ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 04:00

Россия - важнейший партнер ЕС и надолго им останется

Новый Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер в интервью "Интерфаксу" рассказал о том, как он оценивает стратегические перспективы отношений России и ЕС в сфере энергетики

Россия - важнейший партнер ЕС и надолго им останется
Россия - важнейший партнер ЕС и надолго им останется

Москва. 8 апреля. INTERFAX.RU - Новый Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер для своего первого визита за пределы Евросоюза выбрал Россию. Сразу по прилету в Москву он дал интервью главному редактору агентства "Интерфакс-Агентство газовой информации" Алексею Новикову.

- Это Ваш первый визит в должности Еврокомиссара за пределы Евросоюза?

- Да. Я сделал несколько должностных поездок по странам-членам. И эта поездка в Москву и Санкт-Петербург - это моя первая поездка в соседнюю с ЕС страну. Я сознательно выбрал Москву для своей первой служебной поездки.

- Какие цели Вы ставите перед собой в ходе этого визита? С кем вы планируете встретиться, какие вопросы обсудить?

- Россия - это торгово-экономический партнер Европейского Союза и именно поэтому вопросы промышленности и энергетики очень важны для нас.

Я хотел бы встретиться с представителями российского правительства, чтобы обсудить актуальные вопросы энергетики. У нас хорошие отношения, хорошие основы для этого диалога. Планирую встретиться с заместителем председателя правительства Игорем Сечиным, моим коллегой министром энергетики Сергеем Шматко и Алексеем Миллером из "Газпрома". Мы определим вопросы, над которыми будем работать в дальнейшем.

Запланирована встреча с представителями европейских и российских энергетических кругов.

В Санкт-Петербурге будет возможность обсудить вопрос строительства инфраструктуры для "Северного потока" и поговорить со всеми задействованными в проекте партнерами.

- Вы раньше бывали в России?

- Я приезжал в Москву в составе двух крупных экономических делегаций. (Ранее Г.Оттингер занимал пост премьер-министра федеральной земли Баден-Вюртемберг - ИФ). Со мной были представители бизнес-кругов, мы участвовали в экономическом форуме, посещали выставки. В Москве был открыт германский центр - он стал проводником экономических отношений между землей Баден-Вюртемберг и Россией.

- Как Вы оцениваете качество экономического климата в России, насколько он удобен для реализации европейских инвестиций в области ТЭК?

- Климат хороший. И россиян очень ценят как надежных партнеров. Неразрешимых проблем нет, есть надежные отношения, которые мы развиваем.

- "Северный поток" получил от Еврокомиссии статус TEN (Трансъевропейские сети). "Газпром" и его партнеры декларируют, что они намерены добиваться получения и для проекта South Stream статуса TEN. Что вы думаете об этом?

- "Южный поток" - это проект, который заслуживает дальнейших переговоров со всеми, кто в нем участвует. Когда концепция проекта будет готова, будет возможность проанализировать этот вопрос.

- Что Вы можете сказать о ценообразовании на газ? По-прежнему здесь необходимо сохранять привязку к ценам на нефть либо надо увеличивать спотовую составляющую, использовать другие индикаторы при ценообразовании?

- Я считаю, что со временем ценообразование на газ станет более автономным и этот вопрос должен решаться контрагентами.

- Какой, по-Вашему, является справедливая цена на газ? Та, которая сейчас, или она должна быть ниже, выше?

- Я считаю, что честная цена это та, которая, покрывает все инвестиции поставщика и не является обременительной для потребителя. Я считаю, что в последние годы цена с точки зрения спроса и предложения была честной.

- Что Вы можете сказать о таком требовании Еврокомиссии о намерении разделить собственников сетей и продавцов энергоресурсов? Считаете ли Вы, что надо продолжить эту политику, реализовать ее, допустим, после того, как электрические компании продали свои сети?

- Одни электроэнергетические компании свои сети продали, другие - нет. Должна быть прозрачность курса. Дело в том, что собственник, который вкладывается в строительство и т.д., должен представить свои расходы, должна быть транспарентность, прозрачность их. Не должно быть никакого корпоративного влияния собственника сети на функционирование и управление сетью.

- Катар увеличивает свою долю на европейском рынке. Может ли он в процессе увеличения своей доли попасть под какое-то регулирующее действие Еврокомиссии?

- Главное, чтобы большие объемы газа продавались честно, чтобы он был качественным. Мы будем работать с партнерами, которые исполняют свои обязательства по контрактам.

То, что касается газа, Россия - наш наиболее важный партнер, поставщик, и я уверен, что в грядущие десятилетия она таковым и останется.

- После Москвы Вы собираетесь посетить Азербайджан и Туркмению. Какие политические задачи Вы ставите?

- Запасы газа каспийского региона играют большую роль как для России, так и для других государств. Также, как Китай и другие крупные промышленные страны, мы хотим иметь стабильные и надежные отношения со странами каспийского региона.

- Украина снова заговорила о создании консорциума по управлению и развитию своей газотранспортной системы. Каким, с Вашей точки зрения, должно быть участие европейских компаний в этом консорциуме?

- Зимой 2008-2009 года мы с большой озабоченностью наблюдали насколько хрупкими могут быть отношения в области поставок газа.

Через несколько недель в Брюсселе я встречаюсь с министром энергетики Украины, через несколько месяцев хочу посетить Киев, чтобы обсудить там текущие интересы Украины в газовой сфере.

Речь идет об интересах Украины и наших собственных, которые в основном заключаются в том, чтобы газ поставлялся бесперебойно в необходимых соответствующих количествах.

Я очень ценю то, что все партнеры имеют сильную волю и цель создать крепкие отношения.

- Считаете ли Вы оправданной позицию Украины, которая принципиально не позволяет участвовать иностранным инвесторам в собственности газотранспортной системы?

- Политику определяет правительство этой страны. Эти вопросы следует обсуждать с правительством, а не через средства массовой информации.

- Как бы Вы оценили перспективы добычи сланцевого газа в Европе?

- Современные инженерные технологии, которые еще несколько лет назад были недоступны, дают нам и будущим поколениям возможность добывать газ из этих геологических пород по приемлемой цене без вреда для экологии. Как и для всех других сырьевых товаров, цены здесь формируется исходя из спроса и предложения.

- Насколько экологически безопасно реализовывать такие проекты в Европе, где плотность населения намного выше, чем в Америке, ситуация с водой более напряженная?

- У нас существуют очень строгие стандарты водо- и природопользования, стандарты благополучия человека. Мы постоянно следим за их соблюдением, и будем проверять их исполнение в ходе реализации подобного рода проектов.

- Где могут быть наиболее крупные проекты по добыче сланцевого газа в Европе и насколько они способны изменить энергетическую карту?

- Карта не будет изменена, она будет дополнена. И по-прежнему энергетическими центрами будут те страны и регионы, где сейчас имеются большие запасы и ведется добыча.

- Как бы Вы оценили нынешнюю ситуацию на энергетической карте Европы? Какие задачи вы видите перед регулятором по ее дальнейшему усовершенствованию?

- Наши основные цели в проектах программы 20-20-20 - это обеспечить хороший стандарт экологии. Во-вторых, мы хотим консолидировать внутренний рынок. В третьих, мы хотели бы обеспечить бесперебойное снабжение и по нормальным ценам.

- Российские нефтяники говорят о том, что они заинтересованы в заключении долгосрочных контрактов на поставку нефти, как это уже существует с газом. Как Вы относитесь к таким намерениям?

- Контрагенты решают, насколько продолжительным должен быть договор. Пути транспортировки нефти и газа не похожи друг на друга, их нельзя сравнивать. И поэтому условия контрактов могут отличаться.

Интервью

Глава "Ангара Секьюрити": золотая лихорадка и консолидация - настоящее и будущее рынка инфобеза
Владимир Потанин: только нестандартный ход поможет решить наши проблемы
Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям