"КД Авиа" пролетела мимо господдержки

Есть обновление от 11:20

Калининградская авиакомпания "КД авиа" прощается с жизнью, не дождавшись поддержки - 4 млрд рублей, обещанные государством, так и не добрались до компании. Власти Калининградской области говорят, что было сделано все, чтобы помочь "КД авиа". Но источники в отрасли склонны винить именно область в том, что поддержка не дошла до адресата

"КД Авиа" пролетела мимо господдержки
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 4 сентября. IFX.RU - Ровно через год после краха авиаальянса AiRUnion прекращает существование еще одна компания из первой десятки крупнейших авиаперевозчиков в РФ - Росавиация приняла решение отозвать сертификат эксплуатанта у калининградской "КД Авиа", столкнувшейся еще в конце прошлого года с финансовыми проблемами.

В противовес неожиданной остановке AiRUnion на этот раз власти страны были заблаговременно осведомлены о проблемах авиакомпании и даже пообещали ей беспрецедентную для авиаотрасли поддержку - 4 млрд рублей из федерального бюджета. Однако прямое указание премьер-министра РФ Владимира Путина передать "КД Авиа" бюджетные средств так и не было исполнено, и деньги растворились в областном бюджете.

Внятного ответа на вопрос, почему средства так и не дошли до "КД Авиа", нет.

Неожиданная остановка

В минувший вторник Росавиация получила от "КД Авиа" телеграмму, где сообщалось, что компания может прекратить свою операционную деятельность в связи с задолженностями перед лизингодателями, топливозаправочными фирмами, службами аэронавигации и аэропортами России и Европы. Уже на следующий день была прекращена продажа билетов на все рейсы авиакомпании, а руководство "КД Авиа" объявило, что приняло решение приостановить полеты.

Следующим шагом стало заявление федерального агентства, рекомендовавшего пассажирам сдавать билеты на рейсы "КД Авиа" и пользоваться услугами других перевозчиков. И, наконец, в пятницу сертификационная комиссия Росавиации решила аннулировать сертификат эксплуатанта "КД Авиа" с 14 сентября этого года. Пассажиров по билетам компании будут развозить другие перевозчики, заключившие ранее специальные договора с Росавиацией.

Четыре года на авиарынке

Авиакомпания "КД Авиа" была создана в 2005 году на базе АО "Калиниградавиа". С конца 2005 года компания начала активно расширять географию полетов и парк воздушных судов, приобретая в операционный лизинг самолеты Boeing-737-300. На тот момент компания ежегодно перевозила чуть более 300 тыс. человек, оперировала парком из 4 воздушных судов российского производства.

Главной идеей менеджмента компании было создание крупного перевозчика, который базировался бы в калининградском "Храброво". Привозя пассажиров из российских регионов в Калининград, "КД Авиа" имело возможность пересаживать их на другие рейсы - отправляющиеся в европейские города.

Постепенно компания получила разрешения на полеты в основные города Европы и к моменту остановки выполняла рейсы из Калининграда в крупные города Германии, Франции, Испании, в страны Восточной Европы. По итогам прошлого года "КД Авиа" заняла 9-е место в списке крупнейших российских перевозчиков, перевезя около 1,4 млн человек.

Финансовые проблемы

Финансовые сложности "КД Авиа" обнаружились в октябре 2008 года, когда компания не смогла исполнить оферту на выкуп дебютного облигационного займа на 1 млрд рублей. Также не был выплачен купонный доход в размере 98 млн рублей. Руководство компании начало переговоры с госбанками, а также чиновниками профильных ведомств о возможности получения средств господдержки: компания запросила 4 млрд рублей в обмен на 100% своих акций.

В конце прошлого года контрольный пакет акций АО принадлежал председателю совета директоров компании Сергею Грищенко.

Не получив госсредств к концу осени, руководство "КД Авиа" заявило, что компания из-за недостатка средств не имеет возможности финансировать производственную деятельность и может "встать" в любой момент. В ноябре "КД Авиа" допустила очередной техдефолт, не исполнив обязательство по второму облигационному займу на 3 млрд рублей.

Уже к середине 2008 года совокупный долг авиакомпании составлял 7,1 млрд рублей при операционной прибыли в 29 млн рублей. И к концу прошлого года акции АО "КД Авиа" перешли к банку "Санкт-Петербург", кредитовавшему авиаперевозчика.

В ожидании помощи

10 марта этого года, так и не дождавшись господдержки, "КД Авиа" направила телеграмму в Росавиацию, где сообщила, что днем позже может остановить полеты из-за проблем с финансированием. По неофициальным данным, тогда работу компании грозились остановить лизингодатели, которые не получали от "КД Авиа" лизинговых платежей. Одновременно источники в банке "Санкт-Петербург" сообщили агентству, что банк, который взял на себя финансовое и операционное управление компании, больше не будет кредитовать перевозчика.

В течение нескольких дней в Минтрансе РФ проходили совещания с участием чиновников, руководства Калининградской области, представителей банков-кредиторов, а также руководства компании. Решение было найдено на совещании у вице-премьера РФ Сергея Иванова, курирующего транспортную отрасль, где профильным министерствам и ведомствам было поручено разработать конкретные механизмы поддержки авиаперевозчика. Принципиальным условием получения госсредств было названо разделение перевозочного и аэропортового бизнеса "КД Авиа".

Компания продолжала получать средства от продажи билетов, рассчитываясь ими с кредиторами и лизингодателями. Однако в апреле снова встала почти на сутки.

И, наконец, в июле В.Путин объявил о беспрецедентном решении - Калининградской области выделяется 4 млрд рублей для целевой поддержки "КД Авиа". Ни один российский перевозчик, испытывающий финансовые затруднения, не получил из федерального бюджета такой суммы.

Предполагалось, что "КД Авиа" получит 4 млрд рублей в обмен на акции дополнительной эмиссии.

Где деньги?

Однако 4 млрд рублей, предназначавшиеся "КД Авиа", не дошли до адресата. Губернатор Калининградской области Георгий Боос открестился от бед "КД Авиа", заявив, что область и федеральный центр сделали для ее поддержки все, что смогли.

"Губернатор напомнил, что руководство региона и руководство страны предприняло все возможные шаги, чтобы спасти авиакомпанию: на федеральном уровне ей была оказана беспрецедентная поддержка - 4 млрд рублей. Но предприятие не выполнило обязательного условия о разделении на две самостоятельные компании", - сообщила пресс-служба областного правительства. "Власти сделали все, чтобы спасти компанию, а теперь ситуацией пусть занимаются кредиторы и правоохранительные органы", - сказал губернатор, подчеркнув, что на 99% ответственности лежит на предыдущем руководстве компании.

Источники в отрасли отмечают, что в остановке "КД Авиа" стоит винить руководство Калининградской области, которое "решило использовать деньги по собственному усмотрению". "Впервые авиакомпании были выделены такие колоссальные средства, что особенно показательно - другие перевозчики не получили и копейки. Но в результате эти 4 млрд так и застряли в региональном бюджете", - отметил один из собеседников агентства. Он добавил при этом, что формально Калининград не обязан использовать эти средства для нужд АО, поскольку они были выделены с формулировкой - на оказание помощи региону.

"КД Авиа" сообщила в пятницу, что запускает процедуру банкротства.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail

Новости по теме

Экономика
Чубайс спрогнозировал будущее пенсионной системыЧубайс спрогнозировал будущее пенсионной системы
По его мнению, пенсионная система станет работать не только на социальную, но и на инвестиционную задачуПодробнее
Экс-глава "Пятерочки" Ольга Наумова стала CEO "Магнита"Экс-глава "Пятерочки" Ольга Наумова стала CEO "Магнита"
С апреля она занимала должность исполнительного директора в "Пятерочке"Подробнее
В Госдуму внесли законопроекты о завершении "налогового маневра" в нефтегазовой отраслиВ Госдуму внесли законопроекты о завершении "налогового маневра" в нефтегазовой отрасли
Предлагаемые нормы снизят ставку вывозной таможенной пошлины на нефть, но увеличат ставки налога на добычу полезных ископаемыхПодробнее
ЕС завершил программу оказания финансовой помощи ГрецииЕС завершил программу оказания финансовой помощи Греции
В качестве последнего транша Евросоюз выплатит 24 млрд евроПодробнее
Комитет ОПЕК+ рекомендовал увеличить добычу нефти на 1 млн б/сКомитет ОПЕК+ рекомендовал увеличить добычу нефти на 1 млн б/с
Реальные поставки на рынок будут меньше: некоторые страны не смогут увеличить добычуПодробнее
Козак заявил о временном характере заградительных пошлин на нефтепродуктыКозак заявил о временном характере заградительных пошлин на нефтепродукты
Пошлина на бензин в 90% будет вводиться, если цены на нефтепродукты вырастут на 20% за кварталПодробнее
Недвижимость
Последние новости