Кубок конфедераций-2017
Интервью

Совладелец "Юлмарта": e-commerce может достичь триллионной выручки быстрее, чем X5 и "Магнит"

Дмитрий Костыгин рассказал о том, как компании удалось урегулировать акционерный конфликт и когда онлайн-ритейлер нарастит темпы роста

Совладелец "Юлмарта": e-commerce может достичь триллионной выручки быстрее, чем X5 и "Магнит"
Дмитрий Костыгин
Фото: пресс-служба "Юлмарт"

Москва. 18 апреля. INTERFAX.RU - "Юлмарт" стал первым в России онлайн-ритейлером, выручка которого превысила $1 млрд. По итогам прошлого года она достигла $2,8 млрд, однако выросла компания лишь на 2% по сравнению с 2015 годом. Причиной замедления темпов роста стал акционерный конфликт, который длится больше года. Параллельно с этим "Юлмарт" борется с вереницей исков со стороны кредиторов, с некоторым из них компании удалось договориться о реструктуризации долгов. Мажоритарный акционер "Юлмарта" Дмитрий Костыгин в интервью "Интерфаксу" рассказал о том, как компании удалось урегулировать акционерный конфликт, когда онлайн-ритейлер нарастит темпы роста и как "Юлмарт" намерен разрешить ситуацию со Сбербанком , переговоры с которым зашли "в тупик".

- В начале марта вы подписали рамочное соглашение с миноритарным акционером Михаилом Васинкевичем (владеет примерно 33,5%) о возможном выкупе его доли компанией. Можно ли утверждать, что вы близки к завершению акционерного конфликта?

- Мы договорились с миноритарием, что если найдется новый инвестор, который согласится на условия нашего рамочного соглашения, и если сделку одобрят такие кредиторы как Сбербанк, то либо сама компания, либо новый инвестор - это будет зависеть от определенных условий - выкупят долю миноритария.

- Поступали ли уже предложения о покупке доли?

- Мы активно прорабатываем детали с инвестиционной компанией Da Vinci Capital. Есть еще несколько заинтересованных семейных фондов, называть людей не буду. Менеджеры Da Vinci хорошо компанию знают и разделяют наши взгляды на рынок, на развитие компании. Но я не исключаю, что и другие интересанты могут быстро отреагировать на возможность.

- Есть ли понимание по срокам согласования сделки? От чего это зависит?

- Сейчас мы пытаемся со Сбербанком и другими банками, кредиторами "Юлмарта", понять, какая конструкция сделки их устроит. Думаю, что этот процесс продлится пару месяцев. Скорее всего, к июню будет окончательное решение.

- Во сколько оценивается доля?

- Мы не оценивали стоимость компании. Рамочное соглашение определяет параметры сделки, согласится ли с ними инвестор или нет - одному богу известно. Вопрос подсчетов всегда сложный: с долгом, без долга, при условии конвертации долга в акции, при условии сохранения долга. К тому же, есть кредиты, выданные компании акционерами. На стоимость будет сильно влиять и то, как устаканится ситуация со Сбербанком.

- Как продвигаются переговоры со Сбербанком, совокупный долг перед которым составляет 2,4 млрд рублей?

- К переговорам подключилась Da Vinci. Детали урегулирования во многом зависят от нового инвестора, от того, какие условия его устроят. Но переговоры со Сбербанком, в отличие от остальных кредиторов компании, зашли в тупик, и мы в ближайшее время подадим иск о причинении ущерба. Акционерный конфликт в компании исчерпан, практически со всеми кредиторами удалось договориться об условиях реструктуризации, кроме менеджеров Сбербанка. Они рапортуют наверх, что "идут переговоры", хотя это скорее шантаж или вымогательство: с нас требуют личные поручительства, полные залоги, угрожают отзывом кредита у компании "Рив Гош" (не связанной никакими обязательствами с "Юлмартом", с другим составом акционеров), постоянно голословно обвиняют меня лично в выводе активов, в то время как я их только ввожу - частично погашая кредиты, выкупая задолженность перед поставщиками и т.п.,) и угрожают лично мне уголовным преследованием. Все это очень мешает компании восстанавливать бизнес.

- О каком ущербе идет речь?

- Например, попытки списания денег со счетов, наложения ареста на счета и блокирования денег на счетах. А также угрозы в адрес поставщиков, что продолжение работы с "Юлмартом" может отрицательно сказаться на них.

- Во сколько оцениваете ущерб?

- Не буду комментировать.

(Сбербанк на просьбу прокомментировать претензии "Юлмарта" пока не ответил - ИФ).

- Вы готовы вести переговоры с новым акционером о докапитализации компании, как планировали ранее?

- Мы обсуждаем этот вопрос с потенциальными инвесторами. Сейчас мы с Августом Мейером (партнер Костыгина по "Юлмарту" - ИФ) своими деньгами продолжаем поддерживать и развивать бизнес. Но пока мы не определили окончательную конструкцию с новым инвестором, банком и миноритариями, эти инвестиции - текущий долг, а не акционерный капитал. Как только ситуация стабилизируется, эти долги будут конвертированы в капитал.

- Можете прокомментировать ситуацию с уголовным делом в отношении основателя компании Алексея Никитина и ее бывшего гендиректора компании Сергея Федоринова? Дело заведено по заявлению территориального подразделения Федеральной налоговой службы (ФНС).

- Это история с налогами за 2012-13 годы. Компания оплатила все в полном объеме, выиграла суд, и налоговики вернули нам часть средств. Тем не менее, формально следственные органы посчитали, что в деле есть ответственность руководителя и на тот момент учредителя Никитина. Посмотрим, как они аргументируют это свое решение.

- Какие риски вы видите для бизнеса в связи с этой историей?

- Для бизнеса - никаких, там все уплачено, эти люди в компании не работают, отношения к ней уже достаточно давно не имеют. И сами они, думаю, отделаются легким испугом.

- По итогам прошлых лет "Юлмарт" был убыточен. Удалось ли изменить ситуацию в 2016 году?

- Пока нет, у нас небольшой, но убыток. По выручке показатели практически год к году не изменились. Оборот составил 49,3 млрд рублей, так что выросли немного, на 2%.

- С чем это связано?

- С акционерным конфликтом. Это действительно был сложный для компании период. Весь прошлый год мы, по сути, не могли финансировать деятельность "Юлмарта". Теперь, когда подписано рамочное соглашение с миноритарием, и с банками практически достигнуты договоренности об урегулировании ситуации, у "Юлмарта" начнется светлая полоса. Уже по первому кварталу темпы роста лучше. Я лично считаю, что в электронной коммерции можно достичь триллионной выручки быстрее, чем в случае с X5 и "Магнитом" . Мощности "Юлмарта" уже сегодня рассчитаны на вдвое больший объем продаж.

- Заложен ли в стратегию план по выходу на безубыточность и к какому времени?

- В стратегию заложен переход со старой модели бизнеса на новую. Это касается и ассортимента, и развития маркетплейса, и логистики - всего. И мы уже много чего сделали. Когда откроем собственный логистический комплекс в Домодедово и закроем там старый объект, который сейчас взят в аренду, будет совсем хорошо. По плану это произойдет в 2018 году.

- Соответствует ли сегодняшняя стратегия развития компании нынешним реалиями и не требует ли она корректировки?

- Она даже опережает реалии. У нас есть суперпродукты, которые в Питере покупатели уже оценили, просто, может быть, их в Москве пока не видно. Есть все условия для быстрого роста и удвоения бизнеса в течение ближайшего года.

- Можете пояснить, почему ваша стратегия опережает рынок?

- Например, рынок бытовой техники не растет так, как раньше. У нас диверсификация ассортимента уже произошла еще в 2013 году. По итогам прошлого года снизилась доля продаж компьютеров и бытовой техники, зато увеличилась доля детских товаров, автотоваров и DIY категории. Мы этот сегмент объединили в отдельную категорию "Энергия", его доля в общей структуре выручки около 10%. Быстрее всего росла категория "Дом и сад" (5% выручки по итогам года).

- Вам интересны новые сегменты рынки для роста?

- Скорее, стоит задача масштабировать успешные идеи. Например, развивать категорию одежды и обуви, детских товаров, модели продаж - купоны, флэш-распродажи.

- Планируете расти только органические или рассматриваете возможность приобретения активов?

- Мы больше нацелены на органический рост. В этом году планируем расширение географии собственных пунктов выдачи, в частности, запланированы открытия в Северо-Западном и Центральном регионе - всего более 30 объектов. Но при этом мы рассматриваем и возможность приобретений. На платформе, которую мы строим, можно много чего еще делать. Сейчас можно будет активнее об этом думать.

- Какие у вас планы на сегмент B2B? Вы ранее говорили, что планируете начать полноценную продажу продуктов питания именно для B2B сегмента.

- Потихоньку делаем. На уровне купонов экспериментируем с ритейлерами. Там большие перспективы - прозрачного рынка продуктов питания в онлайне на сегодня нет. Чтобы найти, где можно купить паллету майонеза дешевле всего, предприниматели вынуждены ездить в несколько концов города, обзванивать поставщиков. Даже на сайте Metro вы не можете понять, какое реально количество товара есть в наличии. Доставка, которая есть у ритейлеров, дороговата для мелкого бизнеса. А вопрос эффективной закупки для всех актуален.

- В одном из интервью вы говорили, что в России не существует настоящего маркетплейса. Изменилась ситуация с тех пор?

- Я имел в виду национальный по масштабу маркетплейс. У нас есть фондовая биржа, валютная, товарно-сырьевая, которые, по сути, работают по модели маркетплейса. Но если говорить о маркетплейсе классическом, B2C или С2С, то национального по-прежнему нет. Много есть моментов, которые тому способствовали. Например, банковское законодательство тормозило взаиморасчеты.

- Государство некоторое время назад активно обсуждало создание так называемой "русской Alibaba". Знаю, что вы неоднократно проявляли интерес к идее. Что сейчас происходит с той инициативой?

- Мы заявляем, что если что-то подобное будет создаваться, мы готовы предложить свои идеи и решения. Более того, мы уверены, что без них все равно ничего не получится.

- А вкладываться готовы?

- Так или иначе, мы уже вкладываемся. Потребуется же инфраструктура для исполнения заказов. И подобный масштабный проект нельзя будет реализовать на инфраструктуре "Почты России" или курьерских компаний. Подход к товару требует другой философии.

- Какой именно?

- Товар сильно привязан к покупателю. Скажем, новогодние игрушки нужны ему в ноябре, и сколько не давай скидок, он не станет покупать их в июле. Спрос волнообразный - большинство людей хочет чего-то в какой-то момент и не хочет в другое время. А те же елочные игрушки закупать на заводе в ноябре, когда спрос проявился, поздно. Соответственно, товар должен быть заранее куда-то привезен, размещен, должен быть доступен именно в момент пикового спроса. А значит, инфраструктура хранения товара, его перевалки должна быть принципиально иная, чем у "Почты" или курьерских служб.

Просто перемещение некой коробки по почтовому принципу не обеспечит высокой эффективности процесса. К тому же, у места хранения, которое недоступно для покупателя, экономика тоже плоховата. То есть надо создать еще и интерфейс для продажи - примерочные те же. У покупателя должен быть выбор, как именно он хочет получить товар. Именно такую инфраструктуру мы, собственно, и строим.

- Какие, на ваш взгляд, изменения в плане регуляторики нужны рынку? Как вы оцениваете инициативу вводить НДС для зарубежных площадок?

- Государство особо не вмешивается. Понятно, что регламентированы расчеты - наличные, кассы, чеки, карточки и прочее. А НДС - это неизбежность, не может быть, чтобы кто-то торговал с НДС, а кто-то без. Это мало обсуждается, но я думаю, иностранцам разрешили ввоз товаров без пошлин и без НДС, чтобы развить "Почту России". Это обеспечило ей объем, при этом, в отличие от субсидий, на бюджете нагрузки нет. Страдают только отдельные производители и бизнес в России. Теперь "Почта" более-менее на ноги встала. Поэтому неизбежно, что будет вводиться НДС, а порог ввоза снижаться, просто не так быстро, потому что слишком много заморочек. В этом и парадокс, что на контент ввели НДС с этого года, а на товар - со следующего.

- А как вы решаете вопросы с серым товаром?

- У нас понятные поставщики, мы сами ничего не импортируем. Рынок стал достаточно прозрачный. То есть вертикаль прозрачного рынка перестала стыковаться с черно-серым, там свои каналы сбыта, свои точки. Но если вы будете искать на "Яндекс.Маркете" любую ходовую позицию техники, то скорее всего первыми двумя-тремя позициями у вас вылезут никому неизвестные ребята, которые сами по себе работают.

- Как вы оцениваете законопроект Роспотребнадзора о регулировании товарных агрегаторов?

- Не знаю деталей, но, если будет большая ответственность у агрегаторов, они будут во все контракты вставлять пункт о страховке, наверное. Мне кажется, это в любом случае чуть больше дисциплины и прозрачности внесет во взаимоотношения потребителя и агрегатора.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью
CFO "Мегафона": Мегафон" и Mail.ru - две разные компании, мы не будем их интегрировать<span class="green">CFO "Мегафона":</span>  Мегафон" и Mail.ru - две разные компании, мы не будем их интегрировать
Геворк Вермишян рассказал, почему телеком и интернет нужно рассматривать отдельно друг от другаПодробнее
Глава "Газпром газэнергосети": С одной стороны - сложный рынок, с другой - рост требований "Газпрома"<span class="green">Глава "Газпром газэнергосети":</span>  С одной стороны - сложный рынок, с другой - рост требований "Газпрома"
Дмитрий Миронов рассказал о ситуации на рынках и планах развития компанииПодробнее
Сергей Рябков: отношения РФ-США перегружены нерешенными, застарелыми проблемами<span class="green">Сергей Рябков:</span>  отношения РФ-США перегружены нерешенными, застарелыми проблемами
Замминистра иностранных дел рассказал, какие вопросы будут подниматься на переговорах с его американским коллегойПодробнее
Глава "ВТБ Капитала": рынок акций РФ остается достаточно дешевым по сравнению с другими EM<span class="green">Глава "ВТБ Капитала":</span>  рынок акций РФ остается достаточно дешевым по сравнению с другими EM
Алексей Яковицкий рассказал, какие направления наиболее востребованы у корпоративных клиентов и чего хотят от российских компаний инвесторыПодробнее
Новости в разделах

Фотогалереи

Фотохроника 27 июня6 фото

Фотохроника 27 июня

Болельщики Кубка конфедераций-20179 фото

Болельщики Кубка конфедераций-2017

Фотохроника 26 июня9 фото

Фотохроника 26 июня

"Ночь русского балета" в московском метро6 фото

"Ночь русского балета" в московском метро

Священный месяц Рамадан8 фото

Священный месяц Рамадан

Фотохроника 23 июня5 фото

Фотохроника 23 июня

Лучшие фото недели10 фото

Лучшие фото недели

Открытие Московского международного кинофестиваля8 фото

Открытие Московского международного кинофестиваля

Фотохроника 22 июня6 фото

Фотохроника 22 июня

Поисковая операция на Ладожском озере5 фото

Поисковая операция на Ладожском озере

Прощание с Алексеем Баталовым8 фото

Прощание с Алексеем Баталовым

Церемония открытия Кубка конфедераций9 фото

Церемония открытия Кубка конфедераций

Сборная России на Кубке конфедераций24 фото

Сборная России на Кубке конфедераций

В преддверии Кубка конфедераций8 фото

В преддверии Кубка конфедераций

Акция оппозиции на Тверской улице в Москве9 фото

Акция оппозиции на Тверской улице в Москве

Подготовка к Moscow Classic Grand Prix11 фото

Подготовка к Moscow Classic Grand Prix

Открытие фестиваля "Кинотавр" в Сочи9 фото

Открытие фестиваля "Кинотавр" в Сочи

Последствия урагана в Москве7 фото

Последствия урагана в Москве

Первый полет МС-217 фото

Первый полет МС-21

Закрытие Каннского кинофестиваля9 фото

Закрытие Каннского кинофестиваля

Тренировка сборной России по футболу6 фото

Тренировка сборной России по футболу

Обыски в "Гоголь-центре"5 фото

Обыски в "Гоголь-центре"

Очередь к мощам Николая Чудотворца6 фото

Очередь к мощам Николая Чудотворца

Шанхайский автосалон8 фото

Шанхайский автосалон

Презентация новинок Apple8 фото

Презентация новинок Apple

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes10 фото

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-216 фото

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-21

Фотохроника 21 апреля9 фото

Фотохроника 21 апреля

Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи