Интервью

Глава "Победы": если бизнес не может жить без кредитной иглы, дайте ему умереть

Андрей Калмыков рассказал, почему он считает новые правила перевозки ручной клади незаконными

Глава "Победы": если бизнес не может жить без кредитной иглы, дайте ему умереть
Андрей Калмыков
Фото: ТАСС, Михаил Джапаридзе

Москва. 26 декабря. INTERFAX.RU - Генеральный директор авиакомпании "Победа" Андрей Калмыков рассказал в интервью "Интерфаксу", почему он считает новые правила перевозки ручной клади незаконными, из-за кого до сих пор не может спланировать маршрутную сеть на 2018 год, что думает о тарифах "Платова" и нужно ли усиливать контроль рынка после кризиса с "ВИМ-Авиа".

С костюмом - в "Аэрофлот"

- Когда в сентябре "Победа" перестала продавать билеты с условно бесплатным багажом, народ вроде бы "проглотил" - все-таки новый закон распространился на все авиакомпании. Кто-то даже разобрался и понял, что это снизило минимальный тариф. Но ведь вы пошли дальше и с тех пор несколько раз поменяли правила провоза ручной клади. Зачем столько сложностей?

- Закон о безбагажных тарифах вступил в силу в конце сентября, а новые федеральные правила провоза (ФАП) ручной клади начали действие в ноябре. То есть больше месяца мы находились в правовом вакууме, и поэтому работали, как могли.

В тех, правилах, к которым "Победа" пришла в итоге (в салон можно взять любое количество предметов любого веса, но с габаритами 36х30х27 см, все остальное за деньги в багаж - ИФ), ничего сложного нет. Приказ Минтранса обязывает нас брать к перевозке минимум 5 кг бесплатной ручной клади, а Воздушный кодекс говорит, что мы при этом должны учитывать эксплуатационные характеристики самолета. Вот мы и попросили Boeing (у "Победы" 16 Boeing-737-800 NG - ИФ) посчитать нам габариты ручной клади так, чтобы она была безопасно размещена на борту. Под эти габариты мы сделали калибраторы (металлические ящики с габаритами 36х30х27 см, установлены на стойках регистрации "Победы" - ИФ), а весовую норму вообще отменили.

- Да, но сначала за вещи, которые в него не помещались, можно было доплатить, и пронести их в салон, теперь - без вариантов в багаж и минимум за 1 тыс. рублей.

- Во-первых, если оплатить место в багажный отсек заранее на сайте, это стоит 499 рублей - просто смешные деньги. Во-вторых, почему мы отменили платную ручную кладь? Потому что у нас средняя загрузка рейса - 95%, на полках просто нет свободных мест! В-третьих, я вижу статистику продаж: 70% наших пассажиров ничего не докупают, их устраивает наша норма.

Обратимся к практике европейских лоукостеров, например, Ryanair. Все, кто летал ими, знают: первых 80 пассажиров они пропускают с чемоданчиками, потому что столько помещается на полках - у остальных забирают в багажный отсек. И им без разницы, что там у тебя - хрупкие люстры, ноутбуки, произведения искусства... Им просто фиолетово! У нас же регулятор зачем-то вводит сервисные требования. Но это не должно быть задачей регулятора - потребитель должен выбирать, что ему нужно и что не нужно, за что он готов платить, а за что нет.

И потом - почему такие требования не предъявляют, скажем, к автобусам, к такси? Условная бабушка хочет перевезти холодильник и вызывает легковое такси - что ей там скажут? Ей скажут: вызови грузовое такси, бабушка! И никто их не упрекнет в том, что они кого-то в чем-то ограничили!

- То есть перечь предметов в ФАП, которые авиакомпания обязана принять в салон сверх нормы, тоже надо отменить?

- Конечно. Оставить надо только детские люльки, костыли, кресла-коляски - все, что необходимо в полете детям и людям с ограниченными возможностями.

- Что еще, вы считаете, нужно отменить в ФАП?

- Мы считаем, что сам приказ нужно отменить, поскольку он противоречит Воздушному кодексу. В кодексе написано: правила провоза ручной клади устанавливаются на основании эксплуатационной документации воздушного судна. Это означает, что правила должны быть адаптированы под каждый тип судна - не могут быть одинаковые нормы для Boeing-777 и для "кукурузника". Мы написали в Минтранс: "Уважаемый Минтранс! Ваш приказ на основании какой эксплуатационной документации, какого воздушного судна разработан?"

- Ответили?

- Я бы это ответом не назвал.

- Так вы хотите, чтобы Минтранс прописал в правилах нормы под каждый тип самолета?

- Вы понимаете, сколько тогда будет правил? Только конфигураций Boeing-737 больше ста! Это невозможно. Надо оставить только костыли, коляски и люльки, а остальное - на усмотрение авиакомпаний.

Еще раз говорю - уравнивать всех неправильно. У РЖД перевозки падают, а в авиации рост 20%. Почему? Потому, что этот рост на 90% обеспечен безбагажными тарифами. Цены упали, потому что есть возможность выбирать, каждый может заплатить только за то, что ему нужно. Давайте всех уравняем - и рост перевозок исчезнет.

- Тем не менее, сейчас, согласно ФАП, авиакомпании обязаны принимать сверх нормы, кроме колясок и люлек, которые вы перевозите без изменений, и другие предметы. Вы же заставляете заталкивать их в калибратор. С рекомендациями Boeing по габаритам понятно, но как можно, например, запихнуть цветы, не сломав их, или не помять костюм в портпледе?

- У нас он все равно помнется, потому что в салонах гардеробов нет. У "Аэрофлота" есть - так и летайте с костюмами "Аэрофлотом" (MOEX: AFLT)! Но мы не можем для всех быть хорошими, мы работаем для совершенно определенной категории людей. Дайте нам для них работать, мы им нужны!

- Про какую категорию вы говорите?

- Люди, которые хотят путешествовать очень дешево и готовы летать налегке.

- Есть еще пожелания к Минтрансу?

- Надо исключать из тарифа услуги по регистрации. Во всем мире это давно работает.

Нужно уйти от расходов на размещение пассажиров в гостиницах при задержках, которые происходят не по вине авиакомпаний. Что происходит на Западе? Ты приезжаешь в аэропорт, а он закрыт по метеоусловиям - ну, извини, хочешь домой иди, хочешь - здесь сиди. У нас почему-то это на перевозчиков перекладывается. Ну, а мы, естественно, перекладываем в тариф. Мы же знаем, сколько у нас в среднем таких случаев.

- Много денег закладываете?

- Очень много.

- С регулятором это обсуждали?

- Регулятор говорит, у нас социальное государство. А то, что это влияет на тариф, никого не волнует.

Надо определиться: или мы живем в капитализме, или у нас социализм. Если второе - надо оставить один "Аэрофлот", сделать "плоский" тариф, субсидирование и тогда все в шоколаде. А если у нас частное предпринимательство, инициатива, тогда почему такие правила? Ты приходишь в банк и размещаешь свои деньги на свой страх и риск. Так почему с авиакомпаниями по-другому?

Такая корова нужна самому

- По итогам 2017 года перевезете, сколько и хотели?

- Чуть больше: хотели 4,5 млн человек, перевезем 4,6-4,7 млн.

- Финансовых показателей каких ждете?

- Чистую прибыль не могу сказать, выручка будет больше 20 млрд руб.

- К концу 2018 года у вас будет 24 самолета, это в два раза больше, чем по состоянию на октябрь. Пассажиропоток тоже удвоится?

- Это зависит от сети маршрутов. Чем длиннее у тебя "среднее плечо" (расстояние перевозки - ИФ), тем меньше пассажиров в статистику. Что с сетью будет, пока непонятно. Ждем допусков.

- По пессимистичному сценарию сколько планируете перевезти?

- Около 7 млн человек.

- По прибыли какую планку хотите пробить в 2018-м?

- Прибыль? Нам бы получить ее. Цена на топливо растет как на дрожжах, аэропортовые сборы растут, а покупательская способность - нет.

- У вас по-прежнему нулевая кредитная нагрузка?

- Да, и надеюсь, что кредиты нам не понадобятся. Зачем? Наши кредиторы - пассажиры. Они нам платят вперед, этого более чем достаточно. Я не знаю другого бизнеса, где потребители готовы за полгода платить и ждать оказания услуги. Я уверен, что в авиакомпаниях, которые показывают убытки, либо менеджмент - идиоты, либо они что-то "подтыривают". По-другому просто не может быть.

- Говорят, "Россия" собирается уходить из "Внуково" в "Шереметьево". У вас нет планов перебазироваться, например, частично?

- Мы очень довольны "Внуково". Все вопросы здесь решаются очень оперативно.

- Вы до сих пор работаете по стратегии, написанной для "Добролета". Новую вам должна написать BCG...

- Да, конкурс завершился, я как раз на днях подписал договор.

- Судя по конкурсной документации, он вам обошелся в 58 млн руб. А вы еще кого-то будете привлекать в эту работу?

- Нет. Сами BCG могут привлечь, если захотят. Мы ни копейки больше никуда потратить не можем.

- Как думаете, насколько то, что они напишут вам, будет отличаться от нынешней стратегии?

- Кардинально будет отличаться. Во-первых, совершенно разные и временные периоды, и количество воздушных судов. Тогда была стратегия стартапа - теперь это стратегия органичного роста.

- Вы говорили, что в 2018 году хотите войти в пятерку крупнейших российских авиакомпаний. Очевидно, что вы подвинете не "Аэрофлот" и не "Россию".

- Очевидно.

- Есть риски, что с укрупнением "Победы" группа "Аэрофлот" будет занимать больше 50% рынка. А Виталий Савельев, гендиректор "Аэрофлота", говорил, что в этом случае ФАС заставит задуматься о продаже одной из "дочек". Вы не боитесь, что вас продадут?

- Это не наше решение, но, в целом, не боимся. Такая корова нужна самому. И потом - сегодня один у тебя акционер, завтра другой. Это не главное для ведения бизнеса. Хотя, безусловно, поддержка "Аэрофлота" как госкомпании нам очень важна.

- О том и речь. С другим акционером будут другие бизнес-условия.

- Хуже будет или лучше - это не известно.

- Про получение допусков - вы иски к Минтрансу подали из-за отказа в Тбилиси и Стамбуле, а потом сами же отозвали. Вам что-то пообещали за это?

- Конечно.

- Что?

- Больше не отказывать без законных оснований. В итоге председателя межведомственной комиссии вообще заменили. На крайней комиссии из Питера нам выдали кучу допусков - Пиза, Аликанте, Жирона, Кельн.

- В Минск тоже дали, но, говорят, белорусы вас не пустят из-за тарифа, как было до этого с рейсом из Москвы.

- Мы уже получили аккредитацию, работаем над слотами. Весной планируем полететь.

- Сколько вы теряете на одном рейсе в Улан-Удэ?

- Не скажу, но много теряем. Притом, что загрузка там 100%-ная. Для нас это такой социальный проект.

- В "Победилово" (аэропорт Кирова) не хотите вернуть рейсы?

- Нам очень нравится этот рынок - там же до нас никого не было, люди вообще не привыкли к воздушному транспорту, никого не пришлось перевоспитывать. Но насильно мил не будешь.

А пассажиры нам очень нравятся - общаюсь же, приходят письма мне на почту. Пишут, что ценник-то вырос в разы сразу.

- Там недавно сняли гендиректора - может, новый даст приемлемый для вас тариф на обслуживание?

- Пока аэропорт принадлежит не конкретному владельцу, а "мифическому" региону, это маловероятно.

- Про тарифы "Платова" - для вас сделали спецпредложение, скидку?

- В любом договоре есть пункт о конфиденциальности. Мы стараемся коммерческие условия с партнерами не разглашать.

- Когда тарифы вас не устраивают, вы выносите это в публичное поле.

- Когда не устраивают, мы прекращаем летать. И мы просто рассказываем нашим клиентам, почему.

- Летом продолжите полеты в "Платов"?

- Еще не решили. Их тарифы - понятно, почему они такие высокие. Инвесторы вложили очень много денег. Но пассажирам от этого не легче, они же от этого богаче не стали.

На отчетность "ВИМ-Авиа" никто не смотрел

- Вы согласны с Наталией Филевой (совладелица группы S7) относительно сговора на рынке авиатоплива?

- Абсолютно согласен.

- Но она обратилась в Федеральную антимонопольную службу, а вы нет. Почему?

- А смысл? Мы до этого сколько раз обращались... ФАС только ищет сговор на рынке международных систем бронирования. Ну, пусть ищет.

Я не могу понять, почему цена на керосин выросла на 40%. На западе так не выросла, а у нас выросла. Нефть так не выросла...

- Вы следите за обсуждением мер усиления контроля рынка, которые начали готовить после ситуации с "ВИМ-Авиа"?

- Конечно, слежу. Одно могу сказать - за последние годы ни один новый подзаконный акт ничего хорошего не привнес. Хуже делал - лучше нет.

- То есть ничего делать не надо, вы считаете?

- Нет, конечно. Надо исполнять то, что есть. Действующие критерии финмониторинга авиакомпаний (проводит Росавиация - ИФ) в принципе-то неплохие. Другое дело, что на отчетность "ВИМ-Авиа" никто, похоже, не смотрел. Так где гарантии, что после усиления контроля такого не будет? Вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь.

- А как вам идея передать полномочия Росавиации по оценке финсостояния агентству АКРА?

- А зачем его вообще оценивать? В мире такого нет. Там все намного проще: если авиакомпания перестает платить за обслуживание рейсов, аэропорт берет и останавливает обслуживание. Так же с поставщиками топлива. Почему это случилось с "ВИМ-Авиа"? Потому что все аэропорты и ТЗК обязали обслуживать ее в долг. На каком основании? Кто заставлял, пусть и платит.

- Есть еще предложение - заставить авиакомпании, которые резко наращивают парк, отчитываться в ежемесячном режиме.

- Ответственность за предоставление недостоверных сведений в Росавиацию не предусмотрена. Вот за предоставление их в налоговую инспекцию есть - статья Уголовного кодекса 199. Так кто мешает авиакомпании дать неверные данные, а потом сказать, что ошиблись?

- А что думаете про создание фонда поддержки пассажиров проблемных авиакомпаний?

- Его не должно быть в принципе. Должно быть, как в Америке - 11-я глава Кодекса о банкротстве вводит временный запрет на исполнение требования кредиторов, начинается временное управление, которое пытается "вырулить". Компания продолжает текущую деятельность. Если не "выруливает" - то тогда уж будь добр, расплачивайся по долгам.

- Но тогда банки, предвкушая такие перспективы, перестанут кредитовать авиакомпании.

- Еще раз - зачем кредитовать авиакомпании? Если бизнес не может жить без кредитной иглы, это хреновый бизнес - дайте ему умереть.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью

Фотогалереи

Фотохроника 23 мая6 фото

Фотохроника 23 мая

Фотохроника 22 мая7 фото

Фотохроника 22 мая

Цветочное шоу в Челси10 фото

Цветочное шоу в Челси

Фотохроника 21 мая6 фото

Фотохроника 21 мая

Свадьба принца Гарри и Меган Маркл9 фото

Свадьба принца Гарри и Меган Маркл

Крушение Boeing 737 в Гаване7 фото

Крушение Boeing 737 в Гаване

Владимир Путин открыл Крымский мост7 фото

Владимир Путин открыл Крымский мост

"Евровидение-2018"12 фото

"Евровидение-2018"

Гости 71-го Каннского кинофестиваля13 фото

Гости 71-го Каннского кинофестиваля

Парад Победы в Москве14 фото

Парад Победы в Москве

Ежегодный бал Института костюма в Нью-Йорке13 фото

Ежегодный бал Института костюма в Нью-Йорке

Инаугурация Владимира Путина10 фото

Инаугурация Владимира Путина

Акция оппозиции в Москве 5 мая9 фото

Акция оппозиции в Москве 5 мая

Митинг против блокировки Telegram18 фото

Митинг против блокировки Telegram

Фотохроника 20 апреля7 фото

Фотохроника 20 апреля

Нападение в школе Башкирии5 фото

Нападение в школе Башкирии

Финал конкурса "Мисс Россия-2018"8 фото

Финал конкурса "Мисс Россия-2018"

Российские клубы в еврокубках10 фото

Российские клубы в еврокубках

Встреча Пасхи в России8 фото

Встреча Пасхи в России

Ушел из жизни Олег Табаков13 фото

Ушел из жизни Олег Табаков

Mercedes-Benz Fashion Week Russia7 фото

Mercedes-Benz Fashion Week Russia

"Оскар-2018"13 фото

"Оскар-2018"

Российские победители и призеры Олимпиады-201811 фото

Российские победители и призеры Олимпиады-2018

Церемония закрытия Олимпиады-201813 фото

Церемония закрытия Олимпиады-2018

Олимпийские падения13 фото

Олимпийские падения

Ураган на Олимпиаде-20188 фото

Ураган на Олимпиаде-2018

Болельщицы из КНДР в олимпийском Пхенчхане9 фото

Болельщицы из КНДР в олимпийском Пхенчхане

Кто не должен был оказаться в "кремлевском списке"6 фото

Кто не должен был оказаться в "кремлевском списке"

Самые богатые спортсмены всех времен10 фото

Самые богатые спортсмены всех времен

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис10 фото

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes10 фото

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes

МАКС-201718 фото

МАКС-2017

Первый полет МС-217 фото

Первый полет МС-21

Недвижимость
Последние новости