Скандальный Онегин и возвращение великих

Новый сезон в Большом театре пройдет под знаком возвращения в него всех звезд, а в репертуаре классика будет соседствовать с модерном

Скандальный Онегин и возвращение великих
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 9 марта. INTERFAX.RU - Чем удивит нас Большой театр России в новом сезоне 2008-2009 годов. На первый взгляд, все как всегда - плотная сетка гастролей, зарубежных и по России, обязательная норма премьер - не менее четырех-пяти, растущая концертная деятельность оркестра, хора, солистов. Такая стабильность, учитывая, что театр уже который год работает в стесненных условиях одной сцены из-за реконструкции и реставрации исторического здания, не может не вызывать уважения и даже восхищения. Однако наметившиеся тенденции нового сезона (по традиции сезон он открывается в сентябре), дают основание предположить, что главный театр страны выходит на новые рубежи, которые ее пять-шесть лет назад показались бы едва возможными.

Вперед к классике

О том, насколько мои ощущение соответствуют действительности, я решила побеседовать с генеральным директором театра Анатолием Иксановым. В отличие от часто меняющихся художественных и музыкальных руководителей театра Иксанов держит курс такого тяжелого и могучего корабля как Большой, довольно крепко. Во всяком случае, он у этого руля уже восьмой год.

А вот руководитель Большого Балета (так называют балетную труппу Большого во всем мире) опять сменился - в который уже раз с начала века и тысячелетия. С 1 января 2009 г. этот пост займет 40-летний хореограф Юрий Бурлака. Он уже назначен, но вступит в должность в январе, после истечения срока контракта нынешнего главного балетмейстера Алексея Ратманского.

Чтобы избежать кривотолков, скажу сразу - работа Ратманского в Большом была очень успешной и уходит он по собственной воле: "надоело руководить, хочется больше ставить", так объясняет он свой уход. И действительно, заявив, что "продлевать свой контракт" в январе он не будет, Ратманский ставит сейчас балет Бориса Асафьева "Пламя Парижа", премьеру которого выпустят в конце нынешнего сезона - 3 июля 2008 года. А в будущем сезоне Ратманский поставит балет Людвига Минкуса "Пахита" - единственный из трех шедевров знаменитого хореографа XIX в. ("Пахита", "Баядерка", "Дон Кихот"), которого нет в репертуаре Большого.

Премьера "Пахиты" назначена на 15 ноября 2008 года. В тот же будет идти балет "Русские сезоны" на музыку Леонида Десятникова. Еще один классический балет, который увидит публика Большого - "Коппелия" Лео Делиба (премьера - 12 марта 2009 года).

- Анатолий Геннадьевич, назначение Бурлаки на пост главного балетмейстера следует понимать как то, что Большой театр возвращается к классике? Ведь все постановки такого яркого балетмейстера модерна как Ратманский, да и всех тех, кого он приглашал для постановок, даже и не предполагали такого поворота, - поинтересовалась я у Иксанова.

- Вы не правы. Большой театр никогда не уходил от классики. Потому что, как бы там ни было, классика - это основа нашего театра. Конечно, тут важно, чтобы было сочетание классики и модерна, но все-таки именно классика, в первую очередь, является приоритетным, соответствующим традициям русской культуры вообще, направлением в деятельности Большого театра. И когда я выбирал кандидатуру на пост руководителя нашего балета, я интересовался именно этим направлением.

- О, это во мне возрождает надежду, - заметила я, - что и опера Большого театра благодаря, может, какой-то счастливой случайности, тоже вернется к классике, и пушкинская Татьяна перестанет бегать босыми ногами по столу, а ее мать, вполне благонравная старушка Ларина, не будет валяться пьяная у того же пресловутого стола.

Шесть Онегиных в Париже

О "кошмарной" (с моей точки зрения) постановке культовой для России оперы Петра Чайковского "Евгений Онегин" в Большом мне довелось говорить с Иксановым не раз. Впрочем, не только с ним, а и с музыкальным руководителем постановки и дирижером Ведерниковым. Да и не только мне. Происходящее на сцене Большого показалось кощунством по отношению к двум гениям русской культуры - Чайковскому и Пушкину, великая Галина Вишневская "разгромила" постановку в печати в пух и прах. Но руководство Большого считает, что правы как раз они, и в доказательство приводит успех у публики, особенно молодежной, и тем более - зарубежной.

Вот и сейчас Анатолий Геннадьевич похихикал над моею горячностью и, не скрывая торжества, сообщил, что именно спектаклем "Евгений Онегин" в постановке Чернякова Большой театр откроет 1 сентября этого года новый сезон Гранд-опера в Париже, в знаменитом историческом здании Опера-Гранье.

- Свой сезон откроете или их? - не поняла я.

- Именно их. Они пригласили нас открыть новый сезон Гранд-Опера этим нашим спектаклем в знак признания высочайшего уровня искусства, которое несет наш театр.

- А разве так бывает?

- Нет, представьте, это впервые в истории, никогда такого не было, - все с тем же выражением торжества на лице ответил мой собеседник. - Я же говорю вам, это особый знак уважения к Большому театру России, признание его приоритета. Более того, как я Вам уже сказал, "Онегиным" мы откроем сезон 2008-2009 года в Гранд-Опера в Париже в сентябре 2008-го, а в июле 2009 мы будем закрывать сезон в другом прославленном театре - Ла Скала в Милане. И тоже, по настоянию итальянской стороны, все тем же "Евгением Онегиным" Чернякова.

- Неужели вы повезете в Париж и Милан всю оперную труппу, плюс хор, плюс оркестр, плюс декорации ради одного спектакля?

- Почему же ради одного? В Париже мы дадим шесть "Онегиных" да еще оперу того же великого Петра Ильича Чайковского "Пиковая дама", тоже последнюю нашу постановку. А в Милане к "Онегину" и "Пиковой даме" прибавится еще один оперный спектакль, еще точно не решено, какой. Это будет в июле 2009 г., гастроли в Ла Скала продлятся почти месяц.

- А Париж и Милан согласились принять одни оперные спектакли?

- Не согласились, а попросили, - поправил меня руководитель Большого театра. - В том-то все и дело, что наконец-то, после едва ли не столетнего перерыва, я имею в виду "Дягилевские сезоны" в Париже, когда оглушительный успех в Париже выпал на долю не только Большого театра, но и Большой оперы - так вот, после почти столетнего перерыва они признали, наконец, не только наш балет, но и нашу оперу. Кстати сказать, в будущем году мы везем оперу и в Японию, где он не была более 20 лет (повезем "Онегина", "Пиковую даму" и еще один спектакль, который обсуждается), и на оперные фестивали в Финляндию и Словению.

Оперный репертуар в будущем сезоне пополнится шедевром мировой оперы -"Отелло" Джузеппе Верди (премьера 28 апреля 2009 г.) и оперой Николая Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (премьера 10 октября 2008 года).

Григорович поставит новые балеты

Одним из событий будущего сезона, безусловно, станет контракт, заключенный театром с выдающимся Юрием Григоровичем, который согласился занять пост штатного балетмейстера в Большом. "Буквально на днях Юрий Николаевич подписал, наконец, с нами контракт", - сказал Иксанов.

На мой вопрос, будет ли Григорович совмещать работы в Большом с художественным руководством балетом Краснодарского театра, Иксанов ответил:

- Надеюсь, что нет. Конечно, ему трудно оставить краснодарскую балетную труппу, которую он, по существу, и создал. Но думаю, что все-таки он на это решится. В Большом театре столько работы. Конкретно? Сейчас мы с ним занимаемся "Спартаком", обсуждаем состав и так далее. Кто будет исполнять партию Спартака - еще неизвестно. В Театре есть Спартаки. У нас есть Денис Матвеев, у нас есть Дима Белоголовцев, у Юрия Николаевича есть свои кандидатуры.

- Григорович будет заниматься только восстановлением своих старых балетов? Не может так статься, что Юрий Николаевич поставит какой-нибудь новый балет?

- То есть не то, что может, но и должно случиться. У Юрия Николаевича масса идей. Да, совершенно конкретных идей. Я не буду оглашать сейчас названия. Но я уверен, что возвратившись в свой родной театр, он еще осчастливит нас новыми своими творениями, и они будут, как всегда у этого гениального мастера, совершенными.

Возвращение великих

Сезон предстоит действительно поразительный. Взять хотя бы такой факт - возвращение Григоровича и одновременно фестиваль - не просто юбилейный спектакль или концерт, а целый фестиваль - посвященный 50-летию творческой деятельности великих русских танцовщиков, легендарной "золотой" паре мирового балета Екатерины Максимовой и Владимира Васильева в октябре 2008 года.

- Я знаю, что идея принадлежит театру, а конкретнее - Вам. Как Катя и Володя восприняли Ваше предложение провести фестиваль в Большом, пусть и не на старой, исторической сцене, а на новой, хотя к новой сцене Владимир Викторович Васильев имеет самое непосредственное отношение. Ведь это была его идея построить специально для Большого театра новое театральное здание рядом с историческим восьмиколонным шедевром, куда бы труппа могла переехать на время реставрации последнего.

- Как приняли предложение? Нормально приняли, как должно, как возвращение в своей театр, иначе сказать - домой. Понимаете, это вообще политика Большого театра сегодня - все великие должны вернуться в Большой театр. Мы должны вернуть все самое главное, что было в Большом театре. Я, кстати, могу еще добавить, что в будущем сезоне у нас пройдет и юбилей великого русского певца Евгения Нестеренко. Уже сколько лет или десятилетий лучший бас планеты, когда-то украшавший сцену Большого театра, дарит свое искусство зарубежной публике. Он тоже должен вернуться. Мы возвращаем всех великий в Большой театр.

Обозреватель Нина Коваленко

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Новости в разделах
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи