"Кандинскому стыдно!"

Премия Кандинского за достижения в области современного искусства в этом году вручалась во второй раз. Без арт-скандала на этот раз не обошлось

Москва. 11 декабря. INTERFAX.RU - Несмотря на столь молодой возраст, сами организаторы премии Кандинского готовы сравнивать ее с престижной британской премией Тернера, которая уже 24 года вручается за аналогичные достижения. На деле же неожиданный финал прошедшей церемонии вручения сбил с толку большинство присутствовавших в зале - ультра-правый художник Алексей Беляев-Гинтовт, отхвативший главную награду размером в 40000 евро, для многих является объектом, мягко говоря, неприятия.

Уже одно только включение Беляева-Гинтовта с его циклом "Родина-дочь" (работы на военную тему, выполненные в смешанной технике с использованием сусального золота) в шорт-лист премии вызвало горячие споры любителей искусства на страницах специализированных интернет-сайтов, но некоторые из них пошли дальше и устроили перед началом церемонии настоящую акцию протеста, устроив пикет возле входа с плакатами "Кандинскому стыдно!" и криками "Позор!". Чуть позже этим вечером, после вручения главной награды, эти же крики можно было услышать уже в зале. Из уст лауреата прошлого года - художника Анатолия Осмоловского.

Вообще, вся церемония прошла под знаком политического высказывания, хотя и довольно сумбурного. С самого начала на огромные экраны начали проецировать портрет Андрея Ерофеева с надписью на лбу "Особо опасен!", бывшего директора отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи, со скандалом уволенного в этом году. Ведущие вечера, художники Вячеслав Мизин и Александр Шабуров, работающие скорее в области юмора, нежели политического искусства, но тем не менее не раз преследовавшиеся по политическим причинам, остались верны себе и в течение всей церемонии шутили и, как могли, старались смягчить все накалявшийся в зале политический градус. К ним присоединился Динос Чепмен - один из братьев Чепмен, молодых, но уже очень известных британских художников, приехавший вручить награду лучшему российскому молодому художнику. Посетовав на то, что люди до сих пор становятся художниками, он показал свое видео "Смерть и расчлененка" - кукольный мультфильм про кровавые моменты жизни Энди Уорхола, Джексона Поллока, Винсента Ван Гога, который должен по идее авторов заставить задуматься родителей и попытаться отговорить своих детей от занятий искусством. После этого он объявил победителя, им оказалась Диана Мачулина с работой "Труд" - перенесенной на холст фотографией заседания ЦК КПСС из газеты "Труд", которая иллюстрировала комичный случай из жизни советских фоторедакторов: при замене одной головы генсека на другую они случайно забыли убрать первую со стола Валентины Терешковой.

Победителю в номинации "Лучший медиа-арт проект года" вручать приз вышла Марина Абрамович - знаменитая югославская художница, уже более 40 лет занимающаяся современным искусством. Прочитав прошлым вечером двухчасовую лекцию об истории перформанса, Марина решила не останавливаться и провести одну из своих акций прямо во время церемонии вручения. На фоне проецировавшихся на экран текстов Василия Кандинского, она стояла на постаменте, держа в руках развевающийся белый флаг. После чего объявила победителями группу "ПГ", которая вышла на сцену в черных масках и представилась сомалийскими пиратами, пообещав превратить Россию в Сомали в ближайшие три-четыре месяца.

Смешное смешалось с серьезным и в перформансе братьев Као - еще одних звездных гостей вечера. Китайские художники выкатили на сцену огромный бюст, карикатурное изображение Мао с женской грудью, и начали разбивать его огромными кувалдами. Показав таким образом, что нужно делать недовольным со своими вождями, Као еще больше убедили присутствовавших в независимости и возможной объективности премии Кандинского.

Вручать приз в главной номинации "Проект года" вышел Борис Гройс, уже прочитавший ранее со сцены получасовую лекцию об отношениях искусства и власти. Вспомнив еще раз основные тезисы относительно номинантов - а ими стали Дмитрий Гутов, Борис Орлов и Алексей Беляев-Гинтовт, каждый из которых имеет четкую выраженную в своем творчестве политическую позицию - Гройс открыл конверт и, поперхнувшись от удивления, назвал имя победителя.

Анатолий Осмоловский, получивший премию Кандинского, как лучший художник, в прошлом году, попытался сорвать церемонию вручения и криками "Позор!" и "Бездарность!" не давал ничего сказать вышедшему на сцену Беляеву. В свои молодые годы Осмоловский в таких случаях просто выходил и бил в морду. В этот раз ничего такого никто делать не стал. Политика и искусство сделали еще один шаг в сторону от общественной жизни, но куда - абсолютно не ясно.

Обозреватель Артем Ушан

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи