Новая песня о кризисе

Симбиоз премии "Лавр" и фестиваля "Артдокфест" - не только праздник для ценителей документального кино, но и диагноз национальной киноиндустрии

Новая песня о кризисе

Москва. 16 декабря. INTERFAX.RU - Фестиваль документального кино – это ярлык, который просто так не отдерешь. Он обозначает мероприятие, на котором никому не нужные фильмы смотрят никому не нужные люди, и больше об этом никто ничего не знает. Режиссер и продюсер Виталий Манский несколько лет назад решил модифицировать это понятие. Сначала он устроил национальную премию в области документального кино "Лавр", потом основал при этой премии фестиваль "Артдокфест". Эти два события, вручение премии и фестиваль, дополняют друг друга и в то же время полемизируют друг с другом. И главное – их знают, о них говорят, туда ходят не только профессионалы, но и самые обычные люди.

В этом году Манский отважился не неслыханную смелость: он устроил платный вход на фестиваль. В прошлые годы фильмы шли при переполненных залах кинотеатра "Художественный", а ранее – подвала "Театра.док". Теперь время халявы кончилось, пришла пора платить за удовольствие. И по словам Манского, зрители принесли в "Художественный" и "Пионер", в котором также шли фестивальные показы, 3 миллиона рублей. Это немало, учитывая, что речь идет о нераскрученных фильмах режиссеров, многие из которых дебютанты, и эти фильмы не показывают по телевизору или в кино, даже в Интернете их не найти. Об этом уже стоит поговорить.

Конечно, можно сказать, что в Москве образовалось некое сообщество молодых людей, которые ходят на фестивали любого уровня экзотики и готовы платить за это деньги. Они могут ходить на индонезийскую анимацию, выставки фотографий со съемок исландского кино или на ретроспективы известных только у себя на родине мэтров. Эти же люди ходят на выставки и спектакли периферийного уровня, обожают перфомансы самого сомнительного качества и т.п. Как правило, публика этого рода представляет собой собрание полуграмотных, но энергичных юношей и девушек, у которых есть деньги и время, а также желание тратить их не банально. Они создают ощущение массовки на любом не масскультовом мероприятии. Честно говоря, я очень боялся, что на платном "Артдокфесте" только они и будут.

Ошибиться было приятно. На показах я видел коллег журналистов, кинематографистов из разных областей и просто обычных людей, которые шли за чем-то таким, по чему давно уже соскучились. За живым человеческим лицом на экране, за мыслительной работой, за обаянием таланта. Этим людям было даже приятнее смотреть кино, чем критикам. В конце концов, это для нас "Артдокфест" - это несколько новых работ старых режиссеров и еще какое-то количество дебютов, а также подборка из фильмов небольшой давности – чтобы повспоминать и поностальгировать. Для большинства зрителей, я уверен, фестиваль был наполнен откровениями и огромной работой мысли и чувств. Честно скажу, что шедевров в этот раз не было и ни один из показанных фильмов в историю скорее всего не войдет, но раз публика интересуется, раз даже редакторы центральных каналов подтянулись к вручению призов, то, может, что-то сдвинется с мертвой точки. Следует признаться, что при нескольких тысячах производимых в год единиц документальной продукции в России сейчас настоящий кризис. Из документального кино исчезают интеллектуальные и эстетические открытия, на смену которым приходит все более высокое техническое качество и более отчетливые жанровые характеристики. Смотреть такое кино все скучнее, даже при том, что "Артдокфест" и отборщики премии "Лавр" отобрали все лучшее, что было сделано за год. Даже при том, что формат конкурса "Артдокфеста" не делает ограничений по месту производства фильма – важен только русский язык, который там должен звучать. То есть конкурс фактически международный. И все равно очень тяжело это смотреть, пожиная плоды многолетнего и систематического удушения документалистики у нас в стране. "Арта" на этом "фесте" очень мало, остается просто "док". Выбирать не из чего. И все же фестиваль стал крупнейшим, масштабнейшим в России периодическим изданием документального кинематографа.

Его лауреаты в ближайшее время, как обещает Манский, будут показаны в специальном формате в рамках цифрового кинопроката. Рекордсменами по количеству призов стали "Саня и воробей" (гран-при "Артдокфеста" и "Лучший дебют", режиссер Андрей Грязев) и "Глубинка 35х45" ("Лучший кинофильм" и "Лучший артфильм", режиссер Евгений Соломин) – примечательные, талантливые, но вполне ординарные работы. Приз за "Лучший цикл", естественно, получил "Подстрочник" Олега Дормана, который сразу после эфира стал главным телесобытием года среди интеллигенции. Замечательный фильм о философе Григории Померанце. "Второй" Ирины Васильевой также получил свой приз, а у нас в стране так мало фильмов о философии! И приз "За вклад в кинолетопись" получил Лев Николаев, что очень приятно, но при этом тревожно – потому что новых людей такого уровня не появляется и не предвидится, а ведь кто-то должен быть среди новопрославленных святых документалистики. Иначе движение прекратится.

Документальное кино агонизирует. Зритель наконец-то им заинтересовался. Пришла плеяда молодых режиссеров, которые умеют снимать интересное, талантливое кино, но которые чаще всего не мыслители и не художники, что для настоящих документалистов необходимо. Что-то из всего этого получится?

Обозреватель Сергей Сычев

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
"Тренер": один в поле воин"Тренер": один в поле воин
В российский прокат вышел дебютный фильм Данилы Козловского в качестве режиссера с ним же в главной ролиПодробнее
Минкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в ДонбассеМинкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в Донбассе
Министерство ждет хороших сценариевПодробнее
10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля
Важные ленты из программ Берлинского кинофестиваля, фильм от автора "Таксиста" и Брюс Ли с БергманомПодробнее
Андрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваляАндрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваля
Председателем жюри в Каннах в этом году станет актриса Кейт БланшеттПодробнее
Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"
На церемонии почтили память недавно скончавшегося Олега ТабаковаПодробнее
Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"
Мария Ревякина пожелала Серебренникову, Апфельбаум и другим обрести возможность свободно работатьПодробнее
Недвижимость
Последние новости