Фаворит луны

Очень странный фильм снял в этот раз Иоселиани. Фильм-биография, фильм-стилизация, фильм-посвящение, фильм-мистика

Фаворит луны

Москва. 18 апреля. INTERFAX.RU - Проще сего взять, да и приклеить к "Шантрапе" ярлык "автобиография", положить фильм на привычную, пыльную полку и успокоиться. Но мастерство Отара Иоселиани в том, что он, такой неторопливый, даже монументальный старец, всегда является возмутителем нашего внутреннего спокойствия. "Не буду петь под вашу дудку!" - так можно вольно перевести название фильма. В этом ведь вся творческая жизнь Иоселиани. Вспомним его "Апрель", который едва не стоил ему вгиковского диплома. Вспомним "Жил певчий дрозд", где герой хоть и порицался за свою беспечную жизнь трагическим финалом, но при этом оправдывался общей атмосферой фильма. Вспомним французские картины. Каково впечатление от их просмотра? Во время фильма хохочешь, узнаешь знакомые лица, удивляешься поворотам сюжета и мечтаешь присоединиться к вальяжным старикам, потягивающим в кадре винцо. Зато после финальных титров хочется немедленно пойти и удавиться.

Иоселиани – один из величайших пессимистов в кино. В его творчестве, как нигде, мы наблюдаем подавляющее могущество рока. Человеческое существо не сознает его до поры, а ощутив его на себе, успокаивается и пытается выжить. Особенно эта идея заметна в "Утре понедельника", где главный герой захотел изменить свою жизнь, объехал полмира и вернулся домой, уверившись, что нигде ничего найти нельзя. Мир, по Иоселиани, неподвижен в своей цикличности, жесток в своей слепоте, злобно ироничен, и нам остается лишь принять его довлеющую над нашими стремлениями волю. В своей интерпретации действительности Иоселиани является одним из немногих последовательных антихристиан. У него не только все позволено, но еще есть и некое ощущение провокации на табуированные действия. Так, в фильме "Истина в вине!" один персонаж грубо насилует девушку, а вскоре мы узнаем, что через какое-то время они стали прекрасной семейной парой, а влюбленный в нее парнишка так и остался один. Не по себе от логики Иоселиани, но следует отдать должное ее гиперациональности.

Мотивы из предыдущих фильмов пронизывают "Шантрапу". Все те же беспечные люди в Тбилиси и во Франции. Свободолюбивый главный герой, молодой режиссер, непонятный в советское время на родине, уехавший в эмиграцию и вернувшийся обратно, потому что там его тоже не поняли. Огромное количество выпивки. Знакомые лица Богдана Ступки и Александра Пятигорского (кадры с его участием были сняты незадолго до его смерти). Кольцевая композиция фильма. Но все равно непривычно. Ясно, что герой фильма совсем не идентичен Иоселиани, который был вполне востребован в СССР, да из Франции никуда не собирается уезжать. Это собирательный образ всех режиссеров, которым пришлось увидеть, причем данный в намеренно шаржированной форме. Непривычен большой промежуток времени, рассматриваемый в фильме. Почти Альмодоваром попахивает вставная новелла в стиле немого кино, поданная как произведение молодого режиссера. Настолько яркая, удивительная, что кажется, будто ее снял другой режиссер. Хотя это ранний, ни разу не издававшийся фильм самого Иоселиани. Непривычно в фильме собрание всевозможных анекдотов про абсурд существования художника в советское время – тут уже есть что-то параджановское. Ссылка на любимую Иоселиани "Аталанту" Жана Виго смотрится естественно, а русалка, утягивающая героя за собой на дно, - нечто вопиюще чужое, совсем не характерное для режиссера. Вообще, такой мистический налет у Иоселиани встречать раньше не приходилось. "Шантрапа" - фильм-сюрприз, хотя, может, не для всех приятный. Но смотреть все равно придется, потому что это Иоселиани.

Обозреватель Сергей Сычев

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи