ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 22:56

Геннадий Гатилов: В ходе отбора кандидатов на пост генсека ООН могут быть неожиданности

Замминистра иностранных дел России рассказал о приоритетах российской делегации на нынешней Генеральной Ассамблее в Нью-Йорке

Геннадий Гатилов: В ходе отбора кандидатов на пост генсека ООН могут быть неожиданности
Геннадий Гатилов
Фото: ТАСС, Антон Новодережкин

Москва. 16 сентября. INTERFAX.RU - Заместитель министра иностранных дел России Геннадий Михайлович Гатилов, курирующий в МИД РФ тематику ООН, дал интервью корреспонденту "Интерфакса" Ольге Головановой, в котором рассказал о приоритетах российской делегации на нынешней Генеральной Ассамблее в Нью-Йорке, сказал, что главной интригой предстоящей Генассамблеи будет ситуация вокруг выборов нового генсека ООН, рассказал о шагах, которые намерена предпринять Москва в СБ ООН после договоренностей с США по Сирии от 9 сентября, а также высказался за адекватность новой резолюции СБ ООН по КНДР.

- Геннадий Михайлович, открывается очередная сессия Генеральной Ассамблеи ООН. С каким настроем российская делегация направляется туда?

- Российскую делегацию будет возглавлять министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров. Мы едем на сессию с готовностью обсудить все глобальные вызовы и угрозы, с которыми сталкивается международное сообщество сегодня. Считаем необходимым предпринять дополнительные усилия для формирования объединительной повестки дня, поскольку только общими усилиями возможно решить те серьезные вопросы, региональные кризисы, с которыми, к сожалению, до сих пор мы не можем справиться. Считаем, что для этого необходимо наладить равноправное взаимодействие, выстраивать справедливое сотрудничество между всеми государствами, избегать менторства или продвижения идей превосходства тех или иных стран, их исключительности - только таким образом можно найти решение этих серьезных кризисов. Конечно, главнейший из них сейчас - это Сирия. К сожалению, война там полыхает уже шестой год, сотни тысяч жертв, миллионы перемещенных лиц, и эта проблема до сих пор не находит своего справедливого решения.

Как известно, недавно в Женеве была предпринята серьезная попытка найти взаимопонимание и наладить конструктивное сотрудничество в поисках урегулирования разрушительного сирийского конфликта, были достигнуты важные договоренности между министром иностранных дел России Лавровым и госсекретарем США Джоном Керри, которые направлены на установление эффективного режима прекращения огня, разграничение террористических группировок и умеренной оппозиции и облегчение гуманитарного доступа к нуждающемуся сирийскому населению. Очень хотелось бы надеяться, что эти договоренности заработают. Стороны уже приступили к согласованию необходимых практических шагов по выполнению этих договоренностей. Считаем, что было бы правильно, чтобы достигнутый пакет документов был бы одобрен соответствующей резолюцией Совета Безопасности. Тем самым удалось бы избежать искаженных интерпретаций этих документов и на их основе объединить усилия всего международного сообщества.

Конечно, главная задача сейчас в Сирии - борьба с терроризмом, и для того, чтобы она была эффективной, необходимо определить, где находятся террористические силы, а где размещается так называемая умеренная оппозиция. Есть общее понимание, что удары по террористам будут продолжены. Это, прежде всего, ИГИЛ и "Джабхат ан-Нусра", в отношении которых никаких мер по прекращению ударов и военных действий осуществляться не будет. Вот с этой целью сейчас между российскими и американскими военными экспертами идет активная работа, обмен информацией о месторасположении террористических группировок для координации военных действий и ударов по ним. Очень хотелось бы надеяться, что эта работа будет эффективной, что позволит открыть перспективу для запуска политического переговорного процесса по Сирии.

Насколько мы пониманием, господин Стефан де Мистура, являющийся посредником и специальным представителем ООН по Сирии, намерен будет, возможно, уже в конце сентября или в октябре созовет очередной раунд межсирийских переговоров, где будет продолжен поиск путей политического урегулирования сирийского кризиса.

- Этой встрече будет предшествовать встреча Россия-США-ООН?

- Нет, пока такая встреча не планируется, хотя есть понимание, что, возможно, на определенном этапе такие консультации будут полезны. В рамках предстоящей министерской недели на Генеральной Ассамблее ООН запланировано специальное заседание Совета Безопасности ООН, посвященное сирийской тематике. Мы считаем это мероприятие весьма полезным, поскольку оно позволит еще раз - уже в формате членов Совета Безопасности - обсудить все аспекты ситуации в Сирии, и, со своей стороны, готовы принять активное участие в таком заседании.

- Межсирийские переговоры, которые могут начаться в конце сентября, будут уже прямые или снова прокси?

- Мы и раньше всегда выступали за переход к прямым сирийским переговорам. Но это осложнялось тем, что сирийская оппозиционная делегация никак не могла найти общую платформу среди тех разрозненных оппозиционных группировок, которые существуют на настоящий момент.

Что касается правительственной делегации, то она всегда выражала готовность приехать в Женеву и продолжить переговоры, выдвигала соответствующие предложения по повестке, но дело тормозилось, к сожалению, оппозиционной делегацией, которая выставляла всевозможные предусловия для начала переговоров и для участия в них. Главное из них -вопрос о Башаре Асаде. То есть они говорили, что прежде, чем вести переговоры, Асад должен уйти. Это крайне неконструктивная позиция, ведущая в тупик в переговорном процессе. Надо сказать, что с такими лозунгами уже почти никто из тех, кто так или иначе завязан на сирийскую ситуацию, не выступает. Поэтому важно, чтобы сирийская делегация от оппозиции, если она действительно готова проявить добрую волю и искать пути урегулирования сирийского кризиса совместно с правительственной делегацией отошла бы от этой неконструктивной позиции. Мы надеемся, что свою роль в этом сыграет и господин Мистура, который является главным посредником, и в задачу которого, в соответствии с возложенным на него мандатом, резолюциями Совета Безопасности, входит как раз сведение обеих конфликтующих сторон за столом переговоров.

- Недавно в Лондоне представители ВКП обнародовали детальные предложения по сирийскому урегулированию, согласно которым ВКП предложил при условии полного прекращения огня в течение полугода проводить последовательные переговоры с представителями режима Башара Асада, а по завершению переговоров и выработке плана должна состояться передача Асадом власти переходному правительству для подготовки к проведению выборов.

- На разных этапах у нас были различные сроки по тому, как двигаться в направлении создания переходного органа, формирования конституции, проведения выборов и т.д. К сожалению, ни один из этих сроков соблюден не был. Здесь, наверное, нужно зацикливаться не на каких-то временных рамках, а на том, чтобы действительно переговорный процесс заработал.

Сейчас были достигнуты российско-американские договоренности, и они открывают хорошую возможность для запуска этого переговорного процесса. К сожалению, мы уже на следующий день услышали от некоторых радикальных террористических группировок о том, что они отказываются принимать эти договоренности. Поэтому о каком желании достичь урегулирования может идти речь? Сирийское правительство, кстати, сразу же официально заявило о том, что оно приветствует эти договоренности и готово действовать в соответствии с ними. Но для этого необходимо, чтобы таким же образом действовала и оппозиция.

Судьба Асада будет решаться самими сирийцами без всяких предварительных условий. Еще начиная с Женевского коммюнике 2012 года и во всех последующих документах, которые принимались и Международной группой поддержки Сирии, и в других форматах, нигде ни слова не говорится о том, что условием проведения этих переговоров должен быть уход Асада как политической фигуры с поста президента. Этот вопрос должен решаться в контексте межсирийских переговоров. По-моему, это уже понимают все, в том числе и наши американские партнеры, и все те, кто так или иначе причастен к ситуации в Сирии и к переговорному процессу.

- Мы раньше выступали за приглашение курдов к переговорам. Как будет в этот раз, особенно с учетом недавней операции, которую начала Турция?

- Наша позиция не меняется, мы по-прежнему считаем, что курды должны стать частью переговорного процесса, исходя из того, что они являются реальной политической и военной силой на земле, и поэтому без их весомого участия невозможно решить вопросы, связанные с будущим устройством сирийского государства, с созданием конституции, с проведением выборов и всего того, что связано с политическим процессом.

- То есть мы надеемся, что Мистура им вышлет приглашение к новому раунду?

- Мы об этом Мистуре всегда говорили, о том, что курды должны быть приглашены на переговоры, особенно на тот их этап, который будет связан с субстантивными обсуждениями, касающимися политического устройства Сирии. Он в принципе с таким подходом согласен, единственное, что его сдерживает, это то, что он пока не определился, на каком же конкретно этапе он будет готов это сделать.

- Когда текст российско-американских договоренностей может быть распространен в Совете Безопасности и одобрен?

- Мы заинтересованы в том, чтобы это произошло как можно скорее, поскольку договоренности уже есть, они заключены в двустороннем плане. И если Совет Безопасности быстро их одобрит, то это сыграет только на пользу укрепления режима прекращения огня и поисков путей политического урегулирования в Сирии. Конкретных дат я назвать пока не могу, потому что процесс только запущен, необходимо провести обсуждение и консультации со всеми членами Совета Безопасности, и после этого, если будет сочтено возможным, Совет тогда примет такое решение.

- В рамках Генассамблеи это может быть?

- Я думаю, что это должно произойти скорее.

- Даже раньше отъезда российской делегации?

- Возможно, не до отъезда, но где-то уже ближе к концу месяца. Думаю, что в активную фазу процесс консультаций по этому вопросу вступит уже на следующей неделе. Мы заинтересованы, чтобы здесь не было никаких задержек.

- Представитель Госдепа Марк Тонер накануне сказал, что в этой договоренности от 9 сентября Россия и США договорились наносить авиаудары только по позициям ан-Нусры, но не по ИГИЛ. Это правда?

- Я не знаю, в каком контексте он это говорил. Если это применительно к Алеппо, то там, насколько известно, действует в основном ан-Нусра. Но в принципиальном плане есть общее понимание о том, что военные удары против ИГИЛ и ан-Нусры не прекращаются, эти организации включены в санкционный список ООН, они признаны террористическими и на них режим прекращения боевых действий не распространяется.

- Но по координации совместных авиаударов с США речь идет относительно ан-Нусры, да?

- В конкретном плане этот вопрос должен быть согласован между военными экспертами двух стран.

- Кстати, насчет экспертов, известно ли, когда начнет работу российско-американский исполнительный центр, который должен координировать удары по террористам?

- Согласно достигнутым договоренностям, он должен заработать в течение семи дней с момента достижения договоренностей. То есть на днях, в Женеве, с нашими и американскими экспертами.

- Как разъяснял министр, стороны договорились о том, что после 48 часов перемирия оно будет продлено еще 48 часов. Насколько высок шанс, что удастся выйти на постоянное перемирие?

- Речь идет о временном отрезке "Д+7 дней", то есть 48 часов плюс еще пять суток, общее время семь дней.

- В верхушке ВКП раньше были представители организаций, которых Россия считает сейчас террористическими.

- Были, но потом они как-то исчезли.

- То есть в принципе сейчас руководство ВКП состоит из более или менее приемлемых людей?

- Так, наверное, можно было бы говорить с большой натяжкой. Главная проблема ВКП в том, что они представляют лишь часть оппозиции. Другая часть этой оппозиции не входит в состав ВКП. Поэтому мы не можем говорить, что ВКП является единственным представителем и выразителем мнения всей сирийской оппозиции.

Оппозиция должна найти общую платформу для объединения своих усилий и, как я уже говорил, это и есть одна из задач Мистуры, с которой он пока еще не справился.

- Накануне пресс-секретарь президента США Джош Эрнест сказал, что в Вашингтоне сомневаются, что Россия будет выполнять свои обязательства по договоренностям 9 сентября, и тогда Глава МИД РФ Сергей Лавров сказал, что мы хотим обнародовать эту договоренность, а США этого не хотели бы. Сейчас проходит информация о том, что между администрацией президента и Пентагоном есть большие разногласия по поводу этой сделки. В связи с этим вопрос, а мы-то не сомневаемся, что американцы будут придерживаться своих обязательств?

- Договоренность достаточно сложная. И, конечно, ее выполнение должно потребовать максимальных усилий всех заинтересованных сторон, чтобы строго следовать тому, что в этих договоренностях прописано. Конечно, будут шероховатости в выполнении, какие-то сбои, но главное должно состоять в том, что все стороны должны честно проходить свой путь. А применительно к американцам это то, что они должны соответствующим образом работать с оппозицией. Что касается России, то мы неоднократно заявляли на всех уровнях о нашей готовности способствовать выполнению этих договоренностей и, соответственно, работать с Дамаском и сирийским правительством, которое, кстати, уже приветствовало договоренности и выразило готовность действовать в духе того, что было обговорено в Женеве.

- Геннадий Михайлович, еще одна интрига, которая будет на сессии, это, конечно, вопрос, связанный с предстоящим выбором генерального секретаря ООН.

- Как известно, нынешний генсек Пан Ги Мун завершает срок своих полномочий 31 декабря нынешнего года, и в ближайшее время должно состояться голосование по кандидатуре следующего главы всемирной организации. Этот процесс уже идет определенное время, были консультации по кандидатурам, а их было достаточно много, официально было выдвинуто двенадцать кандидатов, многие из них представляли восточноевропейский регион, восточноевропейскую региональную группу. Позиция России изначально сводилась к тому, что следующим генеральным секретарем ООН должен быть представитель восточноевропейской страны. Это было бы справедливо, поскольку до этого генеральные секретари избирались от всех других континентов и регионов, а от Восточной Европы на этом посту еще никого не было.

В ходе этой кампании целый ряд стран предложили свои кандидатуры. Это известные политические деятели, имеющие политический вес, хорошие способности администрирования, что немаловажно в условиях всемирной организации. В Совете Безопасности уже состоялось три тура так называемых индикативных голосований, в результате которых определились фавориты. Если говорить конкретно, то это Мирослав Лайчак, Ирина Бокова, Вук Еремич и некоторые другие. Естественно, процесс выдвижения кандидатов не ограничился только восточноевропейской региональной группой, были представлены и некоторые другие кандидаты от других стран, которые претендуют на занятие этой высшей административной должности в секретариате ООН.

Один из них - Антониу Гутерреш - бывший глава Управления ООН по беженцам, тоже известная политическая личность, он был в свое время и министром иностранных дел Португалии, и занимал целый ряд других постов. Он продемонстрировал самые высокие на сегодняшний момент результаты, получив одиннадцать голосов "за" из пятнадцати членов Совета Безопасности. За ним следует Лайчак из Словакии (девять), Ирина Бокова, занимающая в настоящее время пост Генерального директора ЮНЕСКО (семь голосов), и Вук Еремич (тоже семь голосов). Поэтому этот процесс имеет свое дальнейшее развитие, будет очередное заседание Совета Безопасности по данной теме 26 сентября. И мы будем внимательно следить за тем, как будут распределяться приоритеты членов Совета Безопасности в отношении тех или иных кандидатур.

Естественно, в ходе министерской недели на сессии эта тема также будет звучать в двусторонних консультациях стран и будет определяться, наверное, более приемлемая для всех государств кандидатура. Конечно, это очень серьезный процесс, от генерального секретаря ООН очень многое зависит и в работе организации, и в определении ее приоритетов, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы этот пост занял человек, действительно отвечающий этим критериям.

- Геннадий Михайлович, все-таки имела место история с Кристалиной Георгиевой? Из Берлина идут опровержения, что ничего компрометирующего не было.

- Поскольку эта тема очень чувствительная, возникает много слухов, домыслов вокруг того, как идет процесс отбора кандидатов на этот пост. Для нас официальным представителем от Болгарии является Ирина Бокова, она уже прошла три тура голосования и, как я уже сказал, показала неплохие результаты, поэтому мы исходим из того что в списке от Болгарии продолжает существовать один кандидат - это Ирина Бокова. Как дальше будут развиваться события, мы не знаем, решение - за конкретными правительствами.

- Можно ли на последнем этапе поменять кандидата?

- Можно поменять, есть вероятность того, что помимо уже существующих кандидатов всплывут и новые кандидатуры. Это правилами процедуры не запрещено, и такая ситуация может продолжаться вплоть до самого момента голосования. По правилам процедуры, выбор кандидатуры для представления Генеральной Ассамблее - это прерогатива Совета Безопасности, согласно Уставу ООН. Совет Безопасности должен представить согласованную кандидатуру для утверждения на Генеральной Ассамблее ООН. Это будет в октябре.

- 26 сентября будет еще один тур голосования?

- 26 сентября будет еще один тур голосования в Совете Безопасности, и это будет не последний тур, возможно, будут еще этапы голосования. После того, как Совет определит кандидатуру, она будет представлена на рассмотрение Генеральной Ассамблеи. И это уже будет окончательное решение.
То есть может появиться человек, который не проходил все эти туры голосования?
Вполне вероятна такая ситуация.

- И кто будет этим человеком?

- Мы не знаем, в этом и состоит интрига. Если вспомнить историю, то когда избирался на пост генсека ООН Кофи Аннан, тоже было много дискуссий по поводу различных кандидатур и тогда в Совете Безопасности не было единого мнения. К.Аннан практически всплыл в самый последний момент, и был рекомендован Советом в качестве приемлемой политической личности или приемлемой кандидатуры на этот пост. Так что в истории ООН были такие сюжеты, которые неожиданно развивались в ходе отбора кандидатов на пост генсека ООН.

- А болгарская сторона намекала, что может в последний момент внести еще какую-то кандидатуру?

- Это право болгарской стороны, здесь им даже не надо намекать и они вправе принимать любое решение, но, еще раз повторяю, на настоящий момент мы исходим из того, что от Болгарии официальным кандидатом является Ирина Бокова.
Что касается К.Георгиевой, то она на начальном этапе позиционировала себя как кандидат, она даже в этом качестве имела контакты с нами. Но потом заявила о том, что решила остаться на должности в Евросоюзе и кампанию свою прекратила. Если она решит ее возобновить, она имеет на это полное право, равно как и болгарское правительство имеет право заменить того или иного своего кандидата.

- Какова наша позиция по данному вопросу?

- Здесь наша позиция очень простая и четкая: мы исходим из того, что это суверенное право каждой страны поступать таким образом, как она решит. Мы в это не вмешиваемся. Если они это сделают, то уже тогда мы будем определяться, исходя из того, что будет какой-то новый кандидат.

- Ожидается ли двусторонняя встреча Лаврова с Керри на полях Генассамблеи?

- Этот вопрос прорабатывается. Но в любом случае, конечно, они встретятся, потому что там будет много различных форматов, будет встреча пяти постоянных членов Совета Безопасности с Генсекретарем ООН. Это министерский уровень. Будут еще какие-то другие форматы, так что в любом случае у них, конечно, встреча будет. Что касается отдельной встречи, то этот вопрос пока прорабатывается. У каждого из них напряженный график. Это непростой вопрос с точки зрения согласования времени их участия в других мероприятиях на Генеральной Ассамблее.

- Вы сказали про другие форматы, "нормандский формат" может там собраться?

- Пока он не запланирован.

- А квартет посредников по БВУ?

- "Квартет" по Ближнему Востоку будет – традиционное министерское заседание "квартета".

- Северная Корея. Пока не последовало какой-то жесткой реакции на ядерное испытание КНДР. Это значит, что в ближайшем будущем будут выработаны меры? И что за меры могут быть?

- Меры могут быть в виде очередной санкционной резолюции Совета Безопасности. Можно ожидать, что проект такой резолюции будет подготовлен. Обычно это делают Соединенные Штаты Америки, и нам пока неизвестно содержание возможного проекта. В любом случае то, что будет предложено, должно стать предметом очень тщательного обсуждения с тем, чтобы предлагаемая резолюция и содержащиеся в ней меры были адекватной реакцией на действия КНДР.

- Россия поддержит санкционную резолюцию?

- Мы пока не знаем, как будем голосовать и, как это обычно бывает, наша позиция будет вырабатываться с учетом всех факторов и принимая во внимание содержание этой резолюции. Мы будем активно участвовать в этом.

- "Шестерка" по Ирану может собраться в Нью-Йорке?

- Да, будет и в этом формате встреча. Очевидно, там будет обсуждаться прогресс, достигнутый в выполнении договоренностей по Ирану.

- Иран, по-моему, недоволен тем, что американцы все никак не разморозят денежные счета?

- Эти все вопросы, наверное, будет в центре дискуссии. Это логическое продолжение достигнутых договоренностей и обмен мнениями о том, чего удалось достичь и что еще необходимо сделать, для того чтобы все было реализовано так, как это было записано и задумано.

- Перейдем к спорту. WADA по-моему ведет себя некрасиво. Может быть, это стоит вынести на международный уровень?

- А мы это постоянно выносим. Еще до этого конфликта, который разразился, и до последнего развития событий мы всегда выступали за деполитизацию спорта. И считаем, что спорт не должен быть заложником политических амбиций и политической повестки дня отдельных государств. Спорт должен способствовать сближению народов, укреплению атмосферы дружбы, доверия и партнерства между ними. То, что произошло в последнее время, а именно отлучение от Олимпийских игр паралимпийцев из России - это, конечно, ситуация, которая была доведена до абсурда, к сожалению.

И беспрецедентное ущемление прав атлетов, являющихся людьми с ограниченными возможностями, и, более того, дисквалификация паралимпийцев из-за принадлежности к российской сборной - все это неприемлемые действия, которые мы категорически отвергаем и считаем, что они прямо противоречат одобренным Генеральной Ассамблеей ООН принципам недопустимости дискриминации любого рода в спорте и независимости и автономности спортивных состязаний. Об этом мы будем говорить и в ходе сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

- Может быть, надо настоять на реформе ВАДА?

- Это не дело ООН и Генеральной Ассамблеи, это, скорее, вопрос к другим механизмам и органам, но, если говорить объективно, то, конечно, этот вопрос назрел.
Еще одна важная тема для нас, которую мы будет продвигать в ходе сессии, мы всегда это традиционно делали, будем продолжать этим заниматься и на этой сессии - это проблема недопустимости ревизии итогов Второй мировой войны. Очень важная для нас тема, особенно в год, когда мы будем отмечать 70-летие решений Нюрнбергского трибунала. Все мы знаем, какие итоги были войны, и через какие страдания пришлось пройти нашим старшим поколениям. Поэтому попытки пересмотра результатов Второй мировой войны, глорификация и воспевание нацистских фашистов - все это для нас неприемлемо, поэтому мы будет последовательно вести системную работу, чтобы не предать забвению те жертвы, которые были принесены в ходе Второй мировой войны, и, естественно, не допустить искажения истории. Поэтому эта тема для нас будет продолжать оставаться весьма актуальной и приоритетной в ходе сессии.

Также повышенное внимание уделим проблеме терроризма. К сожалению, несмотря на предпринимаемые усилия, искоренить его не удалось, считаем, что для успеха этой борьбы не должно быть места двойным стандартам, каким-то заигрываниям с террористами в угоду достижения собственных геополитических целей и повестки дня. Только объединенными усилиями на этом направлении при центральной координирующей роли ООН возможно достичь реальных результатов. Иначе будет хаос, беззаконие, насилие, жестокость, что мы реально видим на территории Сирии и в Ираке.

Мы напомним о том, что еще на прошлой сессии президент Российской Федерации Владимир Путин выступил с идеей формирования широкого антитеррористического фронта. С сожалением можно отметить, что пока ее осуществление столкнулось с неготовностью ряда партнеров работать сообща на равноправной основе, но будем продолжать настойчиво этого добиваться. И намерены даже внести соответствующее предложение, которое было бы нацелено на противодействие распространению террористической и экстремистской идеологии. Надеемся на понимание со стороны наших партнеров и поддержку этой инициативы.

Интервью

Глава "Ангара Секьюрити": золотая лихорадка и консолидация - настоящее и будущее рынка инфобеза
Владимир Потанин: только нестандартный ход поможет решить наши проблемы
Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям