ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 05:53

Требуется порядка пяти лет, чтобы подготовить "интерполовца"

Cтатс-секретарь – заместитель министра внутренних дел Сергей Булавин рассказывает "Интерфаксу" о том, как работает российское бюро Интерпола

Требуется порядка пяти лет, чтобы подготовить "интерполовца"
Требуется порядка пяти лет, чтобы подготовить "интерполовца"
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 27 сентября. INTERFAX.RU - Во вторник, 27 сентября исполняется 21 год с того дня, когда Россия присоединилась к Интерполу. За прошедшее время наша страна стала одним из самых активных участников этой авторитетной международной организации. О международных программах, в которых участвует российское бюро Интерпола, розыске обвиняемых в совершении преступлений, успешных операциях по возврату культурных ценностей "Интерфаксу" рассказал статс-секретарь – заместитель министра внутренних дел Сергей Булавин.

- НЦБ Интерпола сегодня и 21 год назад: какие изменения произошли в Российском бюро за эти годы?

- Наша страна вступила в Международную организацию уголовной полиции - Интерпол в 1990 году, на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, которая состоялась в Оттаве. Российскую делегацию на данном мероприятии возглавлял Министр внутренних дел СССР. В октябре того же года в структуре МВД приказом Министра внутренних дел было создано Национальное центральное бюро Интерпола.

С первых дней своего существования НЦБ Интерпола в полном объеме выполняло возложенные на него задачи по обмену информацией и исполнению запросов иностранных и отечественных правоохранительных органов. За 21 год Российское бюро Интерпола, совершенствуясь организационно, структурно и технически, стало площадкой и эффективным инструментом, позволяющим правоохранительным органам осуществлять оперативный обмен информацией в круглосуточном режиме с использованием обширных информационных ресурсов, основанных на инновационных технологиях.

В ходе реформирования органов внутренних дел задачи НЦБ Интерпола нашли свое отражение в Федеральном законе "О полиции", повысился организационно-правовой статус Бюро, оно вошло в состав центрального аппарата Министерства. С учетом значительного объема обрабатываемого материала (около 120 тыс. документов в год), штатная численность Бюро была увеличена с 99 до 104 единиц.

Сегодня Национальное центральное бюро Интерпола выполняет международные и межведомственные функции. Это структура Министерства внутренних дел, входящая в состав полиции, но при этом работающая в интересах всей правоохранительной системы РФ.

- Каковы перспективы дальнейшего развития Бюро?

– На сегодняшний день Российское бюро Интерпола является одним из наиболее активных пользователей информационных ресурсов. В перспективе планируется ещё более активно использовать различные базы данных Организации. Этому способствует и стратегия Генерального секретариата в области информационного обеспечения правоохранительных органов стран-членов Интерпола. Ее основной целью, как известно, является приближение информации к её пользователям, поскольку, в конечном счёте, речь идёт об укреплении внутренней безопасности России и безопасности наших граждан.

По различным направлениям борьбы с международной преступностью Организация создает актуальные проекты, которые являются своевременными и востребованными.

Особый интерес в этой связи представляют проекты и инициативы Организации в сфере борьбы с терроризмом, транснациональной организованной преступностью, торговлей людьми, сексуальной эксплуатацией детей, наркотрафиком, финансовыми преступлениями и другими современными вызовами и угрозами. Заслуживают внимания усилия Интерпола в сфере противодействия коррупции, ставшей серьезным вызовом современному обществу.

Продолжает набирать обороты сотрудничество с Европолом. Приоритетной задачей Российского национального контактного пункта в текущем году является третий этап переговорного процесса с Европолом по заключению соглашения о стратегическом и оперативном сотрудничестве.

Уверен, что после его подписания нам удастся перейти на качественно новый уровень взаимодействия с европейскими партнерами.

- Как Вы оцениваете статус российского бюро в международной системе Интерпола?

– В соответствии с уставом Интерпола Бюро является неотъемлемой частью Организации, которое функционирует в системе МВД России, при этом обеспечивая взаимодействие и иных российских правоохранительных органов с зарубежными коллегами и Генеральным секретариатом Интерпола.

НЦБ наделено полномочиями по осуществлению прямых контактов с аналогичными бюро стран-членов Интерпола, что существенно повышает оперативность взаимодействия российских и зарубежных правоохранительных органов.

Об авторитете российского Бюро свидетельствует факт избрания Санкт-Петербурга в качестве места проведения 77-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в октябре 2008 года. Программа и организация проведения данного форума на самом высоком уровне вызвали положительную реакцию международного полицейского сообщества и позитивно отразились на международном авторитете Российской Федерации в целом.

В работе сессии, кроме руководителей всех российских правоохранительных ведомств, принял участие и премьер-министр РФ Владимир Путин.

В целом, Национальное центральное бюро Интерпола - достаточно уникальное подразделение. Международная составляющая в работе Бюро находится в плоскости решения оперативных задач и заключается, прежде всего, в сопровождении конкретных уголовных дел, дел оперативного учета и проверочных материалов, находящихся в производстве органов внутренних дел, безопасности, следствия и других правоохранительных органов.

