Ратманский: разговор на современном языке

Художественному руководителю балетной труппы Большого театра России и великому экспериментатору сегодня исполняется сорок лет

Ратманский: разговор на современном языке
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 29 августа. INTERFAX.RU - Одному из самых ярких представителей современной хореографии посвящает свои заметки обозреватель "Интерфакса" Нина Коваленко.

"Танцами увлекся самостоятельно, в четырехлетнем возрасте"

Ему исполнилось всего 40, а он уже почти четыре года возглавляет - и весьма успешно - знаменитый "Большой балет" главного театра страны. За его плечами - свыше 20 балетов, поставленных им в качестве хореографа в королевских театрах Дании и Швеции, в Театре балета Сан-Франциско, в Тбилиси, Вильнюсе, Хельсинки, Нью-Йорке и Оранж Каунти (Калифорния), а также в Мариинском и Большом театрах в России. Самое удивительное, что в списке его хореографических работ знаковые названия (типа "Золушка", "Щелкунчик") крайне редки. Все больше абсолютно новые постановки, созданные молодым балетмейстером на музыку, никогда в качестве балетной ранее не использовавшуюся, а то и на специально к данному балету заказанную. Среди последних - "Русские сезоны" на музыку Леонида Десятникова.

Интересно, что начавший как все нормальные балетные люди, с карьеры танцовщика, Алексей и танцевал, помимо русской и западной классики, как редко кто из молодых, современные балеты. Особенно в постановках крупнейших звезд хореографии "модерн" - Сержа Лифара и Джорджа Баланчина, Дж.Роббинса, К.Макмиллана, Дж.Ноймайера, Бежара, Эка, Дуато.

Ему еще не было и 30, а он уже вошел в историю как первый исполнитель партий в балетах М.Годдена ("Отражения" на музыку М.Равеля), Т.Раштона ("Сладкие жалобы" на музыку Ф.Горецки), "Рефрен" и "Номады" (на музыку А.Пярта). Наконец, среди последних балетных премьер Большого - самые значительные созданы Ратманским - достаточно назвать хотя бы "Светлый ручей" Шостаковича, "пламя Парижа" Асафьева

Можно только гадать, откуда у мальчишки, родившегося в семье, далекой от балета (мама - врач, папа - инженер) явилась такая тяга к танцу, и не просто к танцу, а к сценическому балетному, и не просто к балетному, а именно танцу - модерн? Бог весть! Но этот мальчишка с гладко зачесанными волосами, смешно торчащими ушами и удивительными, распахнутыми миру блестящими глазами, сумел даже дворовых мальчишек увлечь своим "хобби" - ведь и впрямь начал танцевать лет с четырех, а чуть позже уже ставил(!) для своих друзей небольшие танцевальные номера. В 15 лет он уже поставил два балетных номера на профессиональной сцене в Киеве, куда семья переехала из Ленинграда вскоре после рождения Алексея.

Города и страны менял как балетные стили

Учиться танцу Ратманский поехал в Москву. Закончил сначала Московское хореографическое училище и вернулся в Киев - на работу. В 18 лет он солист балета Киевского театра оперы и балета, где с самого начала ему поручали одну за другой все ведущие партии классического репертуара. Но ему - не забудьте - уже с детства хотелось иных партий и стилей Обрушившаяся на страну перестройка сразу создала для молодого Ратманского сказочные возможности. Ему не нужно было, как когда-то Нурееву, совершать головокружительные прыжки от советских гэбистов в руки западной полиции, дабы получить возможность танцевать то, что танцуют в Лондоне или Париже, а в Москве еще не танцуют. Он просто уехал в 1922 г. в Канаду, где и проработал четыре года в Королевском Виннипегском балете, танцуя балеты Аштона, Баланчина, Тюдора, Ноймайера. В 1997 г. Ратманский перемещается в Копенгаген, где исполняет ведущие партии в балетах Августа Бурнонвиля.

Плисецкая - в партнершах, Ананиашвили - в продюсерах

Он вернулся в Москву уже известным танцовщиком. Судьба продолжала осыпать его подарками. Ратманский выступал в совместных концертах с Большим театром, с "Имперским русским балетом". Он был партнером Майи Плисецкой в балете "Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси, а затем началась его блистательная хореографическая карьера

Как уже говорилось, первые пробы были сделаны рано, в Киеве. Номера Ратманского - например, "Юрлиберлю" или "Взбитые сливки" (этот номер был поставлен уже в Виннипеге), часто входили в программу московских концертов балета и вызывали симпатии у публики. Начальный этап московской карьеры Алексея Ратманского во многом связан с фирмой "Постмодерн-театр", организовывавшей его гастрольные выступления, например, с известной канадской балериной Эвелин Харт в "Жизели" (1997), и продюсировавшей его балеты, созданные для Нины Ананиашвили. По заказу последней был поставлен балет "Прелести марьеризма". Среди солистов балетной труппы Большого театра, занятых в балете Ратманского "Сны о Японии", также фигурировала Ананиашвили. Она же исполнила заглавную роль в первой редакции балета "Леа".

После успеха своего балета "Каприччио", вошедшего в программу молодежных "Новогодних премьер" Большого театра, Ратманский получил приглашение сотрудничать с Мариинским театром. К этому времени он уже был солистом Королевского Датского балета, где тоже довольно скоро начал проявлять себя в качестве хореографа, после чего ему открылась дорога и на другие европейские и американские сцены.

В 2003 г. Ратманскому было предложено поставить полнометражный балет в Большом театре, и эта постановка, в результате, принесла ему назначение руководителя Большого балета. Первым балетом, поставленным им в Большом театре в новом качестве худрука труппы, стала вторая редакция балета "Леа".

Ратманский - во главе Большого балета

Первого января 2004 г. 35-летний Ратманский занял пост руководителя балетной труппы Большого театра России. Стремление заразить своей любовью к современному танцу весь Большой балет мог не увидеть только слепой.

Однажды его спросили: "Действительно ли стремятся ваши артисты танцевать современные балеты, или классика им привычнее? " Алексей Осипович ответил так: "У нас большая труппа, предпочтения разные. Кому-то ближе Григорович, кому-то старая классика, кто-то увлечен новыми постановками, но все одинаково любят успех. Собственно, ради него мы и работаем. Поэтому, когда зал овацией принимает новую версию "Ромео и Джульетты" или балет Твайлы Тарп "В комнате наверху", даже консервативно настроенные артисты начинают понимать: если говорить с залом на современном языке, не теряя высочайшего уровня исполнения, это производит большое впечатление. И приводит в театр более молодую публику, что очень важно. Но в России - в отличие от Франции - классический балет популярнее современного, и в целом мы придерживаемся классической линии в репертуаре. Больше половины спектаклей - это классика XIX века. Мы также сохраняем балеты Григоровича, ищем молодых русских хореографов и возобновляем кое-что из забытых, но значимых в историческом или художественном плане спектаклей. В репертуаре этого сезона - 19 больших балетов, 12 одноактных, фестиваль к 100-летию Марины Семеновой, "Мастерские новой хореографии", международные проекты "Короли танца" и "Бенуа де ля данс", много гастролей. Всего около 200 спектаклей".

Ратманского нередко спрашивают, какова сегодняшняя атмосфера в возглавляемом им театре - есть ли единомышленники, не мешают ли фрондеры. "Единомышленники есть, фрондеры, естественно, мешают, - отвечает он обычно. - Но главное, что теперь не доходит до объездов, до, как говорится, "утечки мозгов". Ведь в 90-е гг. это была просто катастрофа. Мое поколение уехало почти практически полностью. Но сейчас уезжают единицы. Экономически все стабильно и творчески интересно. За последние четыре года мы поставили 24 балета. Артисты танцуют много и разное, часто ездят за границу. И я только рад, когда они получают приглашения из таких престижных театров, как парижская "Опера". У нас очень большой коллектив - 220 танцовщиков и 20 педагогов. Мнения могут быть разные. Главное, чтобы "несогласные", как, впрочем, и "согласные", хорошо танцевали, чтобы интересы театра всегда стояли впереди собственных. И чтобы было понимание, что мы делаем одно дело. Я не возьмусь оценивать последние четыре года с художественной точки зрения, но могу сказать, что основную задачу мы выполнили - сохранили труппу и репертуар в период реконструкции театра. И значительно повысили реноме нашего театра в мире".

Обозреватель Нина Коваленко

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
"Тренер": один в поле воин"Тренер": один в поле воин
В российский прокат вышел дебютный фильм Данилы Козловского в качестве режиссера с ним же в главной ролиПодробнее
Минкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в ДонбассеМинкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в Донбассе
Министерство ждет хороших сценариевПодробнее
10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля
Важные ленты из программ Берлинского кинофестиваля, фильм от автора "Таксиста" и Брюс Ли с БергманомПодробнее
Андрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваляАндрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваля
Председателем жюри в Каннах в этом году станет актриса Кейт БланшеттПодробнее
Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"
На церемонии почтили память недавно скончавшегося Олега ТабаковаПодробнее
Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"
Мария Ревякина пожелала Серебренникову, Апфельбаум и другим обрести возможность свободно работатьПодробнее
Недвижимость
Последние новости