтому перед государством стоит задача - отрегулировать российский сегмент интернета, чтобы "защититься", заявил он.

Не ОК, Google

В августе казалось, что показательное дело "ФАС vs Google" успешно завершено. И арбитражный, и апелляционный суды взяли сторону ФАС - оставлено в силе предписание службы, по которому Google должна была исключить из соглашений с производителями Android-устройств ограничения на установку приложений и сервисов других разработчиков, кроме самой Google. При этом ФАС назначила американской компании штраф в размере 438 млн рублей.

Вот только Google решила быстро не сдаваться. Компания обжаловала решение апелляционного суда в кассационной инстанции в октябре.

Помимо этого, августе-сентябре Google подала еще два иска к ФАС, которые были объединены в одном деле. Компания требует признать незаконным решение ведомства о штрафе в 438 млн рублей. В ноябре были поданы еще три иска, два из них - о признании незаконными административных штрафов по 500 тыс. рублей, которые были назначены Google Inc. и Google Ireland Ltd. за неисполнение предписания ФАС.

"У государства всегда много возможностей добиться от компаний исполнения решений своих судов - и государство никогда не смирится с игнорированием таких решений, - заявил глава ФАС Игорь Артемьев в ноябре. - Сейчас этап, когда выпишем компании повторный штраф. После повторного штрафа, при невыполнении компанией предписания, подадим иск о принуждении к его исполнению".

По истечении нового срока исполнения предписания (28 ноября - ИФ), в который Google так и не предоставила информацию о его исполнении, ФАС назначила компании очередной административный штраф - на 1 млн рублей. Более того, как и предупреждал Артемьев, служба подала иск о принудительном исполнении предписания. Если компания проиграет это дело, рассмотрение которого намечено на январь, менеджеры Google Inc. и Google Ireland Ltd. могут понести ответственность вплоть до уголовной.

Так сложилось, что обострение разбирательств с Google (назначения штрафов, подача исков и пр.), как будто послужило спусковым крючком - ФАС активизировала свою деятельность и по другим направлениям IT- и интернет-рынка.

В рамках расследования крупного картельного сговора на торгах по поставкам IT-оборудования ФАС занялась проверкой ряда производителей такой техники - в частности, Lenovo и HP. В дальнейшем ФАС возбудила дело в отношении компаний-поставщиков компьютерной техники.

Несколько ранее, в августе, служба возбудила дело в отношении компаний группы Apple Inc. по подозрению в координации ценообразования на iPhone 6S и 6S Plus в сетях 16 российских ритейлеров. Расследование ФАС показало, что с начала официальных продаж смартфонов iPhone 6S и iPhone 6S Plus в России большинство реселлеров установили на них одинаковые цены и удерживали их в течение определенного времени.

После этого Федеральная антимонопольная служба занялась проверкой всех крупных игроков рынка мобильных гаджетов. Так, в российские офисы производителей LG, Alcatel, Sony и Asus были направлены запросы в связи с жалобами на признаки ценового сговора при продаже флагманских моделей смартфонов компаний.

Не осталась без внимания российская "дочка" Apple - ООО "Эппл Рус". Эту компанию ФАС заподозрила в злоупотреблении доминирующим положением по жалобе пользователя iPhone - компания, являющаяся единственным поставщиком Apple Inc в Россию, не в состоянии обеспечить возможность использования смартфонов iPhone в течение срока их службы. Речь идет о том, что в Россию не поставляется ряд комплектующих к смартфонам Apple, что не позволяет производить их ремонт. Вместо этого компания предлагает пользователям менять "старый" смартфон на новый с доплатой.

Громко о себе заявил и другой надзорный орган - Роскомнадзор, который в суде отстоял право включить соцсеть LinkedIn в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных. В ноябре российские операторы по требованию регулятора начали блокировку сайта http://linkedin.com.

Роскомнадзор смог доказать, что соцсеть не выполняет требование российского законодательства о локализации персональных данных граждан РФ на территории России.

"Существует конспирологическая теория, что Linkedin - первая ласточка, на которой Роскомнадзор апробирует свои методы, а потом возьмется уже за серьезные социальные сети. На самом деле, причина была другая. Мы обратили внимание на то, что именно из социальной сети Linkedin было наибольшее количество утечек личных данных", - говорил глава Роскомнадзора Александр Жаров в интервью на телеканале НТВ.

Вопросы без ответов

Процесс интеграции интернет-экономики в общую экономику набирает обороты - времена самостийности стали историей. По мере увеличения уровня проникновения интернета в экономику уровень регулирования будет увеличиваться, а белых пятен будет все меньше.

Вопрос только в том, насколько это регулирование будет мешать или помогать появлению синергии при активном проникновении интернет-технологий в еще неосвоенные или мало освоенные сферы экономики.

"Яндекс" считает, что основные вызовы для всех сервисов сегодня - это персонализация в решении задач пользователя, способность взаимодействовать с человеком в любой форме (текст, голос или картинка, в идеальных условиях или с искажениями), умение отдавать ответ или решение на любых устройствах и в любых средах (десктоп, мобильность, ТВ).

Поэтому в 2017 году один из самых насущных вопросов, на который должна ответить индустрия - и не теорией, а работающей инфраструктурой, - касается создания саморегулирующейся, гибкой системы взаимодействия пользователей и площадок.

Еще один открытый вопрос - как будут реализовываться наполеоновские планы в другом сегменте интернета, электронной коммерции (e-commerce). Около года ведомства и отрасль обсуждают возможное создание "русской Alibaba", претенденты на этот статус не жалеют бумаги на письма в высокие инстанции с просьбой о поддержке. Краеугольным камнем этой концепции должна стать интернет-компания, которая будет проводником и единым окном для выхода российских производителей на мировые рынки. Несмотря на плотный информационный поток и обращения к президенту, результат пока не слишком убедительный - ведомства пока не в восторге от гигантомании в e-commerce. А попытки продвигать российские товары на зарубежных площадках наталкиваются на вполне онтологическую проблему: чтобы продавать, надо производить, а у России нет имиджа страны, которая производит товары (не считая тех, которые безо всякого интернета продает "Рособоронэкспорт").

Экономика
Госдума приняла закон об авансовых налоговых платежах физлицГосдума приняла закон об авансовых налоговых платежах физлиц
Документом предусмотрена оплата налогов банковской картой при трансграничных переводахПодробнее
Росстандарт предложил ввести оборотные штрафы за недолив топлива на АЗСРосстандарт предложил ввести оборотные штрафы за недолив топлива на АЗС
По данным агентства, на заправках недоливают от 1% до 20% топливаПодробнее
Глава Amazon Джеф Безос стал самым богатым человеком в историиГлава Amazon Джеф Безос стал самым богатым человеком в истории
Его состояние сейчас больше, чем было у Билла Гейтса в 1999 году с поправкой на инфляциюПодробнее
Топилин объяснил необходимость пенсионной реформы открывшимся "окном возможностей"Топилин объяснил необходимость пенсионной реформы открывшимся "окном возможностей"
По словам главы Минтруда РФ, сейчас ситуация, когда меньше входящих на рынок трудаПодробнее
"Мегафон" уйдет с Лондонской фондовой биржи"Мегафон" уйдет с Лондонской фондовой биржи
Оператор выкупит до 20,5% акций у миноритариевПодробнее
Силуанов оценил темпы падения пенсий, если не будет повышен пенсионный возрастСилуанов оценил темпы падения пенсий, если не будет повышен пенсионный возраст
Правительство отказалось от варианта увеличения страховых взносов в ПФР, опасаясь возвращения "зарплат в конвертах"Подробнее
Недвижимость
Последние новости