Интервью

Нужно отделять политические и экономические вопросы

Министр экономики и коммуникаций Эстонии Юхан Партс рассказал "Интерфаксу" о том, как развиваются экономические отношения России и Эстонии и какое влияние на них оказывает политика

Нужно отделять политические и экономические вопросы

Москва. 15 февраля. INTERFAX.RU - Министр экономики и коммуникаций Эстонии Юхан Партс в интервью корреспонденту "Интерфакса" Аркадию Присяжному изложил свое видение развития эстонско-российских экономических отношений.

- В Эстонии недавно прошел представительный бизнес-форум с участием представителей 25 стран, использующих железную дорогу с широкой колеей. Главное внимание на нем было уделено России, представители которой прямо заявляли, что расширению сотрудничества с Эстонией мешают политические коллизии. Приводились в пример события, связанные с Бронзовым солдатом, отношение в Эстонии к ветеранам, воевавшим против гитлеровской Германии. На ваш взгляд, политика мешает развитию экономических отношений?

- И да, и нет. Если политический климат в отношениях между соседями хороший, то и экономическое сотрудничество развивать легче. Что касается Эстонии, то она всегда хотела иметь с Россией добрососедские отношения. Думаю, что слишком горячая, на наш взгляд, реакция нашего соседа на перенос памятника в апреле 2007 года уже остывает и нужно делать все, чтобы политическая составляющая не была чрезмерно большой.

В нашей стране предпочитают свободные, прозрачные отношения, где настоящим победителем становится потребитель. Для нас очень важны такие принципы ведения бизнеса, как действующий рынок, свободное передвижение товаров, разделение монопольной инфраструктуры – то, что характеризует свободные и непредвзятые рыночные отношения.

Но когда под завесой слов о патриотизме хотят искусственно сохранить свою долю рынка, надо осознавать, что в перспективе такой подход не эффективен и не дальновиден. Он ведет к закрытости и как результат - снижению конкурентоспособности. Закрытость в сочетании с местным патриотизмом ведут к ущемлению интересов предпринимателей и граждан в целом.

Нужно отделять политические и экономические вопросы. Это как за столом: невозможно смешивать все блюда в одно. Или, как говорят в России – мухи отдельно, котлеты отдельно.

- Ранее в Эстонии уделялось огромное внимание развитию транзита российских товаров. Но год-полтора назад, после событий с Бронзовым солдатом, вдруг возникла довольно острая дискуссия о том, нужен ли вообще Эстонии транзит. Премьер-министр Андрус Ансип, например, заявлял, что транзит играет маргинальную роль в экономике и на него можно не обращать внимания. Бизнесмены и ученые же говорят, что в ВВП государства на него приходится чуть ли не восемь-десять процентов. Что бы вы сказали пессимистам?

- Если говорить о процентах, то точную цифру, конечно, привести трудно, но доля транзитного сектора в нашем ВВП составляет где-то между 5 и 10 процентами.

Экономика Эстонии не может нормально функционировать без перемещения грузов по ее территории. Вспомним, что в еще Средневековье наши города были членами Ганзейского союза, по нашей территории проходили торговые пути из Европы в Россию и обратно. Транзит всегда был и всегда будет нужен. Эстония не имеет права замыкаться в себе.

Здесь особая роль принадлежит, по нашему мнению, железной дороге. На сегодня мы, наверное, единственная страна в Европе, где государству принадлежит меньшая доля рынка железнодорожных перевозок, чем частному капиталу железнодорожного предпринимателя.

Но при этом государство, как собственник не взимало и не планирует в ближайшие годы взимать дивиденды с Эстонской железной дороги: все свободные средства будут направлены на инвестиции в железную дорогу.

Для сравнения: мы планируем в ближайшие годы профинансировать из государственного бюджета около 2,5 миллиардов крон на развитие движения поездов. Это 25 процентов от всей суммы, выделяемой из фондов ЕС на развитие транспортного сектора. А в то же время, например, сеть шоссейных дорог Эстонии в 50 раз больше железной дорожной части!

Кстати, государство освобождает руки для частного сектора и в портовом хозяйстве. Наряду с принадлежащим государству Таллиннским портом у нас успешно действуют и частные порты.

На наш взгляд, именно железная дорога в сочетании с морским транспортом смогут решить самое узкое на сегодня место в российском транзите через нашу страну: ликвидировать огромные очереди грузовиков на границе. Заинтересованность в этом проявил и глава Российской железной дорог Владимир Якунин, принявший участие в бизнес-форуме.

