Рыба пила

Зря все это про пятнадцатилетних говорят. Девочки в этом возрасте совершенно особенные. К сожалению или к счастью, время это стремительно пролетает

Рыба пила

Москва. 1 февраля. INTERFAX.RU - Режиссер "Аквариума" Андрея Арнольд однажды за свою короткометражку "Оса" получила золотую статуэтку мускулистого "Оскара". С тех пор прошло почти семь лет. И Арнольд явила миру почти поэтическую зарисовку о взрослении девочки Мии в убогих декорациях среднебританского гетто. Не спешите шипеть и оборачиваться в адрес творчества Гай Германики. Хотя в Каннах побывали в свое время оба фильма ("Все умрут, а я останусь" и "Аквариум"). Личный опыт от случайных встреч с британскими подростками на доступных курортах Греции и Испании может рассказать о родственности наших душ предостаточно, но фильм Арнольд не совсем об этом.

В ее повести, которой "нет печальнее на свете" все известное преподносится несколько иначе. И выбранная режиссером тональность в достаточной степени обескураживает. Ровно настолько, чтобы не "раздевать" зрителя насильно, а скорее предоставить ему возможность сделать это самостоятельно. Условно говоря, скинуть куртку, стянуть шапку и представить себе на час с лишним короткое лето протестного возраста. За это время Андрея Арнольд умудряется завоевать всех "злобных зрителей", всех "присяжных". И первичное отторжение сменяется, ни больше, ни меньше, легким опьянением и очарованием от увиденной попытки встать на защиту "дрожжевого" темперамента юности.

"Аквариумом" "Fish Tank" стал, судя по всему, от неловкой неизбежности, кое-какие продвинутые словари дают выражению более конкретную семантику. Хотя можно согласиться и на "аквариум", потому что пятнадцатилетняя Миа совершенно точно существует в некоем резервуаре с протухшей водой, в которую чья-то неведомая рука подливает дешевое пойло, и все обитатели пространства ведут себя довольно странно и до содрогания естественно. То есть плавают по кругу, периодически сталкиваясь и отлетая от удара друг от друга по касательной. Наблюдать за этим мучительно и сладостно одновременно. И пускай не моменты, но печальные паузы между ними в "Аквариуме" болезненно узнаваемы. Миа танцует на балконе заброшенной квартиры, Миа, вся из себя решительная и дерзкая, подбирается к старой белой кобыле с таким естественным порывом освободить ее, что комок подходит к горлу. Она отчаянно "перегавкивается" с матерью, которую тоже очень хочется заключить в кавычки, и сестрой. Все это происходит на таком стройном ритме пройденного восприятия, что начинаешь забывать о "киношности" происходящего. Где-то совсем между строк, почти незримо и слабоосязаемо присутствует сама Арнольд, без которой совершенно точно не случилось в "Аквариуме" той химической реакции, которую он запускает. Но процесс этот на все сто процентов органический, ничего, ни единого кадра, ни единого ракурса, "заблудившегося" в монтаже тут нет. Даже с хорошим клипом не сравнишь, потому что Арнольд совершенно точно владеет мастерством "короткого рассказа". Пытаться выискать сходство кадра с виденными у других крупными планами, шелестящими деревьями в сумерках, панорамами и горизонтами, немного беспомощно. "Аквариум" рождает новизну ровно настолько, насколько индивидуален и незабвенен каждый отдельно взятый личный опыт. А много это для фильма о бесценном опыте или мало, это уж вам решать.

Обозреватель Полина Грибовская

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
"Тренер": один в поле воин"Тренер": один в поле воин
В российский прокат вышел дебютный фильм Данилы Козловского в качестве режиссера с ним же в главной ролиПодробнее
Минкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в ДонбассеМинкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в Донбассе
Министерство ждет хороших сценариевПодробнее
10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля
Важные ленты из программ Берлинского кинофестиваля, фильм от автора "Таксиста" и Брюс Ли с БергманомПодробнее
Андрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваляАндрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваля
Председателем жюри в Каннах в этом году станет актриса Кейт БланшеттПодробнее
Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"
На церемонии почтили память недавно скончавшегося Олега ТабаковаПодробнее
Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"
Мария Ревякина пожелала Серебренникову, Апфельбаум и другим обрести возможность свободно работатьПодробнее
Недвижимость
Последние новости