– С правоохранительными органами каких стран наиболее интенсивно взаимодействует Российское бюро?

– Нами осуществляется взаимодействие по каналам Интерпола со всеми 187 странами-членами Организации. Наиболее активно в формате Интерпола мы сотрудничаем с правоохранительными органами Германии, США, Украины, Литвы, Польши, Беларуси и Азербайджана.

– Как отбираются сотрудники для службы в НЦБ Интерпола? Какую подготовку они проходят?

– Отбору сотрудников для службы в Бюро уделяется особое внимание. К кандидатам предъявляется ряд достаточно серьезных требований, среди которых: обязательное высшее образование, как правило, юридическое или техническое - в зависимости от профиля деятельности, знание специфики международного права, уверенное владение хотя бы одним из рабочих языков Интерпола: английским, французским, испанским или арабским. К сожалению, сегодняшние выпускники высших учебных заведений далеко не в полной мере отвечают этим требованиям. Требуется порядка пяти лет практической деятельности, чтобы подготовить полноценного "интерполовца". Такая подготовка проходит достаточно интенсивно, и далеко не все ее выдерживают.

Кроме того, МВД России и Генеральный секретариат Интерпола регулярно проводят курсы повышения квалификации сотрудников НЦБ как во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России в Москве, так и на базе штаб-квартиры Организации в Лионе.

– Насколько оперативно работает российское Бюро с поступающими в его адрес запросами?

В июне 2003 года российское Бюро одно из первых подключилось к информационно-коммуникационной системе Интерпола, работающей 24 часа в сутки и семь дней в неделю, что позволяет осуществлять быстрый обмен оперативной информацией между подразделениями НЦБ. Сегодня практически в каждом бюро существуют дежурные службы, работающие круглосуточно.

В течение суток в Бюро поступает до 300 различных документов как из-за рубежа, так и от подразделений российских правоохранительных органов. Ежегодно обрабатывается свыше 100 тысяч сообщений. Всего же с начала 2011 года в общей сложности обработано более 48 тысяч сообщений. За этими цифрами кроется ежедневная напряженная работа сотрудников Бюро.

– Каким образом организована работа НЦБ Интерпола по розыску подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений?

– За все время существования российского Бюро широкое использование возможностей Интерпола позволило задержать за рубежом и экстрадировать или депортировать в Россию более 550 разыскиваемых лиц. За этот же период из России за рубеж было выдано около 270 разыскиваемых преступников. Установлено 210 пропавших без вести и утративших связь с родственниками. Выдачи и депортации осуществлялись из 63 стран.

С начала 2011 года в других странах было установлено 87 разыскиваемых российской стороной, задержано - 60, выдано или депортировано - 43 человек.

В настоящее время правоохранительными органами нашей страны по каналам Интерпола разыскивается 1638 обвиняемых и осужденных и 169 пропавших без вести. На основании запросов российского Бюро Генсекретариатом Интерпола на данный момент издано и действует 519 уведомлений с целью ареста и экстрадиции и 52 уведомления о розыске пропавших без вести. Только в этом году Россия объявила в международный розыск 223 человека.

Хотелось бы отметить, что наиболее активное взаимодействие в вопросах розыска лиц установлено с правоохранительными органами Германии, Испании, Польши. Среди стран, из которых осуществлялись выдачи, можно назвать: Монако, Венесуэлу, Доминиканскую Республику, Ямайку, Ирак, Йемен, Эквадор, Китай.

В этом году впервые состоялись выдачи из Марокко, Норвегии, Сьерра-Леоне, Канады, Таиланда.

– Сергей Петрович, как ведется розыск пропавших без вести?

– Это очень сложная и кропотливая работа, к которой наши сотрудники подходят с особой ответственностью, ведь за каждым случаем безвестного исчезновения гражданина порой кроется чья-то трагедия, боль и переживания близких.

Скажу только, что более чем за два десятилетия работы российским Бюро с использованием каналов Интерпола за рубежом установлено свыше 200 человек, пропавших без вести.

– В июне 2002 года в Генеральном секретариате Интерпола начались работы по созданию международной базы данных, содержащей сведения о похищенных и утраченных документах, удостоверяющих личность. Наша страна участвует в этом проекте?

– К реализации этого проекта Россия активно подключилась в августе 2004 года. Незадолго до этого, в мае 2004 года, в США прошло совещание министров внутренних дел стран "восьмёрки", на котором было принято решение об использовании международной базы данных в борьбе с международным терроризмом. На 73-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, прошедшей в октябре того же года в Мексике, был утвержден план по созданию технологий, обеспечивающих доступ максимального числа пользователей к указанной базе.

В настоящее время количество документов, помещенных в базу данных по информации из более чем 150 стран, приблизилось к 25 млн.

На основании информации, полученной из ФМС России, Бюро поставлено на учёт в базу данных Генерального секретариата Интерпола более 90 тысяч похищенных и утраченных российских загранпаспортов.

– Как обстоят дела с возвратом культурных ценностей, похищенных и вывезенных из России?

– Если говорить о конкретных итогах, то можно без преувеличения сказать, что российское Бюро Интерпола внесло значительный вклад в борьбу с хищениями и незаконным оборотом предметов, представляющих культурную, историческую или научную ценность.

Например, в прошлом году в Россию возвращено 26 документов, среди которых указы Николая I, Александра I, Николая II, Екатерины II, Елизаветы Петровны и других государственных деятелей.

Эти реликвии были похищены в 1995 году из фондов российского государственного архива и сняты с торгов различных зарубежных магазинов и аукционов.

Всего за годы существования НЦБ Интерпола в России нам удалось вернуть на родину более 250 предметов, представляющих культурную и историческую ценность. Это картины, иконы, документы и другие раритеты.

Хотелось бы особо отметить, что работа по розыску похищенных культурных ценностей никогда не прекращалась. В Генеральном секретариате Интерпола есть единая база данных по похищенным и утраченным культурным ценностям, в которой содержатся подробные описания и фотографии предметов. В этом году на ее учет было поставлено 53 похищенных в России предмета, представляющих культурную и историческую ценность, в 2010 году - 76.

– Сергей Петрович, можно ли поподробнее, что конкретно удалось вернуть в страну, и что еще не найдено?

Удалось возвратить в Россию 23 иконы 17-19 веков, изъятые немецкими правоохранительными органами в 2003 году у гражданина Израиля при попытке незаконного ввоза в Германию.

Среди культурных ценностей, возвращенных в страну также икона второй половины 15 века "Борис и Глеб", похищенная из Устюжинского краеведческого музея Вологодской области, "Богоматерь Одигитрия Смоленская" начала 16 века, "Сошествие в ад" начала 19 века и ряд других.

На данный момент ведется розыск икон 18-19 века: "Архангел Гавриил", "Богоматерь Иверская", похищенная из Святотихвинской церкви в Новгородской области, икона Святого Николая Чудотворца, которую похитили из храма Святителя Николая в Вологодской области.

– Занимается ли российский Интерпол розыском похищенного автотранспорта?

– НЦБ Интерпола занимается, прежде всего, информационным обеспечением международного розыска автотранспорта.

На сегодняшний день, общее количество транспортных средств, значащихся в розыске на основании запросов российских правоохранительных органов, превышает 311 тысяч.

С начала текущего года в международный розыск по каналам Интерпола было объявлено около 28 тысяч транспортных средств, похищенных в нашей стране.

Всего же на территории иностранных государств в этом году обнаружено 41 транспортное средство, похищенное в нашей стране. В свою очередь, в России обнаружено 276 автомашин. Наибольшее количество автомашин, обнаруженных на территории России, были похищены в Польше, Германии, Болгарии, Италии и Чехии.

– Какие машины в основном перегоняют за рубеж?

Среди угоняемых автотранспортных средств лидируют автомашины ведущих европейских производителей, большей частью – премиум - класса.

– Наверняка автоугонщики используют все более современные способы, чтобы замести следы. Каким образом удается идентифицировать тот или иной автомобиль, чтобы вернуть его законному владельцу?

– В последние годы реализовывать похищенный транспорт в России преступникам становится не выгодно. Это связано с рядом факторов, в том числе с более тесным взаимодействием НЦБ Интерпола и его территориальных подразделений с оперативными подразделениями МВД России и ФТС России, а также внедрением централизованной базы данных зарегистрированного автотранспорта.

Сейчас НЦБ Интерпола для идентификации транспортных средств активно использует базы данных заводов-изготовителей. Это позволяет идентифицировать автомобиль даже в том случае, когда номера на основных агрегатах перебиты или уничтожены. С начала этого года подобным образом идентифицировано 81 транспортное средство.

Хочу подчеркнуть, что вопросы, связанные с возвратом транспортных средств владельцам, в компетенцию НЦБ Интерпола не входят. Возврат осуществляется только в порядке гражданского судопроизводства.

– Какие российские правоохранительные органы имеют сегодня доступ к базам данных Интерпола?

– В настоящее время благодаря реализации ряда проектов правоохранительные органы в 50 регионах получили доступ к информационным ресурсам Интерпола через территориальные подразделения НЦБ Интерпола в МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации. Причем в 39 территориальных подразделениях такой доступ предоставляется в режиме on-line.

Кроме того, абонентские пункты для обеспечения удаленного прямого доступа к базам данных Генерального секретариата Интерпола были установлены в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, ФСБ России, Национальном антитеррористическом комитете, Следственном комитете России и ряде департаментов МВД России.

Это позволило за 8 месяцев этого года проверить по учетам Интерпола почти 22 млн. объектов. Практически столько же, сколько за весь 2010 год, включая 8,7 млн. физических лиц, 7,4 млн. документов, удостоверяющих личность, 5,6 млн. транспортных средств.

Интервью

CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе
Зампред Банка России: мы не делаем скидку на сложные времена
Александр Кинщак: в работе РФ на ближневосточном направлении нет скрытой повестки
Посол по особым поручениям МИД РФ: Северный морской путь открыт для всех государств без дискриминации
Анастасия Ракова: объемы онкологической помощи в Москве увеличились почти в два раза