"Особо опасен": Джоли на "копейке" и проблемы этики. Фото

В Москве прошла премьера фильма Тимура Бекмамбетова "Особо опасен", успевшего привлечь к себе внимание еще до выхода на экраны

"Особо опасен": Джоли на "копейке" и проблемы этики. Фото
Кадр из фильма

Москва. 22 июня. INTERFAX.RU - Перед премьерой режиссер фильма "Особо опасен" Тимур Бекмамбетов в напутствие сказал зрителям: "Быстрее занимайте свои места, иначе на матч Россия-Голландия не успеем". Однако привлекать внимание зрителей (в том числе критиков) к новой картине было уже излишне – она успела нашуметь еще до появления на экранах. Это, в общем, неудивительно. Фильм позиционировали как "наше кино", снятое на английском языке.

Нечасто наше кино снимают за рубежом, в наше кино нечасто приглашают голливудских звезд, тем более в таком количестве. В фильме можно увидеть Анжелину Джоли, Моргана Фримана, Джеймса МакЭвоя, Теренса Стэмпа. Если совсем честно, то такое кино "нашим" назвать можно с большой натяжкой. Правильнее будет сказать, что это первый фильм русского режиссера, снятый на студии Universal. Рассматривая картину с таких позиций, можно сказать, что нечасто российских актеров приглашают в блокбастеры, а Константина Хабенского пригласили, и это делает ему честь.

Но бросаться в крайности, конечно, будет неправильно. Несмотря на то, что фильм по-американски зрелищный, яркий, полный всевозможных спецэффектов и имеет в себе все составляющие обреченной на коммерческий успех картины, в нем есть детали, которые режиссер как будто бы специально припас для российского зрителя. Это и страшный мясник, который называет свою жертву то Петей, то Борей, то Васей, то Дусей. (Тут нельзя не упомянуть о российской версии фильма, диалоги которой подготовил известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко, озвучили актеры Сергей Безруков, Галина Тюнина, Валерий Золотухин, Гоша Куценко, Иван Ургант и другие). Это и совершенно фантастическая сцена, где Анжелина Джоли угоняет "копейку" и, представьте себе, настигает на ней скоростной поезд. Интересно, снабдили ли "Жигули", "звезду отечественного автопрома", хотя бы гидроусилителем руля, чтобы звезда Голливуда имела возможность хоть как-то крутить баранку?

Однако среди приятных сюрпризов есть и вещи, которые удивляют. Например, стереотипная сцена, когда израненного главного героя Хабенский угощает водкой, давая понять, что он-де русский. Впрочем, надо поблагодарить режиссера за сдержанность, хоть без медведей на цепи обошлись.

Из грязи в супергерои

Главного героя Уэсли Гибсона играет шотландский актер Джеймс МакЭвой, который на глазах зрителей превращается из клерка в супергероя. "Сначала мы пытались что-то изменить в Уэсли – прическу или костюм, - вспоминает Бекмамбетов. - Затем мы сделали пробы в Лондоне перед съемками. И вдруг мы поняли, что Джеймс преображается только за счет своей актерской игры – без смены костюмов или грима. Это произошло прямо на наших глазах. Вот он глупый мальчик, а через минуту – совершенно другой персонаж, настоящий супермен. Это было просто невероятно. И мы поняли, что нам ничего не надо делать, Джеймс в состоянии все сделать сам".

Среди звезд картины есть и Томас Кречманн, который сыграл самую, кажется, противоречивую роль – Кросса – не то убийцы, не то благородного рыцаря. Кречман был на премьере в мультиплексе KinoStar в Химках и ему пришлось сфотографироваться с доброй половиной зрительного зала. С женской половиной, естественно.

Константин Хабенский в фильме остался верен себе. Иногда кажется, что он во всех фильмах и спектаклях играет одного и того же персонажа, неопрятно одетого, добродушного и даже немного сумасшедшего. Образ этот Хабенского преследует, несмотря на огромное разнообразие ролей, совсем, на первый взгляд, друг на друга не похожих. На этот раз спутниками Хабенского стали крысы. И, как это ни удивительно, с их помощью удалось в итоге спасти мир.

"Нечто странное и крутое"

Этот немного русский и очень сильно американский фильм был снят неслучайно – он представляет собой экранизацию популярных комиксов Марка Миллара и Дж. Г. Джонса "Особо опасен". Но незнакомый с комиксами отечественный зритель этого может не знать. В таком случае ему обеспечено состояние шока на весь фильм.

По словам исполнителя главной роли, Джеймса МакЭвоя, видение Бекмамбетова "действительно отличается от видения большинства режиссеров. Мне кажется, что он такой безумный злой гений, и его работа – это нечто очень странное и крутое. Даже какие-то масштабные, эмоциональные и искренние вещи он преподносит под очень странным углом, что мне очень нравится".

И, действительно, на экране в течение всего фильма происходят вещи, которые никак не укладываются голове и с большим трудом поддаются оценкам. На первый взгляд сюжет прост. Главный герой Уэсли Гибсон - самый обычный клерк, который пьет успокоительное, если на него повышает голос его необъятная начальница с неизменным степлером в руках. Подружка изменяет ему с его же лучшим другом, и он не видит для себя никаких жизненных перспектив. И вот в один прекрасный день Уэсли попадает в общество профессиональных убийц и из ничтожества превращается в эдакого темного супергероя – профессионального киллера, причем идейного. Все это очень напоминает историю Золушки в интерпретации для мальчиков. Но если Золушка - это персонаж, которому сопереживаешь, которого любишь, то герой фильма "Особо опасен" в начале картины не вызывает никаких чувств, кроме жалости. Только и думаешь, что невозможно быть таким неудачником. И окажись ты на его месте, наверняка давно бы покончил с этой жуткой рутинной жизнью. А Уэсли продолжает переносить ежедневные унижения и ничего не хочет и не может поменять. Выбор невелик, так как окружают молодого человека сплошь еще более отрицательные персонажи. И зритель невольно проникается к клерку симпатией. А когда наставницей Уэсли становится прекрасная и хладнокровная Фокс (героиня Анжелины Джоли), готовая из жалкого недотепы сделать супергероя-убийцу, и вовсе понимаешь, что сам бы не отказался от такой участи.

Так Бекмамбетов переворачивает с ног на голову все возможные нравственные принципы. В отличие от чисто американских блокбастеров, "Особо опасен" состоит из сложных переплетений морально-этических и нравственных выборов, которые делают герои. Нет привычного разделения на плохих и хороших. Есть какие угодно другие психологические планы, но ни одного прямолинейного. С этой точки зрения фильм очень европейский.

По мнению художника-постановщика фильма Джона Мира, "Бекмамбетов хотел, чтобы у фильма был очень американский дух; при этом в нем должна была присутствовать европейская чувствительность".

Безусловно, от фильма веет "Дозорами", но в случае с Бекмамбетовым это можно назвать стилем, своеобразным почерком, который легко узнать. Режиссер не повторяется, он ищет новые подходы. Продюсер фильма Марк Плат считает, что "это стиль без глупостей, темный, ироничный, который все время как бы прерывает серьезность действия. Именно ирония придает фильму его уникальный тон". "Мне нравится, что этот фильм как бы не воспринимает себя всерьез", - считает Анжелина Джоли.

Откуда что берется?

Когда страсти разыгрываются внутри братства ткачей, когда почти любые раны героя можно заживить, повалявшись пару часов восковой ванне, когда ореховое масло помогает герою взорвать огромный замок, когда пули летают не по законам физики, а по желанию киллеров, невольно вспоминаешь "Ночной дозор" и "Матрицу" и не можешь понять, как такое реалистичное кино может быть наполнено такими дикими несуразицами. А в этом весь Бекмамбетов. Он убежден, что в каждом действии, в каждой эмоции, вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств, должна быть реалистичная основа. Его внимание к деталям дает ему точку отсчета для каждой сцены.

Кстати, детали можно долго смаковать и пересматривать ради них фильм. На пуле написано "Прости-прощай", буквы, вылетающие из клавиатуры складываются в ругательство, банкомат оказывается "зеркалом души" и пишет герою все, что тот сам о себе думает, да и много чего еще. Это все делает фильм Бекмамбетова особенным. Не зря, наверное, создатели картины не пожалели $150 млн на съемки.

Потому что не каждому суждено умереть на работе

Они не пожалели денег и идей и на рекламную кампанию фильма. Саундтрек российской версии "Опасен, но свободен" группы "Dельта" приобрел бешеную популярность уже за несколько недель до появления фильма на экранах. Клип снят на основе нашумевшего видео-ролика о "взбесившемся клерке", который представляет собой запись камеры видоенаблюдения, где рядовой менеджер, подобный Уэсли Гибсону, крушит свой офис.

Впервые клип появился в блоге Тимура Бекмамбетова и уже 10 июня вышел в лидеры по количеству просмотров в Интернете. На сайте Youtube он уверенно занимал первое место по числу просмотров в российском сегменте. Бекмамбетов признался, что тот самый ролик о погроме офиса, побивший ранее все рекорды популярности и даже ставший материалом для репортажей в СМИ, был "вирусной рекламой" новой картины. И это неудивительно. И этот ролик, и фильм Бекмамбетова, возможно стали воплощением мечты миллионов офисных работников.

"Особо опасен" - это история об обычном человеке, который попадает в необычный мир, - говорит Тимур Бекмамбетов. – И этот мир, что самое удивительное, находится прямо рядом с ним. Просто буквально-таки в двух кварталах от тебя – а ты туда никогда не ходил. Но в один прекрасный день ты выбираешь другой путь и находишь это место. Ты просто не знаешь, что оно тут есть. И что же ты будешь делать, когда найдешь его".

Обозреватель Светлана Гильдюк

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи