Утомленные соком

"Апельсиновый сок" Андрея Прошкина менее всего соответствует своему названию. Это фильм о древнерусской тоске, загадочной русской душе и смерти

Утомленные соком

Москва. 9 марта. INTERFAX.RU - В случае с этим фильмом мы имеем очередной ляп продюсеров: фильм с таким названием попадет не к той целевой аудитории, на которую направлен этот очень грустный, снятый в чем-то напоминающей "Утомленные солнцем" манере фильм. Это как фильм "Не убирай рук с моих бедер" у нас выпустили под названием "Твои руки на моей заднице" - и был полный провал. Здесь же действительно много параллелей с фильмом Михалкова, и параллелей приятных. Начать с того, что повторены многие места действия (например, усадьба, в которой проводят большую часть времени герои, пляж, который становится местом для доведения до раскаленного состояния не только тел, но и душ, и т.п.), есть потаенная любовь к необычной женщине, которую в обоих случаях играет Дапкунайте, правда, персонажи Михалкова и Меньшикова объединены в герое актера-хамелеона Панина.

Фабульно фильм заключается в том, что "новый русский", ставший в Америке миллионером, заболел и вернулся умирать в Россию. Нанял себе сиделку и доктора, поселился с ними в коттедже и проводит время в экстремальных развлечениях в русском духе. Кутит, рискует жизнью, издевается над своей прислугой, у которой есть свои маленькие тайны.

Помесь трагедии с трагикомедией, "Апельсиновый сок" возвращает нас с новым материалом в старое русло чеховской драмы. Жизнь, как ее ни испытывай, оказывается каждый раз пошлым собранием учиненных глупостей. Люди мелки, корыстолюбивы, их легко купить за безделицу. И все-таки есть в них что-то такое, что ничем не изжить, что не зависит от эпохи – тоска по несбыточному, вечное вопрошание, попытка оказаться по ту сторону добра и зла. Предельное одиночество из стремления к ближним оборачивается мизантропической усмешкой. Кто ее разберет, эту русскую душу, которая вечно себя бередит и не удовлетворяется земным раем. Три героя замкнулись, сплотились перед наступающей смертью, но все равно смотрят по сторонам, ищут свое место в мире.

Прошкин всегда интересовался человеческими трагедиями, но раньше они у него были выставлены наружу, понятны, решаемы. Что сложного в трудностях "Спартака и Калашникова" или "Игр мотыльков". Молодость мучится за счет своей неопытностью, а зрелость добродушно и ностальгически усмехается над разрешенными конфликтами. "Апельсиновый сок" на сегодняшний день самый зрелый и интересный фильм Прошкина именно потому, что в своей напряженности и уровню вопрошания он не может быть решен однозначно. Здесь все правы, и никто до конца не знает, где, как сказал бы Мамардашвили, он действительно находится. Материал сложный, и Прошкину не всегда удается оставаться на сложнейшем уровне, которого требует проблематика такого рода, но при засилии бытовой пессимистичной чернухи с одной стороны и вульгарного собрания гламурных пошлостей с другой "Апельсиновый сок" предлагает некоторую достойную похвалы дополнительную срединность, усложняющую примитивную картину сегодняшнего кинематографического мира.

Обозреватель Сергей Сычев

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи