Бессмысленный и беспощадный

Новый фильм Алехандро Аменабара неудобен и неприятен, а также исключительно талантлив и насыщен деталями. "Агора" прямо и четко говорит нам о том, что не христиане сделали это, равно как не евреи распяли Христа

Бессмысленный и беспощадный

Москва. 12 февраля. INTERFAX.RU – У меня тоже все в голове не укладывалось, как это христиане могли сжечь Александрийскую библиотеку. Почему? Ведь все Отцы Церкви учились по античным авторам, духом Сократа и Платона напитано их богословие. Василий Великий прямо говорит, что следует изучать лучшие образцы греческой и риской литературы и философии. Или, может, Аврелий Августин, житель Александрии, мог благословить подобное деяние?

Пятый фильм Аменабара "Агора" прямо и четко говорит нам о том, что не христиане сделали это, равно как не евреи распяли Христа. У этого фильма будет непростая судьба, но он словно сам напрашивается на неприятности. Итак, Александрия, четвертый век, закат Империи. Женщина-философ стоического типа, наследница Сенеки, преподает уроки мудрости своим ученикам, элите местного общества. Язычники устраивают погром христианам. Потом христиане получают власть над городом и начинают расправу с язычниками. Потом евреи забивают камнями христиан, которые с ответом также не медлят. Историческая эпоха воссоздана Аменабаром с пугающей точностью, что-то есть в этом фильме такое, отчего все "Спартаки", "Бен Гуры" и "Гладиаторы" кажутся дешевыми фикциями. Дело тут не в спецэффектах, которые есть и даже иногда бросаются в глаза своей "компьютерностью". Аменабар, подобно гению исторического романа Фейхтвангеру, сумел проникнуть своей художественной интуицией в самую суть той страшной эпохи, которую мы считаем Золотым веком патристики. Его ситуации и персонажи актуальны и вместе с тем четко соотнесены с эпохой, и их исторически очевидная наивность для нас овивается романтической поволокой. Женщина, теряющая одну часть своей жизни за другой, находится в центре этого произведения, и в нее Аменабар вложил и Сократа, и Христа. Безумие вокруг, ученики оказываются предателями, народ уничтожает сам себя, религиозными истинами жонглируют в своих целях те, кого она же, Гипатия, учила стремиться к истине. О самой Гипатии известно мало, но фильм не о ней, а о нас.

Мы постоянно живем в области дешевых, пошлых мифов, которые нам навязывают, чтобы нас было легче контролировать. И идея "золотого века" тоже оттуда. Нет "золотого века", прошлое, как и настоящее, чудовищно и страшно.

В фильме христиан нет. Как и иудеев или эллинов. Есть чернь, которая готова сгрызть друг друга, и политики, которые ей манипулируют. Какими бы одеждами они не прикрывались, ничего не меняется. Мы понимаем, глядя "Агору", что христианство – не религия рабов. У рабов не может быть религии, потому что плебейство не стремится вверх. Если рабам дать власть и чувство, что их дело правое, они разорвут мир на части. Понятно, почему христианам пришлось пройти мучительный исторический путь, чтобы постепенно выживать из себя рабство, что не патристикой жила поздняя античность, а чем-то совсем другим. Камнями за пазухой, ненавистью в глазах, криками "Распни!" христианство боролось против рабства, и в нашем современном мире, где рабства ничуть не меньше, чем тогда, оно стоит как много столетий назад та женщина-философ посреди разъяренной толпы, которая ходит и рыкает, ища, кого поглотить. Мы никуда не ушли от этих варварских времен, утверждает Аменабар. Он ищет космический масштаб, смотрит на этот голубой шарик сверху, - он такой же, как сейчас, если не считать некоторых незначительных деталей внизу. "Агора" - о том, что человек молод, и едва только начал поднимать глаза вверх. Только что он может один?

Обозреватель Сергей Сычев

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"
На церемонии почтили память недавно скончавшегося Олега ТабаковаПодробнее
Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"
Мария Ревякина пожелала Серебренникову, Апфельбаум и другим обрести возможность свободно работатьПодробнее
Умер кинорежиссер Милош ФорманУмер кинорежиссер Милош Форман
Режиссер "Пролетая над гнездом кукушки" скончался в США в возрасте 86 летПодробнее
В "Тихом месте" черти водятсяВ "Тихом месте" черти водятся
В российский прокат вышел очень тихий ужастик с Эмили Блант и Джоном КрасинскиПодробнее
Фильм Серебренникова о Цое вошел в конкурс Каннского кинофестиваляФильм Серебренникова о Цое вошел в конкурс Каннского кинофестиваля
Кроме того, в основную программу смотра вошли новые фильмы Жан-Люка Годара, Спайка Ли и "Хан Соло"Подробнее
Настасья Кински вошла в жюри Московского кинофестиваляНастасья Кински вошла в жюри Московского кинофестиваля
Киносмотр пройдет с 19 по 26 апреляПодробнее
Недвижимость
Последние новости