Ресайкл и еще раз ресайкл!

Выдвиженцы на "Оскар" от документального кино всегда представляют собой образцы публицистики, но далеко не часто их можно смотреть, как кино. "Свалка" Люси Уолкер вполне "смотрибельна"

Ресайкл и еще раз ресайкл!

Москва. 18 марта. INTERFAX.RU - В этом, правда, нет особого сюрприза. Мне вообще всегда нравится то, как делают документальные фильмы в США большинство режиссеров. Они не останавливаются на одной теме: слишком ненадежно с коммерческой точки зрения. Гораздо лучше синтезировать максимум элементов, чтобы привлечь разные слои аудитории.

Очевидные преимущества "Свалки" заключаются в том, что главным действующим лицом в этом фильме является известный фотограф и художник-авангардист Вик Мунис, выходец из Бразилии, оформляющий свои полотна мусорными отходами. Вместе с ним мы отправляемся на грандиозную помойку рядом с Рио-де-Жанейро и смотрим на нее как бы через его объектив. Получается красиво. Во всяком случае, оператор фильма старается концептуально совпадать с героем в его видении происходящего. Однако фильм не был бы номинирован на "Оскар", если бы сосредоточился на отдельно взятом художнике, рыскающем в поисках материала для своих выставок. Поэтому авторы быстро переключаются с фигуры художника на тех людей, которые работают на свалке, собирая для дальнейшей переработки мусор. Здесь появляется такой групповой портрет, в котором у каждого из "маленьких людей" есть своя история, и они ей с удовольствием делятся с нами. Получается социальный план. Этого уже достаточно, но авторы фильма и на этом не останавливаются. Они разворачивают перед нами проблему переработки отходов общества вообще. Собиратели мусора делятся своими размышлениями на эту тему. Почему-то при этом вспоминаются слова, кажется, Василия Великого или Григория Богослова о том, что каждая зеленщица в четвертом веке считала своим долгом высказаться по поводу терминов "единосущность" и "подобосущность". Мусорщики настроены очень серьезно, вплоть до того что собираются в профсоюзы и привлекают общественные институты к решению проблемы отходов и переработки, а их глава на досуге читает Ницше и охотно делится впечатлениями от прочитанного.

Все это выглядит несколько комично, а после получаса просмотра начинает утомлять, но количество слоев в этом фильме трогает падкого на проблемы "третьего мира" американского зрителя. К тому же, поднятые вопросы, вроде как, касаются и США, так что актуальности фильму не занимать. Красивый, поучительный фильм о том, как даже роясь в кучах мусора за двадцать долларов в день человек может не только сохранить свое достоинство, но даже стать благороднее и чище – несмотря на запах, который от него будет исходить, но к которому, как говорят, быстро привыкаешь.

В фильме сильно страдает драматургия. У большинства производимых неигровых картин одна из вечных проблем – хронометраж. У нас в России не найти полнометражных картин, так как выход для документального кино есть только на телевидении, а там слоты не больше 52 минут. Это привело, между прочим, к тому, что у нас совсем разучились справляться с полным метром. В США единственный способ серьезно заявить о себе – сделать полный метр часа на два, чтобы пройти в кинотеатрах, а потом после телевидения выйти еще и на DVD и BD. И вот авторы до бесконечности растягивают сюжеты, которые на полный метр не рассчитаны. Получившиеся произведения, как та же "Свалка", при сокращении почти в два раза резко бы выиграли, но тогда у них не было бы шансов на кинопрокат и "Оскар" за полный метр. Глупо, но приходится с этим считаться: многословность сегодня оказывается в цене. Поэтому фильм и кажется после его просмотра утомительным шествием по свалке сюжетов, персонажей, мотивов – свалке, которую нужно разгрести и подвергнуть серьезной переработке.

Обозреватель Сергей Сычев

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи