ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 07:55

Григорий Карасин: рассчитывать на скорое сближение подходов РФ и США к украинскому урегулированию не приходится

Замглавы МИД рассказал "Интерфаксу" о перспективах украинского урегулирования

Григорий Карасин: рассчитывать на скорое сближение подходов РФ и США к украинскому урегулированию не приходится
Григорий Карасин
Фото: пресс-служба президента РФ/ТАСС

Москва. 25 декабря. INTERFAX.RU - Статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" Веронике Вишняковой о перспективах российской инициативы по размещению миссии ООН в Донбассе, прокомментировал возможность поставок США Киеву летального оружия и оценил возможность сближения подходов Москвы и Вашингтона по украинскому урегулированию, а также рассказал о возможных последствиях милитаризации Грузии и ожиданиях от диалога с Молдавией.

- Каковы перспективы российского проекта по созданию охранной миссии ООН для СММ ОБСЕ в Донбассе в свете недавних заявлений главы МИД Украины Павла Климкина о подготовке Украиной, Германией и Францией собственного проекта резолюции СБ ООН по миротворцам? Ни Россия, ни Украина не готовы идти на уступки. Означает ли это, что вопрос развертывания миссии ООН останется в "подвешенном" состоянии без принятия по нему каких-либо решений в обозримой перспективе?

- Несколько слов о российской инициативе по привлечению сил ООН в Донбассе. Президент России Владимир Путин в начале сентября этого года предложил учредить на юго-востоке Украины миссию ООН по содействию охране СММ ОБСЕ. Суть нашего проекта: ооновские силы должны исключительно обеспечивать безопасность наблюдателей СММ ОБСЕ, которые будут размещены в зоне разведения по обе стороны линии соприкосновения, а также при патрулировании других районов конфликта в соответствии со своим мандатом по выполнению Минских соглашений. Контингент ООН будет введен в зону конфликта после разведения сил и средств сторон. Размещение ооновцев должно быть согласовано с властями как в Киеве, так и в Донецке и Луганске.

Основой урегулирования продолжают оставаться Минские соглашения, а силы ООН будут выполнять вторичную, вспомогательную роль по отношению к СММ (ее мандат не меняется). Сохраняются все существующие переговорные площадки – минская Контактная группа и "нормандский формат".

Эта инициатива идет в русле нашего предыдущего предложения о вооружении СММ ОБСЕ. В этом, кстати, мы пошли навстречу Петру Порошенко, который на каждом углу кричал об угрозах ОБСЕ и ее недостаточной эффективности. ОБСЕ, однако, к этому оказалась не готова. Теперь в Киеве опять недовольны нашей инициативой. Заявляют о якобы преследуемой Россией цели "заморозить" нынешний статус-кво в Донбассе, ограничить деятельность ОБСЕ на Украине и т.п. Требуют размещения масштабной миссии ООН на всей территории юго-востока, прежде всего вдоль границы с Россией. Фактически приписывают ООН роль некой "оккупационной силы". Настаивают на наделении ооновцев широкими полномочиями в области военно-гражданского администрирования. К сожалению, европейские и американские партнеры поддерживают такой подход, который является ничем иным, как ревизией Минских соглашений, их последовательности и в конечном счете похоронит весь минский процесс. Разумеется, с этим мы согласиться не можем.

Надеемся, что украинская сторона займет все-таки конструктивную позицию. Это будет своеобразный тест для Киева с точки зрения определения его подлинных намерений по достижению мира на Украине.

- Глава МИД России Сергей Лавров заявлял о различных подходах России и США к украинскому урегулированию. Каковы перспективы сближения подходов по этому вопросу в рамках формата Сурков-Волкер, когда может пройти их следующая встреча? Насколько решение США о поставках вооружений осложнит этот процесс?

- В условиях растущего в Вашингтоне искушения "наказать Москву" за невыполнение Киевом Минских соглашений рассчитывать на скорое сближение подходов двух стран в вопросах внутриукраинского урегулирования не приходится. Мы не делаем из этого трагедии и продолжаем разъяснять американским партнерам суть нашей позиции по Украине, призываем их искать не в конфронтационном ключе пути преодоления нынешнего кризиса в этой стране. В данном контексте значение имеют контакты помощника президента России Владислава Суркова со спецпредставителем США по украинской проблематике Куртом Волкером, которые уже трижды встречались и не намерены прерывать диалог, позволяющий им вести откровенный и доверительный обмен мнениями. Что касается их новой встречи, то, насколько мне известно, она может состояться в январе будущего года. Ее точные сроки и место проведения будут согласованы по дипломатическим каналам.

Нас не могут не беспокоить участившиеся как в Вашингтоне, так и в Киеве заявления о необходимости поставок на Украину летального вооружения. В нынешней весьма хрупкой ситуации в зоне конфликта его появление способно лишь спровоцировать новый виток напряженности. Нет никакой гарантии, что эти вооружения не попадут в руки тех украинских военнослужащих, кто преисполнен жажды реванша или мечтает устроить новый "блиц-криг" с целью "освобождения" Донбасса. Надеемся, что в Белом доме есть разумные люди, которые понимают, к чему могут привести подобные шаги, и их не допустят, в том числе, чтобы такое оружие через Украину не оказалось в "болезненных" для США точках мира и им не воспользовались бы террористы. Но выбор, в конечном счете, за Вашингтоном. На нем же будет лежать и ответственность за возможные негативные последствия.

- Как вы оцениваете результаты встречи советников лидеров стран "нормандской четверки"? На ваш взгляд, есть ли необходимость во встрече на уровне глав МИД или президентов в обозримой перспективе? Идут ли переговоры об организации подобной встречи? Есть ли вероятность того или иного подключения США к этому формату?

- Начну с последнего вопроса. Президент России Владимир Путин не раз публично говорил, что Россия в целом не возражает против возможного расширения "нормандского формата" за счет подключения США. Однако для этого необходимо согласие всех других участников "квартета". А его пока нет. Кстати, представители самой администрации Дональда Трампа неоднократно заявляли, что не горят желанием становиться полноправными участниками "нормандской четверки". В настоящее время они вполне удовлетворены контактами на уровне Владислав Сурков-Курт Волкер, в ходе которых рассматриваются ситуация с выполнением Минских соглашений и актуальные вопросы урегулирования.

Как известно, больше года назад - 19 октября 2016 года - в Берлине состоялся саммит "нормандской четверки", главным итогом которого стало подтверждение всеми участниками приверженности Минским соглашениям как безальтернативной основе урегулирования, а также необходимости их строгого соблюдения без каких-либо купюр или вольных трактовок. Это служит отправной точкой для согласования алгоритма дальнейших действий по имплементации имеющихся договоренностей. В прошедшее после саммита время советники лидеров стран "нормандского формата" продолжили ранее начатое ими обсуждение баланса между элементами, касающимися безопасности и политики. Согласование соответствующих модальностей идет не так быстро, как бы хотелось. Виной тому отсутствие в Киеве желания выполнять взятые на себя обязательства по Минским соглашениям.

Ситуация в переговорном процессе хорошо известна руководителям России, ФРГ, Франции и Украины. Они не раз обменивались мнениями на этот счет по телефону и готовы к продолжению диалога. Но о проведении нового саммита или очередной встречи на уровне глав МИД "нормандского квартета" речь пока не идет.

- Венецианская комиссия рекомендовала Украине внести поправки в закон "Об образовании". Вместе с тем Киев не готов идти на послабления для русскоязычного населения. Будет ли Москва предпринимать какие-то усилия в этой связи по защите русскоязычного населения?

- Мы разделяем выводы Венецианской комиссии в части того, что принятый на Украине скандальный закон "Об образовании" требует серьезной переработки из-за содержащихся в нем дискриминационных положений, ущемляющих языковые права национальных меньшинств, особенно, русскоговорящего населения. Со своей стороны имеем в виду продолжать целенаправленную работу с нашими зарубежными партнерами в рамках двусторонних контактов, на международных площадках, использовать возможности профильных гуманитарных организаций с тем, чтобы усилить давление на Киев в этом вопросе. Нельзя допустить, чтобы законные права миллионов русскоязычных граждан Украины ущемлялись кучкой киевских националистов.

- Во второй половине января планируется встреча глав МИД Армении и Азербайджана по урегулированию ситуации в Нагорном Карабахе. Какие у Москвы ожидания от этих переговоров? Какие темы стоят на повестке дня, и возможно ли достижение каких-либо прорывных договоренностей?

В октябре 2017 года после длительного перерыва в Женеве при содействии сопредседателей Минской группы ОБСЕ прошел армяно- азербайджанский саммит, посвященный нагорно-карабахскому урегулированию. На нем было условлено интенсифицировать переговорный процесс и предпринять дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на линии соприкосновения конфликтующих сторон. В этой связи сопредседатели провели в ноябре этого года раздельные консультации с министрами иностранных дел Азербайджана и Армении, а в декабре этого года организовали встречу министров в Вене, "на полях" заседания СМИД ОБСЕ. Обсуждались ключевые вопросы урегулирования, по которым к консенсусу пока прийти не удалось. Кроме того рассматривались возможные действия, способствующие деэскалации ситуации в зоне конфликта. Сторонам были переданы конкретные предложения, связанные с расширением миссии наблюдателей ОБСЕ. Министры договорились продолжить разговор по этим и другим вопросам НКУ в январе 2018 года с участием "тройки" посредников.

В России приветствуют активизацию переговорного процесса, включая предстоящую встречу министров, заинтересованы в его результативности. Поддерживаем стремление Еревана и Баку к поиску компромиссных развязок на основе имеющихся наработок. Со своей стороны, вместе с партнерами по сопредседательству в Минской группе будем и впредь оказывать посредническое содействие мирному урегулированию затянувшегося конфликта. Эта единая позиция России, США и Франции была четко сформулирована в Совместном заявлении глав делегаций трех стран на прошедшем в начале декабря этого года в Вене заседании министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ.

- В Москве недавно заявили, что поставка США противотанковых ракетных комплексов "Джавелин" Грузии может подтолкнуть Тбилиси к "новым опасным авантюрам в регионе". Каких именно действий со стороны Грузии опасается Москва? Будут ли приняты предупредительные меры?

Мы не опасаемся Тбилиси, но всерьез озабочены действиями его западных союзников. Кажется, они начисто забыли о том, к чему однажды привела милитаризация Грузии. С момента варварского нападения на Южную Осетию не прошло еще и десяти лет, но в Грузии полным ходом развивается военная инфраструктура НАТО, планируются многомиллионные поставки Тбилиси новейших систем вооружения: французских систем ПВО и американских противотанковых ракетных комплексов, а США приступают к программе боевой подготовки грузинских военнослужащих.

Хотя нынешнее правительство Грузии заявляет, что не собирается нападать на Абхазию и Южную Осетию, Тбилиси по-прежнему уклоняется от подписания с Сухумом и Цхинвалом соглашений о неприменении силы. И нет никаких гарантий, что в оснащенной западным оружием Грузии воинственные подходы к своим бывшим территориям не возобладают вновь. Естественно, мы не оставим наших союзников одних перед лицом возможной агрессии. Но, учитывая присутствие в Грузии НАТО, в этом случае может возникнуть весьма опасная для международной стабильности ситуация.

Поэтому на данном этапе я хотел бы призвать те страны и организации, которые участвуют в милитаризации Грузии, подумать о негативных последствиях своих действий. Мы пристально наблюдаем за этим процессом и соответствующим образом корректируем нашу помощь Абхазии и Южной Осетии в сфере безопасности.

- После победы над ИГИЛ в Сирии террористы стали перебрасывать свои силы в Афганистан. Работаем ли мы со странами Центральной Азии для купирования такой угрозы и учитываем ли этот факт в военном планировании? Насколько надежно защищена граница стран СНГ с Афганистаном? Помогаем ли мы им в укреплении границы?

- Россию и граничащие с Афганистаном государства Центральной Азии не могут не беспокоить процессы, оказывающие непосредственное влияние на вопросы региональной безопасности. Нарастающие угрозы, исходящие из Ближнего Востока, и обострение ситуации в Афганистане диктуют необходимость постоянно совершенствовать оборону южных границ Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана. Вероятность вторжения или проникновения на территорию СНГ вооруженных бандформирований и боевиков международных террористических и экстремистских организаций не сбрасывается со счетов и учтена в Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года.

При поддержке всех государств-членов ОДКБ были созданы Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона с авиационным компонентом (авиабаза в Канте, Киргизия). Впоследствии они были дополнены Коллективными силами оперативного реагирования, Миротворческими и Коллективными авиационными силами. В настоящее время они составляют основу Войск (Коллективных сил) ОДКБ. В рамках ОДКБ сформированы и полноценно функционируют соответствующие органы по противодействию терроризму, наркотрафику, нелегальной миграции. Весомую сдерживающую роль играет расположенная в Таджикистане 201-я российская военная база. Активно работает в этой стране Группа погрансотрудничества ФСБ России.

Кроме того, наша страна оказывает государствам региона военно-техническую помощь в укреплении границы с Афганистаном. Это включает в себя среди прочего подготовку кадров, в том числе в военных заведениях на территории России, методическую поддержку, обмен оперативной информацией, двусторонние программы модернизации вооруженных сил с рядом стран региона. На регулярной основе на территории Таджикистана проводятся совместные тренировки, а также масштабные учения по линии ОДКБ.

- Как вы видите перспективы развития двусторонних отношений России и Молдавии в свете последних недружественных шагов Кишинева в отношении Москвы и с учетом полярных позиций президента Игоря Додона и правительства Молдавии по выстраиванию отношений с Россией?

- Надеюсь, что проверенные временем разносторонние связи между Россией и Молдавией вернутся в нормальное русло. Получать бонусы за счет раскручивания антироссийской кампании – опасная и бесперспективная линия, какая бы партия за этим не стояла. Мы отмечаем все недружественные шаги и даем им соответствующую оценку. Плохо то, что ущерб наносится интересам значительной части молдавского общества.

В Москве по-прежнему за конструктивный диалог со всеми ветвями власти в Кишиневе и активную совместную работу по реализации достигнутых договоренностей. Надеемся на здравый смысл.

Интервью

Владимир Потанин: только нестандартный ход поможет решить наши проблемы
Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе