"КД Авиа" пролетела мимо господдержки

Есть обновление от 11:20

Калининградская авиакомпания "КД авиа" прощается с жизнью, не дождавшись поддержки - 4 млрд рублей, обещанные государством, так и не добрались до компании. Власти Калининградской области говорят, что было сделано все, чтобы помочь "КД авиа". Но источники в отрасли склонны винить именно область в том, что поддержка не дошла до адресата

Москва. 4 сентября. IFX.RU - Ровно через год после краха авиаальянса AiRUnion прекращает существование еще одна компания из первой десятки крупнейших авиаперевозчиков в РФ - Росавиация приняла решение отозвать сертификат эксплуатанта у калининградской "КД Авиа", столкнувшейся еще в конце прошлого года с финансовыми проблемами.

В противовес неожиданной остановке AiRUnion на этот раз власти страны были заблаговременно осведомлены о проблемах авиакомпании и даже пообещали ей беспрецедентную для авиаотрасли поддержку - 4 млрд рублей из федерального бюджета. Однако прямое указание премьер-министра РФ Владимира Путина передать "КД Авиа" бюджетные средств так и не было исполнено, и деньги растворились в областном бюджете.

Внятного ответа на вопрос, почему средства так и не дошли до "КД Авиа", нет.

Неожиданная остановка

В минувший вторник Росавиация получила от "КД Авиа" телеграмму, где сообщалось, что компания может прекратить свою операционную деятельность в связи с задолженностями перед лизингодателями, топливозаправочными фирмами, службами аэронавигации и аэропортами России и Европы. Уже на следующий день была прекращена продажа билетов на все рейсы авиакомпании, а руководство "КД Авиа" объявило, что приняло решение приостановить полеты.

Следующим шагом стало заявление федерального агентства, рекомендовавшего пассажирам сдавать билеты на рейсы "КД Авиа" и пользоваться услугами других перевозчиков. И, наконец, в пятницу сертификационная комиссия Росавиации решила аннулировать сертификат эксплуатанта "КД Авиа" с 14 сентября этого года. Пассажиров по билетам компании будут развозить другие перевозчики, заключившие ранее специальные договора с Росавиацией.

Четыре года на авиарынке

Авиакомпания "КД Авиа" была создана в 2005 году на базе АО "Калиниградавиа". С конца 2005 года компания начала активно расширять географию полетов и парк воздушных судов, приобретая в операционный лизинг самолеты Boeing-737-300. На тот момент компания ежегодно перевозила чуть более 300 тыс. человек, оперировала парком из 4 воздушных судов российского производства.

Главной идеей менеджмента компании было создание крупного перевозчика, который базировался бы в калининградском "Храброво". Привозя пассажиров из российских регионов в Калининград, "КД Авиа" имело возможность пересаживать их на другие рейсы - отправляющиеся в европейские города.

Постепенно компания получила разрешения на полеты в основные города Европы и к моменту остановки выполняла рейсы из Калининграда в крупные города Германии, Франции, Испании, в страны Восточной Европы. По итогам прошлого года "КД Авиа" заняла 9-е место в списке крупнейших российских перевозчиков, перевезя около 1,4 млн человек.

Финансовые проблемы

Финансовые сложности "КД Авиа" обнаружились в октябре 2008 года, когда компания не смогла исполнить оферту на выкуп дебютного облигационного займа на 1 млрд рублей. Также не был выплачен купонный доход в размере 98 млн рублей. Руководство компании начало переговоры с госбанками, а также чиновниками профильных ведомств о возможности получения средств господдержки: компания запросила 4 млрд рублей в обмен на 100% своих акций.

В конце прошлого года контрольный пакет акций АО принадлежал председателю совета директоров компании Сергею Грищенко.

Не получив госсредств к концу осени, руководство "КД Авиа" заявило, что компания из-за недостатка средств не имеет возможности финансировать производственную деятельность и может "встать" в любой момент. В ноябре "КД Авиа" допустила очередной техдефолт, не исполнив обязательство по второму облигационному займу на 3 млрд рублей.

Уже к середине 2008 года совокупный долг авиакомпании составлял 7,1 млрд рублей при операционной прибыли в 29 млн рублей. И к концу прошлого года акции АО "КД Авиа" перешли к банку "Санкт-Петербург", кредитовавшему авиаперевозчика.

В ожидании помощи

10 марта этого года, так и не дождавшись господдержки, "КД Авиа" направила телеграмму в Росавиацию, где сообщила, что днем позже может остановить полеты из-за проблем с финансированием. По неофициальным данным, тогда работу компании грозились остановить лизингодатели, которые не получали от "КД Авиа" лизинговых платежей. Одновременно источники в банке "Санкт-Петербург" сообщили агентству, что банк, который взял на себя финансовое и операционное управление компании, больше не будет кредитовать перевозчика.

В течение нескольких дней в Минтрансе РФ проходили совещания с участием чиновников, руководства Калининградской области, представителей банков-кредиторов, а также руководства компании. Решение было найдено на совещании у вице-премьера РФ Сергея Иванова, курирующего транспортную отрасль, где профильным министерствам и ведомствам было поручено разработать конкретные механизмы поддержки авиаперевозчика. Принципиальным условием получения госсредств было названо разделение перевозочного и аэропортового бизнеса "КД Авиа".

Компания продолжала получать средства от продажи билетов, рассчитываясь ими с кредиторами и лизингодателями. Однако в апреле снова встала почти на сутки.

И, наконец, в июле В.Путин объявил о беспрецедентном решении - Калининградской области выделяется 4 млрд рублей для целевой поддержки "КД Авиа". Ни один российский перевозчик, испытывающий финансовые затруднения, не получил из федерального бюджета такой суммы.

Предполагалось, что "КД Авиа" получит 4 млрд рублей в обмен на акции дополнительной эмиссии.

Где деньги?

Однако 4 млрд рублей, предназначавшиеся "КД Авиа", не дошли до адресата. Губернатор Калининградской области Георгий Боос открестился от бед "КД Авиа", заявив, что область и федеральный центр сделали для ее поддержки все, что смогли.

"Губернатор напомнил, что руководство региона и руководство страны предприняло все возможные шаги, чтобы спасти авиакомпанию: на федеральном уровне ей была оказана беспрецедентная поддержка - 4 млрд рублей. Но предприятие не выполнило обязательного условия о разделении на две самостоятельные компании", - сообщила пресс-служба областного правительства. "Власти сделали все, чтобы спасти компанию, а теперь ситуацией пусть занимаются кредиторы и правоохранительные органы", - сказал губернатор, подчеркнув, что на 99% ответственности лежит на предыдущем руководстве компании.

Источники в отрасли отмечают, что в остановке "КД Авиа" стоит винить руководство Калининградской области, которое "решило использовать деньги по собственному усмотрению". "Впервые авиакомпании были выделены такие колоссальные средства, что особенно показательно - другие перевозчики не получили и копейки. Но в результате эти 4 млрд так и застряли в региональном бюджете", - отметил один из собеседников агентства. Он добавил при этом, что формально Калининград не обязан использовать эти средства для нужд АО, поскольку они были выделены с формулировкой - на оказание помощи региону.

"КД Авиа" сообщила в пятницу, что запускает процедуру банкротства.

/IFX.RU/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail

Новости по теме

Экономика
Украинская Roshen объявила об остановке работы своей фабрики в ЛипецкеУкраинская Roshen объявила об остановке работы своей фабрики в Липецке
Решение принято "по экономическим и политическим причинам"Подробнее
Суд в Лондоне примет решение по иску РФ о долге Украины в $3 млрд в течение 1-3 месяцевСуд в Лондоне примет решение по иску РФ о долге Украины в $3 млрд в течение 1-3 месяцев
Киев в декабре 2015 года допустил дефолт по евробондам, выкупленным Россией в декабре 2013 года на средства Фонда национального благосостоянияПодробнее
Alibaba будет спонсором Олимпийских игр до 2028 годаAlibaba будет спонсором Олимпийских игр до 2028 года
Сотрудничество начнется уже на ближайшей зимней Олимпиаде, которая пройдет в 2018 году в южнокорейском городе ПхёнчханПодробнее
КС допустил выплату частичной компенсации экс-акционерам ЮКОСаКС допустил выплату частичной компенсации экс-акционерам ЮКОСа
Она может быть выплачена в случае обнаружения нового имущества компанииПодробнее
Банки попросят ЦБ отменить обязательный перевод бюджетных выплат на карты "Мир"Банки попросят ЦБ отменить обязательный перевод бюджетных выплат на карты "Мир"
Предполагается, что с 1 января 2018 года все операции по счетам, на которые поступают деньги из бюджета, будут осуществляться только с помощью отечественных картПодробнее
Правительство решило не тратить доходы от более высоких цен на нефтьПравительство решило не тратить доходы от более высоких цен на нефть
Предполагается, что в следующем году при $55 за баррель нефти бюджет может получить дополнительно около 1,4 трлн рублейПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи