Интервью

Нужно отделять политические и экономические вопросы

Министр экономики и коммуникаций Эстонии Юхан Партс рассказал "Интерфаксу" о том, как развиваются экономические отношения России и Эстонии и какое влияние на них оказывает политика

Нужно отделять политические и экономические вопросы

Москва. 15 февраля. INTERFAX.RU - Министр экономики и коммуникаций Эстонии Юхан Партс в интервью корреспонденту "Интерфакса" Аркадию Присяжному изложил свое видение развития эстонско-российских экономических отношений.

- В Эстонии недавно прошел представительный бизнес-форум с участием представителей 25 стран, использующих железную дорогу с широкой колеей. Главное внимание на нем было уделено России, представители которой прямо заявляли, что расширению сотрудничества с Эстонией мешают политические коллизии. Приводились в пример события, связанные с Бронзовым солдатом, отношение в Эстонии к ветеранам, воевавшим против гитлеровской Германии. На ваш взгляд, политика мешает развитию экономических отношений?

- И да, и нет. Если политический климат в отношениях между соседями хороший, то и экономическое сотрудничество развивать легче. Что касается Эстонии, то она всегда хотела иметь с Россией добрососедские отношения. Думаю, что слишком горячая, на наш взгляд, реакция нашего соседа на перенос памятника в апреле 2007 года уже остывает и нужно делать все, чтобы политическая составляющая не была чрезмерно большой.

В нашей стране предпочитают свободные, прозрачные отношения, где настоящим победителем становится потребитель. Для нас очень важны такие принципы ведения бизнеса, как действующий рынок, свободное передвижение товаров, разделение монопольной инфраструктуры – то, что характеризует свободные и непредвзятые рыночные отношения.

Но когда под завесой слов о патриотизме хотят искусственно сохранить свою долю рынка, надо осознавать, что в перспективе такой подход не эффективен и не дальновиден. Он ведет к закрытости и как результат - снижению конкурентоспособности. Закрытость в сочетании с местным патриотизмом ведут к ущемлению интересов предпринимателей и граждан в целом.

Нужно отделять политические и экономические вопросы. Это как за столом: невозможно смешивать все блюда в одно. Или, как говорят в России – мухи отдельно, котлеты отдельно.

- Ранее в Эстонии уделялось огромное внимание развитию транзита российских товаров. Но год-полтора назад, после событий с Бронзовым солдатом, вдруг возникла довольно острая дискуссия о том, нужен ли вообще Эстонии транзит. Премьер-министр Андрус Ансип, например, заявлял, что транзит играет маргинальную роль в экономике и на него можно не обращать внимания. Бизнесмены и ученые же говорят, что в ВВП государства на него приходится чуть ли не восемь-десять процентов. Что бы вы сказали пессимистам?

- Если говорить о процентах, то точную цифру, конечно, привести трудно, но доля транзитного сектора в нашем ВВП составляет где-то между 5 и 10 процентами.

Экономика Эстонии не может нормально функционировать без перемещения грузов по ее территории. Вспомним, что в еще Средневековье наши города были членами Ганзейского союза, по нашей территории проходили торговые пути из Европы в Россию и обратно. Транзит всегда был и всегда будет нужен. Эстония не имеет права замыкаться в себе.

Здесь особая роль принадлежит, по нашему мнению, железной дороге. На сегодня мы, наверное, единственная страна в Европе, где государству принадлежит меньшая доля рынка железнодорожных перевозок, чем частному капиталу железнодорожного предпринимателя.

Но при этом государство, как собственник не взимало и не планирует в ближайшие годы взимать дивиденды с Эстонской железной дороги: все свободные средства будут направлены на инвестиции в железную дорогу.

Для сравнения: мы планируем в ближайшие годы профинансировать из государственного бюджета около 2,5 миллиардов крон на развитие движения поездов. Это 25 процентов от всей суммы, выделяемой из фондов ЕС на развитие транспортного сектора. А в то же время, например, сеть шоссейных дорог Эстонии в 50 раз больше железной дорожной части!

Кстати, государство освобождает руки для частного сектора и в портовом хозяйстве. Наряду с принадлежащим государству Таллиннским портом у нас успешно действуют и частные порты.

На наш взгляд, именно железная дорога в сочетании с морским транспортом смогут решить самое узкое на сегодня место в российском транзите через нашу страну: ликвидировать огромные очереди грузовиков на границе. Заинтересованность в этом проявил и глава Российской железной дорог Владимир Якунин, принявший участие в бизнес-форуме.

- На этой же конференции Владимир Якунин заявил, что российская сторона уже в конце нынешнего года может начать поставки нефтепродуктов на мировой рынок через свой порт в Усть-Луге. Как это может сказаться на Эстонии, которая получала значительную прибыль от перевалки такого рода товаров?

- Мы понимаем желание России развивать собственные порты. Но считаем также, что в приказном порядке потоки грузов регулировать невозможно. Выбор здесь ложится на конкретного отправителя товаров, и он решает, куда, кому, через какие порты направлять грузы.

Если мы думаем о будущем экономик России, Европейского союза, то транзит не самоцель, он не нужен сам по себе. Он нужен для доставки грузов и развития тем самым наших экономик в целом. И здесь наверняка найдется место и для нас как члена Евросоюза, мы видим здесь возможности и для эстонских портов.

Если мы будем предлагать хорошую цену, хорошие условия, то поток товаров шел и будет идти и через нашу страну. И дело государства здесь не регулировать, кому и через какие порты отправлять какие грузы, а создавать лучшие условия для бизнеса: путем тарифной политики, создания инфраструктуры. Несмотря на всяческие пессимистические прогнозы, мы, например, сейчас строим на границе с Россией новые железнодорожные мощности на переходе "Койдула", вкладываем средства в реконструкцию Таллинского порта.

- Что такое Россия для экономики Эстонии?

- Это факт, что Россия для Эстонии является огромным рынком и Эстония стремится стать вызывающим доверие партнером. И хотя наш рынок для восточного соседа невелик, мы являемся частью огромного рынка ЕС и в этом плане можем представлять для России значительный интерес.

Сейчас во внешнеторговом обороте Эстонии на Россию приходится около 9 процентов. Этого довольно мало, учитывая потенциал обеих сторон. Мы смотрим на Россию, прежде всего с точки зрения кооперации с отдельными регионами, главным образом с Северо-западом, это очень конкурентоспособный регион. Мы говорим добро пожаловать российским инвестициям, прежде всего малым и средним предприятиям. Рынок Эстонии мал, у нас проживает всего 1,35 миллиона человек. Но Эстония - это часть Европейского союза , часть его внутреннего рынка с его свободой передвижения людей и товаров и это должно быть привлекательным для российского бизнеса. Кроме того, мы знаем ваш рынок, знаем ваш язык. И наша сила – в открытости и прозрачности для зарубежных инвестиций. Всех – вне зависимости от национальностей и государств.

- В каких сферах экономики вы ждали бы, прежде всего, российских инвесторов?

- У нас нет крупных отраслей и крупных предприятий и потому риск для инвесторов минимизирован. Особое внимание обращаем на развитие наукоемких технологий. Мы хотим видеть предприятия с академическим потенциалом. Среднее промышленное предприятие в Эстонии насчитывает от 100 до 500 человек, оно ориентируется на экспортный рынок. На нем легче внедрять новые технологии и здесь быстрее окупаются инвестиции.

Например, мало кто знает, что известная во всем мире компьютерная программа Skype разрабатывалась у нас. Сейчас ею занята огромная американская корпорация, но начиналось все у нас. Наша цель – предпринимательство в сочетании с академическим потенциалом. Государство выделяет около 1,5 процента валового внутреннего продукта на инновационные программы. Это самые разнообразные разные программы и в них могут принимать участие и российские предприятия, и российские университеты, здесь есть потенциал и для российской академической среды.

Сейчас, например, во многих странах мира интересуются нашим так называемым электронным правительством. Оно затрагивает не только сферы управления, но и любого члена общества. Любой житель может решать электронным путем свои вопросы в различных департаментах, оплачивать счета, оформлять документы, совершать сделки, получать различные услуги вплоть до выписывания электронных медицинских рецептов и тому подобное. Мы шли к этому с начала 1990-х годов, для нас этот наукоемкий элемент управления стал одной из основ функционирования демократического государства.

- Россия намерена построить в Калининградской области Балтийскую атомную электростанцию с мощностью, которая значительно превышает потребности самой области. В СМИ Эстонии уже звучат опасения, что этот проект станет серьезным конкурентом для новой Игналинской АЭС, в строительстве которой собираются принять участие страны Балтии и Польша. Говорится даже, что проект новой Игналины обречен, так как банки не дадут деньги под строительство станции с непонятным кругом владельцев и неясным будущим. Эстония как потенциальный участник игналинского проекта не боится такого конкурента?

- Прежде всего, у нас очень мало информации о Балтийской АЭС под Калининградом. Решение нашей страны – сектору атомной энергетики быть. Это утверждено даже парламентом. Каким путем и откуда, а также в каком объеме к нам придет атомная электроэнергия – из Литвы, Финляндии или будем строить свою АЭС – другой вопрос.

- Но вы готовы закупать российское электричество?

- На днях глава государства Тоомас Хендрик Ильвес подписал обновленный закон о рынке электроэнергии. Согласно этому закону, с 1 апреля мы готовы закупать электроэнергию в объеме до 35 процентов потребностей и из третьих стран, то есть не являющихся членами Европейского союза. Это может касаться и России. Главное здесь условие – закупки должны производиться через электробиржу. А физические и технические возможности для этого есть еще с советских времен.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью

Фотогалереи

Парад Macy’s в честь Дня благодарения в Нью-Йорке8 фото

Парад Macy's в честь Дня благодарения в Нью-Йорке

Ушел из жизни Дмитрий Хворостовский11 фото

Ушел из жизни Дмитрий Хворостовский

Шоу Victoria’s Secret9 фото

Шоу Victoria’s Secret

Платиновая свадьба Елизаветы II и принца Филиппа12 фото

Платиновая свадьба Елизаветы II и принца Филиппа

Лучшие фото недели11 фото

Лучшие фото недели

Международный авиасалон в Дубае10 фото

Международный авиасалон в Дубае

Военный переворот в Зимбабве6 фото

Военный переворот в Зимбабве

Алексей Улюкаев в суде. Год после задержания6 фото

Алексей Улюкаев в суде. Год после задержания

Ушел из жизни Михаил Задорнов9 фото

Ушел из жизни Михаил Задорнов

Обрушение жилого дома в Ижевске8 фото

Обрушение жилого дома в Ижевске

Марш на Красной площади в честь парада 1941 года9 фото

Марш на Красной площади в честь парада 1941 года

Фотохроника 18 октября8 фото

Фотохроника 18 октября

Прощание с Дмитрием Марьяновым6 фото

Прощание с Дмитрием Марьяновым

Пожар на строительном рынке в Подмосковье6 фото

Пожар на строительном рынке в Подмосковье

"Игромир - 2017"14 фото

"Игромир - 2017"

Emmy - 20179 фото

Emmy - 2017

Парк "Зарядье" в Москве6 фото

Парк "Зарядье" в Москве

Празднование 870-летия Москвы14 фото

Празднование 870-летия Москвы

Гости Венецианского кинофестиваля13 фото

Гости Венецианского кинофестиваля

MTV Video Music Awards8 фото

MTV Video Music Awards

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис10 фото

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes10 фото

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes

Тонкости сумо8 фото

Тонкости сумо

МАКС-201718 фото

МАКС-2017

Церемония закрытия Кубка конфедераций-20177 фото

Церемония закрытия Кубка конфедераций-2017

Финал Кубка конфедераций-201711 фото

Финал Кубка конфедераций-2017

Профессия: автогонщик10 фото

Профессия: автогонщик

Болельщики Кубка конфедераций-20179 фото

Болельщики Кубка конфедераций-2017

Церемония открытия Кубка конфедераций9 фото

Церемония открытия Кубка конфедераций

Первый полет МС-217 фото

Первый полет МС-21

Шанхайский автосалон8 фото

Шанхайский автосалон

Презентация новинок Apple8 фото

Презентация новинок Apple

Недвижимость
Последние новости