За ценой не постояли

Вера Глаголева в сознании массового зрителя никогда не ассоциировалась с режиссером игрового кино. "Одна война" - это хороший подарок ко Дню победы и хороший вопрос: "Кто кого победил?"

За ценой не постояли

Москва. 13 апреля. INTERFAX.RU - Вера Глаголева стала актрисой, воплотившей в себе тип современной женщины – ранимой и раненой, но вынужденной быть сильной и отгораживаться от жестокого мира маской холода и даже цинизма. Мало кто знал, что Глаголева уже несколько лет активно пробует себя в режиссуре, снимая мелодраматические истории о любви и ее крахе. Теперь, однако, все меняется, и после выхода фильма "Одна война" все будут воспринимать Глаголеву, как режиссера, тем более что в самом фильме она принципиально не играет ни одну из ролей, хотя вполне могла бы, учитывая специфику картины.

Сюжет "Одной войны" обращает нас к неизведанным сторонам Великой отечественной, которую мы еще в течение многих десятилетий будем открывать для себя заново. Действие происходит на небольшом островке на севере СССР. Это место временного заключения "врагов народа" - женщин, родивших детей от немецких оккупантов. Действие начинается незадолго до 9 мая 1945 года, когда к единственному охраннику этих женщин приезжает с континента начальник к новыми инструкциями в отношении оставшихся на острове шести женщин. Девятым мая оно и заканчивается, заключив в себе, насколько это возможно, всю драму людей, прошедших через войну. У каждой из матерей "фашистских ублюдков" своя правда о том, что с ней произошло, возраст и социальный статус этих женщин в довоенное время, а также личность того, что для каждой из них стал на время мужем, складываются, предлагает зрителю и героям непростые вопросы. Фильм полон гуманистического пафоса, мотивов всепрощения, толерантности, воли к жизни и т.д., что сделало "Одной войне" впечатляющую фестивальную судьбу, вплоть до призов на фестивалях мусульманского и православного кино. Постер к фильму мог бы быть усеян перечислением наград, среди которых самая распространенная и самая сомнительная – за женский ансамбль.

Вот здесь можно чуть подробнее. Фильм сделан безупречно с точки зрения режиссуры и операторской работы. Даже легкая затянутость и материал, который больше подошел бы короткометражке, не мешают "Одной войне" быть захватывающим, прочувствованным, серьезным высказыванием на тему не только войны, которая "одна на всех", но и отношения к людям вообще. Женщины и дети сакрализованы, и если бы не история человечества, мы бы ругали авторов за банальность этой мысли, но в свете того, с чем мы реально имеем дело в эпоху победившего человеческого разума, приходится приветствовать повторения сто раз говоренных мыслей все в новой форме. Фильм красиво снят, правильно выстроен драматургически, для него даже неудобно использовать словосочетание "женское кино", которым обычно оправдывают многочисленные недостатки. Не будем скоропалительно сравнивать этот фильм с "Восхождением" Ларисы Шепитько, но скажем, что "Одна война" вполне на уровне лучших современных российских картин, снятых о войне. Но вот актерская работа… Александр Балуев, как это почти всегда можно о нем сказать, почти безупречен, хотя и играет несколько замкнуто, будто не в сотворчестве с другими актерами, а сам по себе. С другой стороны, что тут удивляться? Михаил Хмуров, его главный партнер на фильме, был утвержден едва ли не перед самыми съемками.

Актрис же Глаголева принципиально подбирала "не засвеченных" - кроме Натальи Сурковой, ни одной известной в кино актрисы здесь нет. Но эффект достоверности этим создать не удалось. Во-первых, опять же, каждая играет сама по себе, так что отношения между героинями для зрителя в течение всего фильма остаются непроясненными. Во-вторых, у каждой из героинь был свой love affair с немцем, но только сыграть его актрисы оказываются неспособны, нам приходится удовлетвориться их рассказами, напрячь воображение и заставить себя поверить в то, что эти актрисы соответствуют тем женщинам, которых они должны играть. Пока они статичны, за них "играют" сюжет, драматургия, мизансцена, грим, но как только начинается пластика – очарование заканчивается и наступает тотальное недоверие, которое хочется подавить, потому что фильм хороший. В этом нет вины Глаголевой, просто кинематограф у нас сегодня таков: нет актрис, да и актеров маловато. Не от хорошей жизни Глаголева ищет новые для кинематографа лица: старые тоже не подходят, так может, хотя бы у этих получится? Поэтому одну из ролей получает дочь Глаголевой, балерина Анна Нахапетова. Поэтому Попогребский снимает режиссера Пускепалиса, а Вырыпаев ищет для "Кислорода" актрису за границей. Наше кино в тупике: кино без актеров, неигровое, мы снимать разучились, а для игрового нет кадров. Уже и технический персонал после стажировок в Голливуде стал более квалифицированным, уже и режиссеры появились профессиональные, а вот с актерами проблема все обостряется и обостряется. Это тоже одна на всех, общая война нашего времени. И, как в любой войне, поражение в ней терпит простой, мирный человек. Мы с вами, то есть.

Обозреватель Сергей Сычев

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
"Тренер": один в поле воин"Тренер": один в поле воин
В российский прокат вышел дебютный фильм Данилы Козловского в качестве режиссера с ним же в главной ролиПодробнее
Минкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в ДонбассеМинкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в Донбассе
Министерство ждет хороших сценариевПодробнее
10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля
Важные ленты из программ Берлинского кинофестиваля, фильм от автора "Таксиста" и Брюс Ли с БергманомПодробнее
Андрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваляАндрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваля
Председателем жюри в Каннах в этом году станет актриса Кейт БланшеттПодробнее
Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"
На церемонии почтили память недавно скончавшегося Олега ТабаковаПодробнее
Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"
Мария Ревякина пожелала Серебренникову, Апфельбаум и другим обрести возможность свободно работатьПодробнее
Новости в разделах
Недвижимость
Последние новости