Танец на память

Уникальный в своем роде фильм Вим Вендерс задумывал вместе с гениальным хореографом Пиной Бауш, но Бауш почти вдруг не стало, а завораживающая пластическая эпитафия ее таланту осталась не только в памяти влюбленных членов вуппертальской труппы

Танец на память

Москва. 3 августа. INTERFAX.RU - Составленный из фрагментов спектаклей, закольцованных движений и очень личных воспоминаний танцоров из труппы Пины, фильм можно было бы и не переводить в 3D, но Виму Вендерсу нужна была эта форма, как танцу необходима страсть, как жизни необходимо постоянное движение, как душе не жить без чувства. Фильм-воспоминание, фильм-биография, любой схематически сведенный жанр для рассказа о Пине Бауш совершенно не подходит. О ней может поведать миру только танец, фильм-танец, так решил ее друг и поклонник ее невероятного таланта.

Кажется, что логичнее всего рецензию на эту работу Вендерса было бы просто станцевать, - и это не было бы смешным, абсурдным, нелепым, некрасивым, сама Пина Бауш точно бы не сомневалось в искренности возникающего чувства. Ведь ее, как известно из одной из цитат, совершенно не волновало, как человек двигается, а интересовало ее исключительно, что человеком движет.

Никогда еще телесная правда не была столь прекрасна, никогда еще существу из плоти и крови не позволялось так исчерпывающе отвечать на самые тревожные вопросы бытия.

Для Пины и для тех, кому посчастливилось соприкоснуться с ней, с ее талантом, услышать язык, на котором говорила только она одна, физических границ и невозможностей, кажется, просто не существовало. Вот мы видим сидящего перед камерой, с виду ничем не примечательного человека: простое лицо, взгляд, то обращен в объектив, то блуждает по обстановке в комнате. Все герои репортажной части "Пины" выглядят чрезвычайно растерянными, потерянными, их вид легко можно описать любым эпитетом, являющимся однокоренным к глаголу "терять". Они говорят о Пине Бауш, коротко, отрывочно, воспоминания просто проливаются из ковша, переполненного скорбью и ощущением утраты. За говорящих моментами становится просто страшно. Кто-то из них, например, признается, что за всю свою жизнь с Пиной общался больше и интенсивнее, чем с родителями. Но камера обрывает поток сознания, или бессознательного, и мы уже видим неожиданное превращение, от гипнотической отрешенности не осталось и следа, - этот человек танцует.

Для танца не нужны декорации, сложные костюмы, говорящий, броский грим, бутафорские фрукты, и подкрашенная вода в стаканах вместо спиртного, все, что нужно этому движению, отнюдь не легко, с болью и напряжением вытягивает жизнь. Пина знала это не лучше и не хуже других, но знала она еще и другое, - знала, как выразить то, что бьет, пульсирует и рвется на волю, не признавая немоты, косноязычия, заикания и языковых барьеров. Даже оставаясь великим художником и эстетом, экспериментируя, и синтезируя новые виды и жанры ("танцопера" - как раз ее изобретение), Пина Бауш не теряла связи с живым, и если хотите, первобытным, первозданным чувством. И к прояснению пастернаковского вопроса о том, что "тело - только слепок, Богов или боготворимых щепок…", растворившаяся в танце Бауш приблизилась как никто другой.

Обозреватель Полина Грибовская

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Умер шведский диджей AviciiУмер шведский диджей Avicii
28-летней музыкант был найден мертвым в МаскатеПодробнее
"Тренер": один в поле воин"Тренер": один в поле воин
В российский прокат вышел дебютный фильм Данилы Козловского в качестве режиссера с ним же в главной ролиПодробнее
Минкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в ДонбассеМинкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в Донбассе
Министерство ждет хороших сценариевПодробнее
10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля
Важные ленты из программ Берлинского кинофестиваля, фильм от автора "Таксиста" и Брюс Ли с БергманомПодробнее
Андрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваляАндрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваля
Председателем жюри в Каннах в этом году станет актриса Кейт БланшеттПодробнее
Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"
На церемонии почтили память недавно скончавшегося Олега ТабаковаПодробнее
Недвижимость
Последние новости