- На этой же конференции Владимир Якунин заявил, что российская сторона уже в конце нынешнего года может начать поставки нефтепродуктов на мировой рынок через свой порт в Усть-Луге. Как это может сказаться на Эстонии, которая получала значительную прибыль от перевалки такого рода товаров?

- Мы понимаем желание России развивать собственные порты. Но считаем также, что в приказном порядке потоки грузов регулировать невозможно. Выбор здесь ложится на конкретного отправителя товаров, и он решает, куда, кому, через какие порты направлять грузы.

Если мы думаем о будущем экономик России, Европейского союза, то транзит не самоцель, он не нужен сам по себе. Он нужен для доставки грузов и развития тем самым наших экономик в целом. И здесь наверняка найдется место и для нас как члена Евросоюза, мы видим здесь возможности и для эстонских портов.

Если мы будем предлагать хорошую цену, хорошие условия, то поток товаров шел и будет идти и через нашу страну. И дело государства здесь не регулировать, кому и через какие порты отправлять какие грузы, а создавать лучшие условия для бизнеса: путем тарифной политики, создания инфраструктуры. Несмотря на всяческие пессимистические прогнозы, мы, например, сейчас строим на границе с Россией новые железнодорожные мощности на переходе "Койдула", вкладываем средства в реконструкцию Таллинского порта.

- Что такое Россия для экономики Эстонии?

- Это факт, что Россия для Эстонии является огромным рынком и Эстония стремится стать вызывающим доверие партнером. И хотя наш рынок для восточного соседа невелик, мы являемся частью огромного рынка ЕС и в этом плане можем представлять для России значительный интерес.

Сейчас во внешнеторговом обороте Эстонии на Россию приходится около 9 процентов. Этого довольно мало, учитывая потенциал обеих сторон. Мы смотрим на Россию, прежде всего с точки зрения кооперации с отдельными регионами, главным образом с Северо-западом, это очень конкурентоспособный регион. Мы говорим добро пожаловать российским инвестициям, прежде всего малым и средним предприятиям. Рынок Эстонии мал, у нас проживает всего 1,35 миллиона человек. Но Эстония - это часть Европейского союза , часть его внутреннего рынка с его свободой передвижения людей и товаров и это должно быть привлекательным для российского бизнеса. Кроме того, мы знаем ваш рынок, знаем ваш язык. И наша сила – в открытости и прозрачности для зарубежных инвестиций. Всех – вне зависимости от национальностей и государств.

- В каких сферах экономики вы ждали бы, прежде всего, российских инвесторов?

- У нас нет крупных отраслей и крупных предприятий и потому риск для инвесторов минимизирован. Особое внимание обращаем на развитие наукоемких технологий. Мы хотим видеть предприятия с академическим потенциалом. Среднее промышленное предприятие в Эстонии насчитывает от 100 до 500 человек, оно ориентируется на экспортный рынок. На нем легче внедрять новые технологии и здесь быстрее окупаются инвестиции.

Например, мало кто знает, что известная во всем мире компьютерная программа Skype разрабатывалась у нас. Сейчас ею занята огромная американская корпорация, но начиналось все у нас. Наша цель – предпринимательство в сочетании с академическим потенциалом. Государство выделяет около 1,5 процента валового внутреннего продукта на инновационные программы. Это самые разнообразные разные программы и в них могут принимать участие и российские предприятия, и российские университеты, здесь есть потенциал и для российской академической среды.

Сейчас, например, во многих странах мира интересуются нашим так называемым электронным правительством. Оно затрагивает не только сферы управления, но и любого члена общества. Любой житель может решать электронным путем свои вопросы в различных департаментах, оплачивать счета, оформлять документы, совершать сделки, получать различные услуги вплоть до выписывания электронных медицинских рецептов и тому подобное. Мы шли к этому с начала 1990-х годов, для нас этот наукоемкий элемент управления стал одной из основ функционирования демократического государства.

- Россия намерена построить в Калининградской области Балтийскую атомную электростанцию с мощностью, которая значительно превышает потребности самой области. В СМИ Эстонии уже звучат опасения, что этот проект станет серьезным конкурентом для новой Игналинской АЭС, в строительстве которой собираются принять участие страны Балтии и Польша. Говорится даже, что проект новой Игналины обречен, так как банки не дадут деньги под строительство станции с непонятным кругом владельцев и неясным будущим. Эстония как потенциальный участник игналинского проекта не боится такого конкурента?

- Прежде всего, у нас очень мало информации о Балтийской АЭС под Калининградом. Решение нашей страны – сектору атомной энергетики быть. Это утверждено даже парламентом. Каким путем и откуда, а также в каком объеме к нам придет атомная электроэнергия – из Литвы, Финляндии или будем строить свою АЭС – другой вопрос.

- Но вы готовы закупать российское электричество?

- На днях глава государства Тоомас Хендрик Ильвес подписал обновленный закон о рынке электроэнергии. Согласно этому закону, с 1 апреля мы готовы закупать электроэнергию в объеме до 35 процентов потребностей и из третьих стран, то есть не являющихся членами Европейского союза. Это может касаться и России. Главное здесь условие – закупки должны производиться через электробиржу. А физические и технические возможности для этого есть еще с советских времен.

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью
Советник президента Афганистана: талибы не могут быть задействованы в борьбе с ИГ<span class="green">Советник президента Афганистана:</span>  талибы не могут быть задействованы в борьбе с ИГ
Ханиф Атмар рассказал о перспективах мирного процесса и планах по расширению иностранного контингента в АфганистанеПодробнее
Ведущий разработчик: на авианосце проекта "Шторм" смогут базироваться до 90 самолетов и вертолетов<span class="green">Ведущий разработчик:</span>  на авианосце проекта "Шторм" смогут базироваться до 90 самолетов и вертолетов
Начальник отделения перспективного проектирования кораблей Крыловского государственного научного центра рассказал о проекте нового российского авианосцаПодробнее
Зампред правления СПбМТСБ: Участникам нужно дать время на подготовку к физическим торгам нефтью<span class="green">Зампред правления СПбМТСБ:</span>  Участникам нужно дать время на подготовку к физическим торгам нефтью
Михаил Темниченко рассказал об ожидаемой в марте первой поставке по контракту в рамках торгов фьючерсом на нефть UralsПодробнее
Глава делегации МККК в РФ: Кому мы помогаем на Северном Кавказе<span class="green">Глава делегации МККК в РФ:</span>  Кому мы помогаем на Северном Кавказе
Магне Барт отверг упреки в том, что некоторые гуманитарные программы МККК на Северном Кавказе якобы сродни поддержке террористовПодробнее

Фотогалереи

Фотохроника 23 марта7 фото

Фотохроника 23 марта

Убийство Дениса Вороненкова7 фото

Убийство Дениса Вороненкова

Взрыв боеприпасов в Харьковской области6 фото

Взрыв боеприпасов в Харьковской области

Лондон после теракта6 фото

Лондон после теракта

Фотохроника 22 марта6 фото

Фотохроника 22 марта

Теракт в центре Лондона9 фото

Теракт в центре Лондона

Крым отмечает годовщину воссоединения с Россией6 фото

Крым отмечает годовщину воссоединения с Россией

Валентине Терешковой - 8012 фото

Валентине Терешковой - 80

Прощание с хоккеистом Владимиром Петровым6 фото

Прощание с хоккеистом Владимиром Петровым

Прощание с Алексеем Петренко7 фото

Прощание с Алексеем Петренко

"Оскар-2017"11 фото

"Оскар-2017"

Акция памяти Бориса Немцова в Москве6 фото

Акция памяти Бориса Немцова в Москве

Прощание с Виталием Чуркиным4 фото

Прощание с Виталием Чуркиным

Выставка "Искусство Лего" в Москве12 фото

Выставка "Искусство Лего" в Москве

Испытания поезда нового поколения "Москва" в метро9 фото

Испытания поезда нового поколения "Москва" в метро

Москвичи несут цветы в память о Виталии Чуркине6 фото

Москвичи несут цветы в память о Виталии Чуркине

"День оленевода" на Крымской набережной10 фото

"День оленевода" на Крымской набережной

Гости Берлинского кинофестиваля12 фото

Гости Берлинского кинофестиваля

Победители World Press Photo 201722 фото

Победители World Press Photo 2017

59-я церемония вручения "Грэмми"10 фото

59-я церемония вручения "Грэмми"

Федор Конюхов отправился в рекордный полет6 фото

Федор Конюхов отправился в рекордный полет

Итоги-2016 года: взлеты и падения в российском спорте13 фото

Итоги-2016 года: взлеты и падения в российском спорте

Уволенные тренеры клубов РФПЛ сезона-2016/178 фото

Уволенные тренеры клубов РФПЛ сезона-2016/17

Россия - Финляндия8 фото

Россия - Финляндия

Россия - Северная Америка8 фото

Россия - Северная Америка

Презентация новинок Apple8 фото

Презентация новинок Apple

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes10 фото

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-216 фото

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-21

Фотохроника 21 апреля9 фото

Фотохроника 21 апреля

Стартовали продажи нового iPhone9 фото

Стартовали продажи нового iPhone

Apple представила свои новинки12 фото

Apple представила свои новинки

Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи