Интервью

CFO ММК Сергей Сулимов: "Можно быть эффективным игроком, не будучи вертикально интегрированным"

Новый заместитель гендиректора ММК Сергей Сулимов рассказал "Интерфаксу" о финансовых перспективах компании

CFO ММК Сергей Сулимов: "Можно быть эффективным игроком, не будучи вертикально интегрированным"

Москва. 10 января. INTERFAX.RU - В конце прошлого года Магнитогорский металлургический комбинат назначил новым заместителем генерального директора по финансам и экономике Сергея Сулимова, который ранее уже занимал в группе ряд руководящих должностей. О своем взгляде на финансовые перспективы ММК и способах их достижения топ-менеджер, вернувшийся в металлургическую компанию из сектора розничного банкинга, рассказал в интервью "Интерфаксу".

- ММК в среднесрочной перспективе рассчитывает сократить показатель "чистый долг/EBITDA" до двух. Как эта цель вписывается в 10-летнюю стратегию развития группы? Есть ли необходимость менять стратегию для достижения целевого показателя или же он уже в нее заложен, как и пути достижения?

- В нашей стратегии ничего не изменилось. Металлурги мыслят пятилетками, а то и десятилетиями. ММК сегодня имеет разумное для отрасли соотношение чистого долга к EBITDA – около трех. За 2013 год мы аккуратно снизили долг на $600 млн – с $3,8 млрд до $3,2 млрд. В 2014 году, согласно утвержденному бюджету, мы планируем сохранить этот уровень долга, и наша тактическая задача - рефинансировать порядка $900 млн. В случае существенного улучшения ситуации на рынке, вполне вероятно, мы направим часть свободного денежного потока на дальнейшее снижение долга.

- Какие инструменты вы готовы использовать для рефинансирования?

- На сегодня у ММК есть около $2 млрд дополнительных открытых кредитных линий российских и зарубежных банков. В арсенале также евробонды и российские облигации. Будем сравнивать условия, математика простая: предпочтение отдаем самому дешевому и самому длинному долговому инструменту.

- Готов ли ММК в борьбе за увеличение денежного потока и снижение долговых обязательств пойти на сокращение дивидендных выплат?

- Как показывает история, да: в прошлом году мы сократили долговую нагрузку и по итогам 2012 года не выплачивали дивиденды. Что касается дивидендов за 2013 год, вероятность выплаты высокая, но решение акционерами еще не принято. Напомню, что дивидендная политика ММК предполагает выплату не менее 20% чистой прибыли по МСФО.

- Что касается инвестиций и стратегии развития, ММК не планирует сокращать затраты на ближайшие 10 лет, которые оцениваются в $7 млрд, а лишь откладывает эти инвестиции на более поздний срок?

- Верно. Стратегией предусмотрен определенный список инвестиционных проектов, и я сомневаюсь, что он будет пересмотрен, ведь набор крупных проектов понятен и очевиден. Но тактически, для разворачивания этих проектов, подождем существенного улучшения ситуации на рынке.

Инвестиции рано или поздно придется делать, у нас нет другого выбора: весь мир развивается, внедряет новые технологии, снижает затраты. Низкие затраты – ключевое конкурентное преимущество в металлургии.

- О каких проектах идет речь?

- Это проекты, направленные в первую очередь на снижение себестоимости, например, строительство новой аглофабрики № 5, строительство новой доменной печи № 11, расширение комплекса кислородно-конвертерного цеха. В случае хорошей конъюнктуры рынка мы завершим реконструкцию стана-2500 горячей прокатки.

- Что для ММК хорошая конъюнктура рынка?

- В лучшие годы EBITDA ММК составляла около $2,5 млрд в год. Сейчас ММК зарабатывает около $1 - 1,1 млрд EBITDA. Думаю, при устойчивом значении EBITDA в $1,5 млрд и более мы начнем инвестировать в проекты, которые я назвал. Чтобы увеличить EBITDA на $500 млн в год, нам необходимо зарабатывать приблизительно на $50 на тонну металлопродукции больше, чем сейчас: как за счет роста цен, так и за счет снижения затрат. Именно такую цель плюс $50 на тонну ставит перед менеджментом сегодня наш основной акционер.

- Вы считаете, что ММК удастся достичь этих уровней в период действия нынешней стратегии, то есть в 10-летней перспективе?

- Конечно. Это достижимо, в том числе за счет цикличности отрасли. Сейчас металлурги в условиях переизбытка мощностей и плохой экономики перестали строить, но ведь мировое потребление потихоньку растет, через три-пять лет соотношение спроса и предложения поправится и экономика металлургов улучшится.

А затем случится классическая ошибка, которая повторяется постоянно: все опять ринутся строить новые мощности. Несколько лет в отрасли будет хорошая ситуация, но, когда новые мощности выйдут на рынок, вновь случится переизбыток предложения и строительство закончится, а отрасль просядет. Заколдованная она, металлургическая отрасль.

Сейчас, повторю, металлурги построили слишком много новых мощностей, причем это характерно и для локального рынка (в частности по сорту), и для мирового. Для решения этой проблемы отрасль нуждается в консолидации, чтобы нескольким крупным игрокам было проще балансировать спрос и предложение и препятствовать расширению производства в мире.

Самое сложное в этой ситуации – договориться с Китаем, который уже производит половину металлопродукции в мире, не сильно задумываясь над прибыльностью.

Де-факто металлургическая отрасль в Китае государственная, слово "прибыль" мало кто упоминает, государство субсидирует производителей через крайне низкие ставки финансирования. Весь мир ждет, когда китайская экономика притормозит в развитии. С одной стороны, такая перспектива пугает, потому что в этом случае огромные объемы дешевого китайского металла могут завалить мировой рынок. Но я не думаю, что Китай глобально обрушит рынок. Не обладая собственной сырьевой базой, китайские производители стали не смогут снизить цены ниже определенного уровня – ниже цен на руду плюс переменные затраты металлургического передела.

Переменные затраты передела – вот что важно для нас. У китайских производителей современные мощности, новые технологи, значит, где-то КПД выше, где-то энергоэффективность лучше, где-то брака меньше и так далее. Мы должны заниматься затратами и в среднесрочной перспективе продолжать инвестировать, чтобы не отстать.

- Как сейчас загружен непосредственно ММК и какие планы по загрузке на этот год?

- Меньше всего на ММК сейчас загружен стан-5000, производящий лист для труб большого диаметра, - примерно на 78%. В то же время наш новый стан-2000, который производит автолист, загружен на 100%. В целом по заводу загрузка на сегодня удовлетворительная и составляет порядка 88%.

- Планирует ли ММК в этом году проводить крупные ремонты, которые могут привести к остановке оборудования на длительный период?

- Мы планируем провести ремонт домны № 8, но здесь объем работ будет в два раза меньше, чем на домне № 6, на которой мы произвели масштабную реконструкцию. Больше ничего принципиального у нас на этот год не запланировано.

- Какие у ММК прогнозы на этот год?

- Умеренно оптимистичные. Мы заложили в бюджет ожидаемое снижение цен на железорудное сырье, небольшой рост цен на металлопродукцию, небольшой рост загрузки мощностей по сравнению с 2013 годом. Сейчас мы работаем над программой мероприятий по снижению затрат, в конце января утвердим ее.

- За последнее время ММК несколько раз заявлял о повышении цен на прокат. Это было вызвано реальным улучшением ситуации на рынке или же ослаблением рубля?

- Это было реальное повышение. Крепкий рубль точно не идет на пользу российской промышленности. За счет курсовых разниц существенного эффекта в ценах нет. В то же время инфляция рублевых затрат (топливно-энергетические ресурсы, фонд оплаты труда) диктует необходимость роста цен на металлопрокат на внутреннем рынке. Ожидания на I квартал 2014 года – повышение цен на 3 - 5%.

- Доволен ли ММК ценами и условиями своих поставщиков руды? Какова структура поставщиков этого сырья в настоящее время и не собирается ли ММК что-то менять?

- Как известно, наши основные поставщики руды – "Металлоинвест" и ENRC. Невозможно быть довольным ценами поставщиков руды, но мы понимаем, что существующая структура и система ценообразования отражает ситуацию на рынке. Цены, по которым мы закупаем, привязаны к мировым индексам цен, но конкретные детали я не могу раскрывать, так как это является коммерческой тайной.

Если говорить о стратегии, то мы давно уже поняли, что можно быть эффективным и успешным игроком на рынке, не будучи вертикально интегрированным.

- Если можно быть успешным и без вертикальной интеграции, то что делать с вашей лицензией на Приоскольское железорудное месторождение и с угольной компанией "Белон"?

- Приоскол - крайне сложный проект, требующий фантастических инвестиций, и точно не актуален в той экономической ситуации, которая сложилась сейчас в отрасли. Если же ситуация на рынке изменится в лучшую сторону, я уверен, мы найдем общий язык с государством с точки зрения взаимовыгодного сотрудничества по этому проекту.

"Белон", как и вся угольная отрасль, сейчас находится в непростой ситуации. Тем не менее компания обеспечивает порядка 35 - 40% нашей потребности в коксующихся углях и при этом имеет положительную рентабельность по EBITDA. Сейчас мы рассматриваем вариант среднесрочной консервации шахты "Чертинская-Южная" с переводом основной части персонала на "Чертинскую-Коксовую". Другими словами, некоторая внутренняя оптимизация точно будет, но никаких принципиальных решений о новых масштабных инвестициях или, наоборот, о выходе из этого бизнеса нет.

- Как изменились затраты ММК на перевозки спустя год после продажи "ММК-Транс"? Нет ли проблем с новым перевозчиком?

- Проблем нет, но их сейчас в принципе с железной дорогой нет, так как объемы перевозок снизились. При продаже актива мы заключили долгосрочный контракт, при этом цена, согласно контракту, привязана к текущим рыночным условиям.

- Какова в настоящее время ситуация вокруг турецкого завода ММК?

- Этот завод изначально строился для поставок металлопродукции на дефицитный и быстрорастущий внутренний рынок Турции. К сожалению, рынок уже не такой быстрорастущий и дефицитный, как пять-семь лет назад, и отрасль глобально в фазе перепроизводства. Мы "выключили" электропечь, привозим горячекатаный рулон с "Магнитки" или покупаем на местном рынке - смотря что эффективней - и делаем продукцию с высокой добавленной стоимостью: оцинкованный прокат и полимеры. Эти переделы дают положительный результат EBITDA.

- В какой стадии переговоры с потенциальным покупателем и вообще есть ли он?

- Сейчас активных переговоров мы не ведем. Дело в том, что мы не готовы продавать завод с большими потерями для себя, а в текущей рыночной ситуации покупателя, который готов был бы выложить всю стоимость этого завода, нет.

- Планируете ли выход на новые рынки сбыта? Какова будет доля внутреннего рынка в этом году?

- Мы планируем оставаться крупнейшим игроком на российском рынке - это наша стратегия. Экспортные рынки мы расцениваем, соответственно, как второстепенные. Если мы увидим, что есть маржа на экспортных направлениях и мы можем увеличить отгрузки за рубеж, мы это сделаем, но по остаточному принципу. Думаем, что доля внутреннего рынка (включая страны СНГ) в структуре наших поставок в этом году сохранится на уровне прошлого года – около 88 - 90%.

- Видите ли вы какие-либо принципиально новые зарубежные рынки сбыта?

- Мы постоянно изучаем такие возможности. Недавно детально анализировали вьетнамский рынок – он очень быстро растет, очень интересный, и он дефицитный. Но в больших масштабах новых точек роста и новых направлений для экспорта мы не видим. Мы сохраняем присутствие в регионах Ближнего Востока, Южной Европы, Северной Африки, то есть на тех направлениях, где "Магнитка" традиционно сильна.

- Приступив к своим новым должностным обязанностям, планируете ли что-то менять в компании?

- Металлургия – развитая и капиталоемкая отрасль, и наивно было бы полагать, что в этой отрасли можно что-то быстро изменить. Тем не менее есть направление, которое не требует огромных капиталовложений и при этом может быть источником конкурентного преимущества ММК. Это информационные технологии.

Мы планируем в буквальном смысле оцифровать завод по трем направлениям.

Первое - все, что связано с мобильностью, как для сотрудников, так и для клиентов: например, вы заказали продукцию ММК и в любой момент видите, на каком этапе исполнения находится ваш заказ начиная со слябов. По второму направлению мы строим огромное технологическое хранилище данных и инструментарий для их анализа, в скором будущем создадим небольшую команду математиков. Каждые пять секунд по сотне параметров с каждого агрегата, любое действие, будь то передвижение персонала по площадке, движение материалов или согласование документов, все в течение 1,5 - 2 лет должно быть оцифровано. Это наша металлургическая Big Data. Третье важное направление - это моделирование. Основная экономическая модель уже работает - считает объемный производственный план, по которому оценивается маржа в разрезе каждого заказа. В данный момент реализуем модель календарного планирования производства, в разрезе от 6 месяцев до 1 часа, по каждому агрегату, в разрезе заказов. На очереди разработка моделей энергопотребления, управления цепочкой поставок, подготовки шихты.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью
СЕО Maersk: надеемся пройти по Севморпути уже в следующем году<span class="green">СЕО Maersk:</span>  надеемся пройти по Севморпути уже в следующем году
Сорен Скоу рассказал, сколько времени понадобилось компании, чтобы справиться с последствиями кибератаки в РоссииПодробнее
Сергей Ролдугин: российские музыканты востребованы в мире, несмотря на санкции<span class="green">Сергей Ролдугин:</span>  российские музыканты востребованы в мире, несмотря на санкции
Худрук Петербургского дома музыки рассказал о занятости молодых артистов, проектах учреждения и некоторых итогах его работыПодробнее
Глава розницы ВТБ: у нас агрессивные планы по росту ипотеки и привлечению средств физлиц<span class="green">Глава розницы ВТБ:</span>  у нас агрессивные планы по росту ипотеки и привлечению средств физлиц
Анатолий Печатников рассказал о планах работы после объединения ВТБ и ВТБ 24 под единым брендомПодробнее
Дени Вильнев: если современные технологии исчезнут, у людей возникнет много проблем<span class="green">Дени Вильнев:</span>  если современные технологии исчезнут, у людей возникнет много проблем
Режиссер рассказал о продолжении "Бегущего по лезвию", о своих источниках вдохновения, восстании машин и российской культуре в контексте вселенной нового фильмаПодробнее

Фотогалереи

Фотохроника 16 октября7 фото

Фотохроника 16 октября

Перформансы Павленского7 фото

Перформансы Павленского

Фотохроника 13 октября7 фото

Фотохроника 13 октября

Лучшие фото недели10 фото

Лучшие фото недели

Установка автодорожной арки Крымского моста6 фото

Установка автодорожной арки Крымского моста

Фотохроника 12 октября7 фото

Фотохроника 12 октября

Фотохроника 11 октября6 фото

Фотохроника 11 октября

Фотохроника 10 октября6 фото

Фотохроника 10 октября

Умер Аллан Чумак8 фото

Умер Аллан Чумак

Пожар на строительном рынке в Подмосковье6 фото

Пожар на строительном рынке в Подмосковье

Акции в поддержку Алексея Навального 7 октября9 фото

Акции в поддержку Алексея Навального 7 октября

"Игромир - 2017"14 фото

"Игромир - 2017"

Emmy - 20179 фото

Emmy - 2017

Парк "Зарядье" в Москве6 фото

Парк "Зарядье" в Москве

Празднование 870-летия Москвы14 фото

Празднование 870-летия Москвы

Гости Венецианского кинофестиваля13 фото

Гости Венецианского кинофестиваля

Празднование Курбан-байрама в Москве7 фото

Празднование Курбан-байрама в Москве

MTV Video Music Awards8 фото

MTV Video Music Awards

Военно-технический форум "Армия-2017"12 фото

Военно-технический форум "Армия-2017"

Серебренников в Басманном суде6 фото

Серебренников в Басманном суде

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис10 фото

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes10 фото

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes

Тонкости сумо8 фото

Тонкости сумо

МАКС-201718 фото

МАКС-2017

Церемония закрытия Кубка конфедераций-20177 фото

Церемония закрытия Кубка конфедераций-2017

Финал Кубка конфедераций-201711 фото

Финал Кубка конфедераций-2017

Профессия: автогонщик10 фото

Профессия: автогонщик

Болельщики Кубка конфедераций-20179 фото

Болельщики Кубка конфедераций-2017

Церемония открытия Кубка конфедераций9 фото

Церемония открытия Кубка конфедераций

Первый полет МС-217 фото

Первый полет МС-21

Шанхайский автосалон8 фото

Шанхайский автосалон

Презентация новинок Apple8 фото

Презентация новинок Apple

Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи
Конференции