"Бегущий по лезвию 2049": жизнь как чудо

На экраны спустя 35 лет вышло продолжение культовой ленты Ридли Скотта про репликантов и людей

"Бегущий по лезвию 2049": жизнь как чудо
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049"
Фото: WDSSPR

Москва. 6 октября. INTERFAX.RU - В прокат вышло продолжение культового фильма "Бегущий по лезвию" - снова с Харрисоном Фордом.

Лос-Анджелес, 2049 год. Охотник за искусственными людьми – репликантами, так называемый "бегущий по лезвию", офицер К (Райан Гослинг) живет с голограммой Джой (Ана де Армас) в тесной квартирке в грязном перенаселенном доме. В недавнем прошлом были экологическая катастрофа, восстание репликантов и блэкаут – отключение электричества, из-за которого оказались утрачены почти все данные об эпохе до него, после чего создавать искусственных людей запретили. Правда, К этого не помнит – он застал уже подъем корпорации Wallace под руководством собственно Уоллеса (в исполнении Джареда Лето), которая опять начала производство репликантов, но уже нового поколения - преданных и не способных на ослушание. Задача К состоит в том, чтобы находить и "списывать" оставшихся участников восстания. Однажды его отправляют на новое задание – как окажется, связанное с бывшим "бегущим по лезвию" Риком Декардом (Форд).

С выхода оригинального Bladerunner, снятого Ридли Скоттом (и потом несколько раз им переработанного), прошло аж 35 лет - так много, что почти наступил год, который был в фильме (дело там происходило в 2019 году). Страшно подумать, под каким давлением находился канадский режиссер Дени Вильнев, которому доверили снимать продолжение фильма, получившего статус культового, ставшего родоначальником киберпанка и создавшего одну из самых узнаваемых – и мрачных – картин будущего. В том, чтобы Вильнев в "Бегущем по лезвию 2049" передал атмосферу и развил идеи оригинала, ему помогали собственно Скотт, выступивший в роли продюсера, и сценарист Хэмптон Фанчер, работавший над первым фильмом. Создатели картины бдительно следили, чтобы сюжет продолжения сохранялся в секрете (правда, незадолго до премьеры на правах тизеров были выпущены три короткометражки, в которых подробнее рассказывается о том, что произошло за 30 лет, разделяющие события двух фильмов).

Bladerunner 2049 Вильнева, как и фильм 1982 года, - если и боевик, то очень условный (этот фокус – показать зрителям, пришедшим на блокбастер, чуть ли не артхаус, режиссер уже проделал с "Прибытием"). Да, в новом "Бегущем по лезвию" дерутся, но не то чтобы очень часто и как бы с неохотой (в одной сцене персонаж Гослинга говорит своему противнику что-то в духе "Пожалуйста, не сопротивляйтесь, я бы предпочел, чтобы все прошло мирно"). Экшн из главной составляющей фильма такого масштаба становится второстепенной, монтаж со сменой плана раз в две секунды забыт, за каждой дракой следует неторопливый разговор, действие развивается безо всякой спешки.

В "Бегущем по лезвию 2049" в итоге оказалась куча пустого пространства или, говоря типографским языком, "воздуха" между действиями. Едва ли не половину фильма занимают эти пустоты, разреженные пространства, когда в кадре почти ничего нет: долгие планы с падающим снегом, съемки свалки, пустыни или футуристического Лос-Анджелеса. Фильм запредельной продолжительностью 2:40 (при этом Вильнев снимает так, будто у него в запасе еще часов 7 экранного времени, из-за чего пару раз становилось натурально страшно), неуловимо напоминает "Солярис" Андрея Тарковского. Сходство не только визуальное (а это заслуженное почетное сравнение, Bladerunner 2049 - очень красивое кино), дословно совпадают несколько фраз.

Второе напрашивающееся сравнение – с экологической антиутопией "Сойлент грин", которой фильм Вильнева с его едой из пакетика, отмирающей землей и перенаселением открыто шлет привет. Но сходство между этими картинами, если приглядеться, оказывается гораздо более значительным.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049"
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049"
Фото: WDSSPR

Первый Bladerunner был про ценность настоящего, второй – про ценность натурального или, иначе говоря, природного, различие, казалось бы, едва заметное, но принципиальное. При очевидном сюжетном параллелизме Bladerunner 2049 с первой частью (здесь остроумным образом перевернута главная интрига) замысел не работает. Репликанты своим протестом с обратной стороны подтверждают разделение на касты, установленное людьми. Фильм в результате оказывается не про то, что отличает людей от роботов, его ключевая идея - хотя она и замышлялась, вероятно, как библейская - звучит в духе движения пролайф: жизнь в биологическом смысле – это чудо, а способность репродуцировать себя – дар.

В фильме Вильнева – красивом, неспешном, великолепно визуально выполненном – в результате за полными достоинства паузами не найти смысла. А с другой стороны и зачем он, если можно вечно смотреть на то, как снег падает на героя Райана Гослинга. Сходить на Bladerunner 2049 стоит хотя бы ради того, чтобы сделать ему подарок: 6 октября у бегущего по лезвию К день рождения.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Умер шведский диджей AviciiУмер шведский диджей Avicii
28-летней музыкант был найден мертвым в МаскатеПодробнее
"Тренер": один в поле воин"Тренер": один в поле воин
В российский прокат вышел дебютный фильм Данилы Козловского в качестве режиссера с ним же в главной ролиПодробнее
Минкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в ДонбассеМинкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в Донбассе
Министерство ждет хороших сценариевПодробнее
10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля
Важные ленты из программ Берлинского кинофестиваля, фильм от автора "Таксиста" и Брюс Ли с БергманомПодробнее
Андрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваляАндрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваля
Председателем жюри в Каннах в этом году станет актриса Кейт БланшеттПодробнее
Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"
На церемонии почтили память недавно скончавшегося Олега ТабаковаПодробнее
Недвижимость
Последние новости