Скандальный Онегин и возвращение великих

Новый сезон в Большом театре пройдет под знаком возвращения в него всех звезд, а в репертуаре классика будет соседствовать с модерном

Скандальный Онегин и возвращение великих
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 9 марта. INTERFAX.RU - Чем удивит нас Большой театр России в новом сезоне 2008-2009 годов. На первый взгляд, все как всегда - плотная сетка гастролей, зарубежных и по России, обязательная норма премьер - не менее четырех-пяти, растущая концертная деятельность оркестра, хора, солистов. Такая стабильность, учитывая, что театр уже который год работает в стесненных условиях одной сцены из-за реконструкции и реставрации исторического здания, не может не вызывать уважения и даже восхищения. Однако наметившиеся тенденции нового сезона (по традиции сезон он открывается в сентябре), дают основание предположить, что главный театр страны выходит на новые рубежи, которые ее пять-шесть лет назад показались бы едва возможными.

Вперед к классике

О том, насколько мои ощущение соответствуют действительности, я решила побеседовать с генеральным директором театра Анатолием Иксановым. В отличие от часто меняющихся художественных и музыкальных руководителей театра Иксанов держит курс такого тяжелого и могучего корабля как Большой, довольно крепко. Во всяком случае, он у этого руля уже восьмой год.

А вот руководитель Большого Балета (так называют балетную труппу Большого во всем мире) опять сменился - в который уже раз с начала века и тысячелетия. С 1 января 2009 г. этот пост займет 40-летний хореограф Юрий Бурлака. Он уже назначен, но вступит в должность в январе, после истечения срока контракта нынешнего главного балетмейстера Алексея Ратманского.

Чтобы избежать кривотолков, скажу сразу - работа Ратманского в Большом была очень успешной и уходит он по собственной воле: "надоело руководить, хочется больше ставить", так объясняет он свой уход. И действительно, заявив, что "продлевать свой контракт" в январе он не будет, Ратманский ставит сейчас балет Бориса Асафьева "Пламя Парижа", премьеру которого выпустят в конце нынешнего сезона - 3 июля 2008 года. А в будущем сезоне Ратманский поставит балет Людвига Минкуса "Пахита" - единственный из трех шедевров знаменитого хореографа XIX в. ("Пахита", "Баядерка", "Дон Кихот"), которого нет в репертуаре Большого.

Премьера "Пахиты" назначена на 15 ноября 2008 года. В тот же будет идти балет "Русские сезоны" на музыку Леонида Десятникова. Еще один классический балет, который увидит публика Большого - "Коппелия" Лео Делиба (премьера - 12 марта 2009 года).

- Анатолий Геннадьевич, назначение Бурлаки на пост главного балетмейстера следует понимать как то, что Большой театр возвращается к классике? Ведь все постановки такого яркого балетмейстера модерна как Ратманский, да и всех тех, кого он приглашал для постановок, даже и не предполагали такого поворота, - поинтересовалась я у Иксанова.

- Вы не правы. Большой театр никогда не уходил от классики. Потому что, как бы там ни было, классика - это основа нашего театра. Конечно, тут важно, чтобы было сочетание классики и модерна, но все-таки именно классика, в первую очередь, является приоритетным, соответствующим традициям русской культуры вообще, направлением в деятельности Большого театра. И когда я выбирал кандидатуру на пост руководителя нашего балета, я интересовался именно этим направлением.

- О, это во мне возрождает надежду, - заметила я, - что и опера Большого театра благодаря, может, какой-то счастливой случайности, тоже вернется к классике, и пушкинская Татьяна перестанет бегать босыми ногами по столу, а ее мать, вполне благонравная старушка Ларина, не будет валяться пьяная у того же пресловутого стола.

Шесть Онегиных в Париже

О "кошмарной" (с моей точки зрения) постановке культовой для России оперы Петра Чайковского "Евгений Онегин" в Большом мне довелось говорить с Иксановым не раз. Впрочем, не только с ним, а и с музыкальным руководителем постановки и дирижером Ведерниковым. Да и не только мне. Происходящее на сцене Большого показалось кощунством по отношению к двум гениям русской культуры - Чайковскому и Пушкину, великая Галина Вишневская "разгромила" постановку в печати в пух и прах. Но руководство Большого считает, что правы как раз они, и в доказательство приводит успех у публики, особенно молодежной, и тем более - зарубежной.

Вот и сейчас Анатолий Геннадьевич похихикал над моею горячностью и, не скрывая торжества, сообщил, что именно спектаклем "Евгений Онегин" в постановке Чернякова Большой театр откроет 1 сентября этого года новый сезон Гранд-опера в Париже, в знаменитом историческом здании Опера-Гранье.

- Свой сезон откроете или их? - не поняла я.

- Именно их. Они пригласили нас открыть новый сезон Гранд-Опера этим нашим спектаклем в знак признания высочайшего уровня искусства, которое несет наш театр.

- А разве так бывает?

- Нет, представьте, это впервые в истории, никогда такого не было, - все с тем же выражением торжества на лице ответил мой собеседник. - Я же говорю вам, это особый знак уважения к Большому театру России, признание его приоритета. Более того, как я Вам уже сказал, "Онегиным" мы откроем сезон 2008-2009 года в Гранд-Опера в Париже в сентябре 2008-го, а в июле 2009 мы будем закрывать сезон в другом прославленном театре - Ла Скала в Милане. И тоже, по настоянию итальянской стороны, все тем же "Евгением Онегиным" Чернякова.

- Неужели вы повезете в Париж и Милан всю оперную труппу, плюс хор, плюс оркестр, плюс декорации ради одного спектакля?

- Почему же ради одного? В Париже мы дадим шесть "Онегиных" да еще оперу того же великого Петра Ильича Чайковского "Пиковая дама", тоже последнюю нашу постановку. А в Милане к "Онегину" и "Пиковой даме" прибавится еще один оперный спектакль, еще точно не решено, какой. Это будет в июле 2009 г., гастроли в Ла Скала продлятся почти месяц.

- А Париж и Милан согласились принять одни оперные спектакли?

- Не согласились, а попросили, - поправил меня руководитель Большого театра. - В том-то все и дело, что наконец-то, после едва ли не столетнего перерыва, я имею в виду "Дягилевские сезоны" в Париже, когда оглушительный успех в Париже выпал на долю не только Большого театра, но и Большой оперы - так вот, после почти столетнего перерыва они признали, наконец, не только наш балет, но и нашу оперу. Кстати сказать, в будущем году мы везем оперу и в Японию, где он не была более 20 лет (повезем "Онегина", "Пиковую даму" и еще один спектакль, который обсуждается), и на оперные фестивали в Финляндию и Словению.

Оперный репертуар в будущем сезоне пополнится шедевром мировой оперы -"Отелло" Джузеппе Верди (премьера 28 апреля 2009 г.) и оперой Николая Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (премьера 10 октября 2008 года).

Григорович поставит новые балеты

Одним из событий будущего сезона, безусловно, станет контракт, заключенный театром с выдающимся Юрием Григоровичем, который согласился занять пост штатного балетмейстера в Большом. "Буквально на днях Юрий Николаевич подписал, наконец, с нами контракт", - сказал Иксанов.

На мой вопрос, будет ли Григорович совмещать работы в Большом с художественным руководством балетом Краснодарского театра, Иксанов ответил:

- Надеюсь, что нет. Конечно, ему трудно оставить краснодарскую балетную труппу, которую он, по существу, и создал. Но думаю, что все-таки он на это решится. В Большом театре столько работы. Конкретно? Сейчас мы с ним занимаемся "Спартаком", обсуждаем состав и так далее. Кто будет исполнять партию Спартака - еще неизвестно. В Театре есть Спартаки. У нас есть Денис Матвеев, у нас есть Дима Белоголовцев, у Юрия Николаевича есть свои кандидатуры.

- Григорович будет заниматься только восстановлением своих старых балетов? Не может так статься, что Юрий Николаевич поставит какой-нибудь новый балет?

- То есть не то, что может, но и должно случиться. У Юрия Николаевича масса идей. Да, совершенно конкретных идей. Я не буду оглашать сейчас названия. Но я уверен, что возвратившись в свой родной театр, он еще осчастливит нас новыми своими творениями, и они будут, как всегда у этого гениального мастера, совершенными.

Возвращение великих

Сезон предстоит действительно поразительный. Взять хотя бы такой факт - возвращение Григоровича и одновременно фестиваль - не просто юбилейный спектакль или концерт, а целый фестиваль - посвященный 50-летию творческой деятельности великих русских танцовщиков, легендарной "золотой" паре мирового балета Екатерины Максимовой и Владимира Васильева в октябре 2008 года.

- Я знаю, что идея принадлежит театру, а конкретнее - Вам. Как Катя и Володя восприняли Ваше предложение провести фестиваль в Большом, пусть и не на старой, исторической сцене, а на новой, хотя к новой сцене Владимир Викторович Васильев имеет самое непосредственное отношение. Ведь это была его идея построить специально для Большого театра новое театральное здание рядом с историческим восьмиколонным шедевром, куда бы труппа могла переехать на время реставрации последнего.

- Как приняли предложение? Нормально приняли, как должно, как возвращение в своей театр, иначе сказать - домой. Понимаете, это вообще политика Большого театра сегодня - все великие должны вернуться в Большой театр. Мы должны вернуть все самое главное, что было в Большом театре. Я, кстати, могу еще добавить, что в будущем сезоне у нас пройдет и юбилей великого русского певца Евгения Нестеренко. Уже сколько лет или десятилетий лучший бас планеты, когда-то украшавший сцену Большого театра, дарит свое искусство зарубежной публике. Он тоже должен вернуться. Мы возвращаем всех великий в Большой театр.

Обозреватель Нина Коваленко

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Кураторы скандальной выставки Стерджеса не исключили ее возобновленияКураторы скандальной выставки Стерджеса не исключили ее возобновления
По их мнению, публика сможет вновь увидеть фотографии, когда им перестанет грозить опасностьПодробнее
Минкультуры отмежевалось от скандальной фотовыставки СтерджесаМинкультуры отмежевалось от скандальной фотовыставки Стерджеса
Экспозицию закрыли, после того как детский омбудсмен и Елена Мизулина усмотрели публичную демонстрацию детской порнографииПодробнее
Фотограф Стерджес прокомментировал скандал по поводу своей выставки в МосквеФотограф Стерджес прокомментировал скандал по поводу своей выставки в Москве
В воскресенье выставку работ Стерджеса закрыли из-за возмущения сенатора Мизулиной и Общественной палатыПодробнее
Центр фотографии им. братьев Люмьер согласился закрыть выставку СтерджесаЦентр фотографии им. братьев Люмьер согласился закрыть выставку Стерджеса
Руководство центра обсудило с членами Общественной палаты скандал, вызванный подозрениями в демонстрации материалов детской порнографииПодробнее
Недвижимость
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи