Интервью

Нам удалось построить "Южную" в рекордные сроки

Генеральный директор ГУП "Мосгаз" Гасан Гасангаджиев рассказал "Интерфаксу" о результатах компании в 2012 году, планах по газификации "новой Москвы" и перспективах появления частных газовых компаний

Нам удалось построить "Южную" в рекордные сроки
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 13 декабря. INTERFAX.RU - Генеральный директор ГУП "Мосгаз" Гасан Гасангаджиев в интервью "Интерфаксу" рассказал о том, как будут газифицироваться территории "новой Москвы", будут ли в столице появляться частные газовые компании, для чего было создано уникальное аварийно-спасательное формирование, а также об итогах уходящего года и планах на будущий.

- Гасан Гизбуллагович, как вы оцениваете итоги уходящего года и каковы планы компании на 2013 год?

- Уходящий год год можно считать показательным: мы превзошли самих себя и в сжатые сроки провели реконструкцию ГС "Южная". В апреле текущего года началась работа над строительством нового газорегуляторного пункта, а в октябре станция уже была сдана в эксплуатацию. Мы успели провести реконструкцию в промежутке между отопительными сезонами. Обычно на ремонтные работы таких масштабов уходит порядка полутора-двух лет. Когда мы брались за работу над ГС "Южная", мы не были уверены, получится ли у нас осуществить задуманное, ведь подобные объекты не строились в Москве уже лет 20-25.

Кроме того, к 15 октября 2012 года мы реконструировали 88 километров сетей. Конечно, в ходе работы мы сталкивались с определенными трудностями, но в целом производственную программу выполнили в срок. А то, что мы ввели в эксплуатацию две крупные системообразующие станции, является достижением, и я до сих пор удивляюсь, как нам это удалось.

В следующем году мы хотим приступить к реконструкции станции в три раза больше "Южной". Планируем выполнить эту работу за 2 года. Но есть другой вариант – реконструировать станцию за 2 года и параллельно вести реконструкцию сетей. Сейчас все мысли заняты решением этого вопроса и поиском финансовых источников.

Городские власти все три года нам активно помогали. Только в 2012 году был выделен миллиард рублей, благодаря чему мы серьезно переоснастили газовое хозяйство столицы.

- Вернемся к "Южной". Расскажите подробнее, что было сделано в ходе реконструкции и в чем уникальность этой станции?

- Давайте представим себе обычный самовар. Когда краник изнашивается, нам приходится подставлять блюдце, чтобы вода не капала на стол. Точно такие же механизмы применены на станциях. Станция была построена в 1959 г., нетрудно представить, что стало с кранами и регуляторами за такое количество лет. Опасность была в том, что во время отопительного сезона или во время возрастания нагрузки, увеличивался расход, и регуляторы не успевали реагировать. Сегодня мы устанавливаем долговечные шаровые краны, плотно прилегающие и имеющие хорошую изоляцию. Также мы устанавливаем современные регуляторы с очень тонкой чувствительностью, подобные гитарным струнам: пять ниток (плюс шестая резервная), настроенных с определенным допуском, который позволяет отслеживать малейшие изменения в магистральной системе. Таким образом, не требуется присутствие персонала. Раньше на станции был штат в 24 человека, сейчас там работает один оператор для мониторинга ситуации.

Теперь с помощью видеосвязи мы наблюдаем весь периметр станции, а также можем провести видеоконференцию с дежурным оператором. А самое главное – появилась возможность дистанционного перекрытия станции или отдельных направлений в случае поступления тревожных сигналов.

- "Мосгаз" – самое крупное газовое хозяйство в Европе. Какова разница потребления газа в Москве и в других крупных городах мира?

- Хочу уточнить, что к магистральному газу мы никакого отношения не имеем, "Мосгаз" занимается распределением газа между потребителями. На сегодняшний день мы, действительно, крупнейшие, и нет ни одного города на европейском континенте, который мог бы соревноваться с нами по объему. Сегодняшнее потребление газа в Москве соизмеримо с потреблением в ряде европейских стран.

Для сравнения: Москва потребляет 27 млрд кубометров газа, Польша - 30 млрд, Франция - 45. Мне доводилось много путешествовать, и я с уверенностью могу сказать, что уровень "Мосгаза" не ниже уровня европейских газораспределительных предприятий.

В чем основные отличия между Россией и Европой: в Москве, например, невозможно пустить давление 20 атмосфер, а в Европе такое давление спокойно проходит по городу, причем без каких-либо требований. Зато там более жесткие правила для эксплуатирующих организаций и контроль надзорных органов.

- А как обстоит ситуация с зарубежным опытом?

Он, безусловно, используется. Например, идея реконструкции "Южной" родилась в Риге. Этот опыт для нас весьма актуальный, ведь прибалтийская система газораспределения построена еще на советских постулатах, которые применяли наши отцы и деды. Там к строениям советского периода применяются современные европейские технологии. Сильно не меняя инфраструктуру газораспределительных сетей, туда вкрапляются блоки, позволяющие достичь высокого уровня надежности и безопасности. Этот опыт мы перенесли на нашу почву не полностью, у нас несколько другие подходы.

Кроме того, мы достаточно давно используем немецкую технологию "Феникс", то есть санацию. Санация - это метод реконструкции газопровода, при котором труба освобождается от газа и разрезается на участки локальными котлованами через 250 м, затем после гидроотчистки под давлением в 1,5 тыс. атмосфер в газопровод вводится спаянный из полимерного материала "чулок".

- В чем плюсы санации?

- Внутри трубы за длительное время эксплуатации образуется коррозия, остановить этот процесс практически невозможно. С помощью санации после тщательной очистки мы заполняем клеем все образовавшиеся поры и прекращаем доступ кислорода к трубе, что позволяет остановить внутреннюю коррозию. Полимерный материал изначально не подвержен этим явлениям и имеет плетение, которое в состоянии удерживать давление. Таким образом, мы продлеваем срок службы трубы. В общей сложности за три года методом санации реконструировано 90 км сетей или около 2/3 от общего километража (144 км).

- В продолжение географической темы расскажите, пожалуйста, как обстоят дела с обеспечением газом на территории "новой Москвы"?

- Сегодня правительством Москвы принято решение, что на присоединенных территориях эксплуатацию газовых сетей будет осуществлять "Мособлгаз". Я поддерживаю это решение, так как обеспечение газом в Московской области и в Москве осуществляется по разным принципам.

- В чем же разница?

- "Мосгаз" имеет огромные трубы сродни магистральной газораспределительной организации. А на присоединенных территориях расположены в массе своей небольшие поселения и характер потребления газа в основном на бытовые цели. Сегодня департамент, курирующий освоение новых территорий Москвы, рассматривая перспективу развития Новой Москвы, консультируется с нами, чтобы развитие системы газораспределения отвечало требованиям мегополиса.

- Отсюда вытекает следующий вопрос, касающийся подключения к газовым сетям новых объектов строительства. Застройщики плачут и жалуются. Подключение новостроек к газовым сетям занимает много времени. Что делать, чтобы ускорить процесс?

- Должен сказать, что вопрос определения технологического присоединения в части газа сегодня внесен в Государственную Думу для рассмотрения, и, скорее всего, ситуация рано или поздно изменится. С нашей стороны все довольно просто: у нас на сайте есть доступный и понятный раздел, где можно оставить заявку, и ровно через 14 дней, обратившись в "одно окно" можно забрать ответ по технологическому присоединению.

Что касается малого бизнеса, рестораторов и так далее, большинство этих учреждений находится в жилых домах, и технологическое присоединение там запрещено. Есть требование закона о промышленной безопасности, есть требования закона о газоснабжении, их четко надо выполнять.

Что означают требования? В обязательном порядке надо подготовить проект, затем утвердить его и, самое главное, пройти экспертизу промышленной безопасности. Если все условия выполняются, проблем с присоединением не будет.

- У них будет разрешение на врезку?

- Да. Кроме того, сегодня этот комплекс услуг мы можем осуществить сами, но с учетом степени загруженности, так как в межсезонье мы готовим свои сети, а зимой - более свободны. Если к нам приходит абонент и просит о подключении, мы легко беремся за эту работу и выполняем ее в соответствии с договором.

- Планируете ли вы привлекать какие-то частные инвестиции? Как вы смотрите на перспективы частно-государственного партнерства в газовой области в Москве?

- Честно говоря, я не сторонник привлечения частных инвестиций. Практика показывает, что во многом это снижает ответственность. Как только пропадает интерес частного инвестора, производительность падает.

- Возможно ли в ближайшее время появление в Москве частных газовых компаний? Законодательство это позволяет?

- Сегодня это не запрещено. Можно создать компанию, зарегистрировать какие-то сети, если они есть, и выступать в роли газораспределительной организации. У нас, как у ГУПа, собственных сетей нет, это сети города, которые находятся в хозяйственном ведении у "Мосгаза".

Хочу отметить, что требование закона о промышленной безопасности ставит нас в разряд специализированной эксплуатирующей организации, то есть в разряд естественного монополиста.

- На пресс-конференции, посвященной 147-летию предприятия, Вы затронули тему автоматизации сетей и сделали предположение, что через три года 90% газораспределительных сетей перейдут на дистанционное обслуживание. Какие плюсы дает автоматизация?

- Хочу отметить, что газовая распределительная сеть имеет существенные размеры: трубы больших диаметров, аналогичные магистральным, многотонные запорные устройства, что требует значительных усилий в эксплуатации. Только высокий уровень автоматизации технологических процессов позволит обеспечить надежность. Именно этот процесс является приоритетным для нас.

К примеру, только дистанционное управление запорными устройствами позволило обеспечить время закрытия в 1 мин. 40 сек. В десятки раз сократив время реагирования.

- А как модернизирована диспетчерская служба "Мосгаза"? Наверняка, автоматизация коснулась и ее?

- Сегодняшнюю систему диспетчеризации мы задумали еще в 2010 году. Сейчас порядка 30% управления затворными устройствами осуществляется с главной диспетчерской. Мы уже спроектировали и отремонтировали помещение под две новые диспетчерские. В одной будет находиться диспетчер, который в течение рабочего дня (без ночной смены) будет анализировать газовые потоки: как они сходятся в Москву, как они перераспределяются и т.п. В соседней диспетчерской будет сведена вся система видеонаблюдения по нашим объектам.

- Несколько лет назад на предприятии было создано уникальное аварийно-спасательное формирование. Разъясните, пожалуйста, в чем именно ее уникальность? И есть ли подобный опыт в других городах России и мира?

- Раньше в "Мосгазе" было подразделение "Управление аварийно-восстановительных работ", где трудились порядка 800 человек, а также 400 единиц техники. Проблем с газовым хозяйством было много, и мы пришли к выводу, что необходимо создать подразделение, аналогичное МЧС. У нас не было оснащения для этого - самый быстрый автомобиль в парке был "бычок" (ЗИЛ 5301 – ИФ). Тогда, ни у кого не спрашивая, мы купили одну машину и оснастили ее специальной техникой и искробезопасным оборудованием. Затем мы взяли экспериментальную бригаду в шесть человек, повесили "мигалки" и начали отрабатывать методы оказания оперативной помощи. Сотрудники прошли обучение в центрах МЧС и получили статус спасателей.

Сегодня в спасательной службе четыре линейных автомобиля и два штабных, также на всякий случай готовы еще четыре машины. Штабной автомобиль полностью повторяет главную диспетчерскую.

Линейный автомобиль предназначен для локализации утечек газа. Процесс работы выглядит так: штабная машина выезжает к месту ЧП, а все остальные автомобили, получая задачу в пути, разъезжаются по разным запорным устройствам и блокируют их работу, а потом съезжаются к месту повреждения трубы. Таким образом, бригада справляемся с задачей в течение 40-60 минут. Отличие нашей службы от МЧС в том, что нам разрешено работать в зоне газового поражения.

"Водоканал" и МОЭСК изучали этот опыт. Я считаю, что такие подразделения должны быть в городских службах.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью
Борис Титов: реализация "Стратегии Роста" позволит России к 2035 году удвоить объем ВВП<span class="green">Борис Титов:</span>  реализация "Стратегии Роста" позволит России к 2035 году удвоить объем ВВП
Бизнес-омбудсмен рассказал о сути разрабатываемого документа и о расхождениях с предложениями Центра стратегических разработокПодробнее
Виталий Наумкин: закрепление освобожденных территорий в рамках "зон безопасности" может привести к распаду Сирии<span class="green">Виталий Наумкин:</span>  закрепление освобожденных территорий в рамках "зон безопасности" может привести к распаду Сирии
Научный руководитель института Востоковедения РАН рассказал о сложностях в сирийском урегулированииПодробнее
Цэндийн Мунх-Оргил: Монголия готова расширить участие в международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом<span class="green">Цэндийн Мунх-Оргил:</span>  Монголия готова расширить участие в международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом
Глава МИД Монголии рассказал о том, какой вклад намерена Монголия внести в борьбу с терроризмомПодробнее
Александр Новак: соглашение о сокращении добычи нефти будет эффективно, когда будет выполнено на 100%<span class="green">Александр Новак:</span>  соглашение о сокращении добычи нефти будет эффективно, когда будет выполнено на 100%
Министр энергетики рассказал о том, как выполняется это соглашение странами ОПЕК и не-ОПЕК, а также о решении других проблем и задач нефтегазовой и энергетической отрасли РоссииПодробнее

Фотогалереи

Прощание с Виталием Чуркиным4 фото

Прощание с Виталием Чуркиным

Выставка "Искусство Лего" в Москве12 фото

Выставка "Искусство Лего" в Москве

Фотохроника 22 февраля5 фото

Фотохроника 22 февраля

Фотохроника 21 февраля6 фото

Фотохроника 21 февраля

Испытания поезда нового поколения "Москва" в метро9 фото

Испытания поезда нового поколения "Москва" в метро

Москвичи несут цветы в память о Виталии Чуркине6 фото

Москвичи несут цветы в память о Виталии Чуркине

Фотохроника 20 февраля7 фото

Фотохроника 20 февраля

"День оленевода" на Крымской набережной10 фото

"День оленевода" на Крымской набережной

Венецианский карнавал9 фото

Венецианский карнавал

Фотохроника 17 февраля6 фото

Фотохроника 17 февраля

Гости Берлинского кинофестиваля12 фото

Гости Берлинского кинофестиваля

Победители World Press Photo 201722 фото

Победители World Press Photo 2017

59-я церемония вручения "Грэмми"10 фото

59-я церемония вручения "Грэмми"

Федор Конюхов отправился в рекордный полет6 фото

Федор Конюхов отправился в рекордный полет

Прощание с Георгием Тараторкиным7 фото

Прощание с Георгием Тараторкиным

Вручение премии Гильдии киноактеров США10 фото

Вручение премии Гильдии киноактеров США

Прощание с погибшими при крушении Ту-15411 фото

Прощание с погибшими при крушении Ту-154

Итоги-2016 года: взлеты и падения в российском спорте13 фото

Итоги-2016 года: взлеты и падения в российском спорте

Уволенные тренеры клубов РФПЛ сезона-2016/178 фото

Уволенные тренеры клубов РФПЛ сезона-2016/17

Россия - Финляндия8 фото

Россия - Финляндия

Россия - Северная Америка8 фото

Россия - Северная Америка

Презентация новинок Apple8 фото

Презентация новинок Apple

Фотохроника 22 августа7 фото

Фотохроника 22 августа

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes10 фото

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-216 фото

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-21

Фотохроника 21 апреля9 фото

Фотохроника 21 апреля

Стартовали продажи нового iPhone9 фото

Стартовали продажи нового iPhone

Apple представила свои новинки12 фото

Apple представила свои новинки

Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи