Берлинале: от скейтбордов до "Войны"

На Берлинском кинофестивале в этом году традиционно большое количество документального кино. Спектр тем так же традиционно широк - от скейтбординга в ГДР до деятельности арт-группы "Война"

Берлинале: от скейтбордов до "Войны"
Фото: Reuters

Москва. 17 февраля. INTERFAX.RU - Как всегда, почти во всех программах Берлинале можно увидеть документальное кино. Спектр тем представленных здесь работ необычайно широк. Новая работа Вернера Херцога "Death Row", например, посвящена заключенным, осужденным на смертную казнь и ожидающим приведения приговора по несколько лет, не зная точно, какой из дней станет для них последним. Херцог, в присущей ему манере, чередует серьезные вопросы с шутками, ставя иногда в тупик некоторых собеседников. Он сразу предупреждает их, что он им не друг, отчего преступники парадоксальным образом делятся с ним самым сокровенным. Иногда их истории звучат, как исповедь, иногда, как сюжет голливудского боевика. Трехчасовая лента вызывает смешанные чувства, но оторваться от нее совершенно невозможно.

Еще один документальный фильм, который выделяется на общем фоне - "This ain't California" немецкого режиссера Мартена Перзиля. Внимание привлекает уже сама тема этой работы - попытка рассказать о сообществе скейтбордистов, живших в 1980-х годах в ГДР. В качестве рассказчиков выступают сами участники событий, о которых идет речь, а материалом служит огромное количество архивных материалов, в числе которых съемки самих скейтбордистов, телевизионные репортажи, материалы из досье Штази, а также мастерски стилизованные под ретро-видео кадры, снятые съемочной группой. Работа Перзиля относится к тому документальному кинематографу, что трогает зрителя сильнее, чем иные игровые мелодрамы. В кинопрокат лента выйдет следующей осенью и, возможно, приедет и в Россию.

На этой неделе на Берлинале показывают продюсерский проект актера Киану Ривза "Side By Side". В нем речь идет о невероятно быстром развитии цифрового кинематографа, который угрожает похоронить традиционную съемку на пленку. В беседах с актером своими мыслями на этот счет делятся знаменитые режиссеры, такие как Мартин Скорцезе, Стивен Содерберг, Дэвид Линч, Дэнни Бойл, Дэвид Финчер многие другие, а также именитые операторы, монтажеры, продюсеры, колористы. Уникальность этой документальной работы в доверительной атмосфере общения - вряд ли какому-либо журналисту удалось бы так разговорить кинопрофессионалов. Киану Ривз же для них скорее друг, чем профессиональный интервьюер.

Еще один пример того, каким может быть документальное кино при взаимном доверии между режиссером и объектом съемки - российский фильм "Завтра" молодого режиссера Андрея Грязева, международная премьера которого состоялась в программе "Форум". Фильм, посвященный деятельности арт-группы "Война", показывает, как живут ее участники Олег Воротников, его жена Коза и их полуторагодовалый ребенок Каспер. Грязев буквально жил с ними на конспиративных квартирах, фиксируя на камеру быт героев, а также подготовку и реализацию нашумевшей акции "Дворцовый переворот". Побывать в мастерской художника всегда считается большой удачей документалиста, решившего снимать кино о современном искусстве. Андрей Грязев в этом смысле пошел еще дальше, став в буквальном смысле частью этой необычной семьи и получив тем самым исключительную возможность показать публике одну из самых известных на сегодня арт-формаций России изнутри. Немецким зрителям "Война" более, чем интересна, учитывая что в этом апреле группа выступит со-куратором Берлинской биеннале современного искусства.

Обозреватель Артем Ушан

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи