Вперед, Бодхисатва!

"Границы контроля" полны приятных для зрителя обманок. Приятны они потому, что мы, чувствуя подвох, прикидываем, во что все это выльется, а Джармуш наши ожидания не обманывает

Вперед, Бодхисатва!

Москва. 28 октября. INTERFAX.RU - "Границы контроля" - фильм-матрешка очень постепенно ведет нас от внешнего к глубинному, чтобы мы не одурели и заблаговременно подготовились к развязке.

Джим Джармуш пришел к логическому завершению тех метафизических поисков, которыми были насыщены его предыдущие фильмы, в частности, "Ночь на земле", "Мертвец", "Пес-призрак" и "Кофе и сигареты". Парадоксы экранного действия рефлексировались в диалогах, создавая особый эзотерический эффект, за который Джармуша так любит молодежь. При этом Джармуш не может не понимать, что его метафизика полуграмотна и вульгарна, поэтому он отдает ее на откуп бомжеватым неграм и каким-нибудь там ирландцам. И смешно, и не по себе, что мы тут с научными степенями сидим, а у них там, в Америке, любой шпаненок тоже кое-что читал и даже теорию какую-нибудь построил. Можно бы еще и Фейерабенда вспомнить с его идеей о том, что чем противоречивее теория, тем она более плодотворна для развития науки. Джармушевские фрики как раз очень даже способствуют нашему мышлению, поэтому мы смотрели и будем смотреть его фильмы.

Все начинается с того, что негр-ганстер с видом профессионала берет задание у некоего француза, который цитирует всякие умности. Чокнутый биг босс, ничего особенного, мы таких видали сто раз. Однако с этого момента начинаются странности. О задании негра мы ничего не знаем, ему передают информацию порциями. За каждой новой порцией он должен куда-то поехать, получается роуд-муви – обычный для Джармуша жанр. Но фрики, которые являются информаторами, некоторым образом соприкасаются в своих вербальных конструкциях с тем, что было сказано в начале действия. Очевидна их связь с главным боссом, но очевидно также и то, что каждый из них пытается склонить гангстера на сторону своей личной страсти. Негр бесстрастен и с видом тупого равнодушия слушает их бредни – из той же серии, что в знаменитых джармушевских новеллах.

Вот здесь и раскрывается основной смысл фильма, ради которого все затевалось, и с пониманием которого надо бы смотреть сразу. Негр этот давно понял, что он – не он, а только частная форма сознания. Именно когда ребенок на улице чистосердечно спрашивает его, не американский ли он гангстер, герой отвечает "нет". Это честно. Гангстер – это тот, что еще не высвободил своего атмана, не стал бодхисатвой. А наш герой - стал. В майе, иллюзии, частью которой являются все те призраки, которые пытаются сбить его с пути, он не видит ничего привлекательного. Женщина, предлагающая ему себя, - это зло, потому что она несет в себе жизнь. Сансара его пути, навязываемая ему извне, - как искушение, как слабый позыв поддаться страстям, однако он может расслышать в ней голос Брамы, повествующий о том, что человек есть прах и все есть прах. Однако бодхидхарма, как мы знаем, не уходит в нирвану ради других, и одного другого ему предстоит высвободить. Мир условен, и причин медлить нет, но спешить не стоит. Размышляя об этом, мы наблюдаем путь просветленного к его цели, и ждем только того, чтобы это произошло, зная, как и с какими последствиями завершится действие. В этом есть раскрытие замысла Джармуша, более откровенного, чем его восточные коллеги: они, наверно, посчитали бы высказывание типа "Границ контроля" банальным или слишком грубым, но у Джармуша с его фриками хватает такта для того, чтобы создать один из самых восточных фильмов на Западе.

В конце титров для тех, кто так и не понял фильм, появится строчка, которая все объяснит полностью. Имейте терпение.

Обозреватель Сергей Сычев

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
"Тренер": один в поле воин"Тренер": один в поле воин
В российский прокат вышел дебютный фильм Данилы Козловского в качестве режиссера с ним же в главной ролиПодробнее
Минкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в ДонбассеМинкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в Донбассе
Министерство ждет хороших сценариевПодробнее
10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля
Важные ленты из программ Берлинского кинофестиваля, фильм от автора "Таксиста" и Брюс Ли с БергманомПодробнее
Андрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваляАндрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваля
Председателем жюри в Каннах в этом году станет актриса Кейт БланшеттПодробнее
Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"
На церемонии почтили память недавно скончавшегося Олега ТабаковаПодробнее
Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"
Мария Ревякина пожелала Серебренникову, Апфельбаум и другим обрести возможность свободно работатьПодробнее
Новости в разделах
Недвижимость
Последние новости