Интервью

Замглавы ФАС: Указ президента увязывает тарифное и антимонопольное регулирование, другие решения мне неизвестны

Анатолий Голомолзин рассказал об усилении контроля на региональном нефтяном рынке

Замглавы ФАС: Указ президента увязывает тарифное и антимонопольное регулирование, другие решения мне неизвестны
Анатолий Голомолзин
Фото: пресс-служба

Москва. 8 августа. INTERFAX.RU - Необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов на топливном рынке России органами государственного регулирования обусловлено отзывчивостью экономики к любым тектоническим движениям в отрасли. Об уроках топливного кризиса, региональных проблемах и тарифной политике в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин.

- Анатолий Николаевич, три года назад прекратила свое существование Федеральная служба по тарифам, ее функции перешли вашему ведомству. Некоторое время назад ряд представителей бизнеса обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой изъять эти полномочия. Как нам стало известно, около месяца назад на эту тему даже прошло совещание под председательством первого вице-премьера - министра финансов Антона Силуанова? Каковы его итоги, и насколько далеко может зайти эта инициатива?

- Решение о передаче функций упраздняемой Федеральной службы по тарифам Федеральной антимонопольной службе было принято указом президента РФ в 2015 году в целях совершенствования государственного управления и контроля для проведения взаимообусловленной политики в сфере антимонопольного и тарифного регулирования.

В конце прошлого года был принят указ президента РФ об основных направлениях конкурентной политики, где подтверждена и усилена направленность тарифной политики как важнейшей составной части конкурентной политики. Я думаю, что это и есть ответ на вопрос. Мне неизвестны какие-либо другие решения на этот счет.

- Но это ведь сейчас обсуждается на том или ином уровне?

- Обсуждать можно, безусловно, любые вопросы, однако руководствуясь при этом базовыми принципами государственной политики.

- А можно ли на это смотреть как на давление? Ведь очевидно, что давление, с которым сталкивается регулятор со всех сторон в вопросе регулирования тарифов на магистральный транспорт газа, как минимум, имеет место. Каким образом вы ищете баланс между свободной дискуссией участников и необходимостью реализации ФАС, как уполномоченным органом, своих обязанностей?

- Суть принятия тарифного решения состоит в обеспечении баланса интересов поставщиков регулируемых товаров и услуг и их потребителей. Естественно, интересы у сторон могут быть прямо противоположными. В ходе принятия тарифных решений они обсуждаются в рамках установленных процедур. По поводу каких-то иных форм давления вы можете высказывать любые гипотезы, это ваше право.

- На сколько и когда будет индексирован тариф на транспорт газа для независимых?

- Вопрос в стадии обсуждения, соответствующее совещание было в правительстве РФ, и он обсуждался, в том числе, в контексте принятия "дорожной карты" во исполнение указа президента РФ по основным направлениям конкурентной политики на 2018-2020 годы. Там речь идет и о совершенствовании тарифообразования. В частности, речь идет о необходимости принятия единой методики по расчету тарифов на газ и для независимых организаций, и для организаций "Газпрома" . Речь идет о необходимости выравнивания условий транспортировки в биржевом сегменте и внебиржевом сегменте.

Понятно, что эти вопросы нельзя отрывать от общих аспектов развития рынка газа, ведь указ прямо говорит о необходимости либерализации сферы продажи газа. Необходимо расширять масштабы биржевой торговли газом, формировать балансирующий рынок газа, совершенствовать правила поставки газа, правила недискриминационного доступа к услугам по транспортировке и распределению газа и др. Соответственно, в этом направлении и идет развитие событий.

- Когда планируется принять окончательное решение по этим тарифам?

- С учетом происходящих обсуждений и в соответствии с установленной процедурой принятия решений на правлении ФАС России.

- В этом году может быть принято?

- Я думаю, что да.

- Еще в апреле было объявлено, что ФАС и Минэнерго договорились об увеличении торговли газом на СПбМТСБ. Принято ли окончательное решение? Будет ли прогресс по этому направлению? Или появились новые разногласия с министерством? Если да, то какие?

- Согласно "дорожной карте" по газоснабжению, подготавливаемой во исполнение указа президента об основных направлениях конкурентной политики на 2018 - 2020 годы, решение по этому вопросу должно быть принято в третьем квартале этого года.

- Давайте вернемся к транспорту, только речь пойдет о нефти. В каком состоянии обсуждение новой методики по тарифам на транспортировку с белорусской стороной?

- Новой методики пока нет, есть рабочее обсуждение о необходимости доработки существующей методики. Сейчас этот вопрос в стадии взаимных обсуждений.

- А что касается транспортировки нефти в Китай через Казахстан: "Транснефть" еще раз поднимала вопрос о компенсации выпадающих доходов за счет снижения тарифов?

- Это решение по изменению тарифов было принято в рамках общего решения по индексации тарифов с уточнениями по отдельным направлениям. Вопрос также обсуждался в правительстве РФ, и с учетом этого обсуждения было принято окончательное решение. Каких-либо иных в последующем обсуждений на эту тему не происходило.

- Согласно распоряжению правительства, в 2018-2020 годах тарифы "Транснефти" должны были индексироваться с коэффициентом 0,9-1 к инфляции. Не выступала ли монополия с предложением изменить этот коэффициент в сторону повышения? Какова позиция ФАС? На сколько "Транснефть" просит увеличить тарифы в 2019 году?

- Есть параметры, которые установлены распоряжением правительства, мы принимаем решение как раз в этих параметрах, исходя из принципа "инфляция минус", конкретные конечные решения уже обусловлены рассмотрением конкретных вопросов и предложений. Мы также предлагаем, чтобы и на следующие периоды регулирования продолжить эту практику установления тарифов для "Транснефти", исходя из принципа "инфляция минус" близко к тем параметрам, на которых сейчас основывалось это распоряжение правительства. В принципе у всех - и ведомств, и компаний - нет расхождений к такому подходу. Мы в данном случае также исходим и из программы долгосрочного развития компаний, и из необходимости достижения баланса интересов с нефтяными компаниями в текущих периодах регулирования.

- То, что произошло весной 2018 года, называют очередным топливным кризисом. Какие выводы были сделаны?

- Ряд факторов повлиял на ситуацию, к ним, в частности, относятся вопросы, связанные с изменением налоговой нагрузки, изменением конъюнктуры цен на внешнем рынке, изменением ситуации, связанной с формированием курса рубля, сезонным фактором и рядом другим факторов, которые влияют на ситуацию. С учетом этих влияющих факторов динамика цен на розничном рынке в первые четыре месяца была такова, что цены менялись с темпами ниже темпов инфляции, но в мае цены стали расти с существенным опережением темпов инфляции. Повлияли на ситуацию, в том числе, оптовые цены.

Среди влияющих факторов наиболее значимым оказался рост акцизов. За последние два года акцизы выросли на бензин примерно в 2 раза, на дизельное топливо - в 2,3 раза. Соответственно, доля, составляющая акцизы в конечной стоимости литра, существенным образом возросла - примерно с 10% до 30% с небольшим. И одной из мер реагирования на эту ситуацию, предпринятых правительством РФ по предложению ФАС России, было как раз снижение акцизов с 1 июня 2018 года (на 3000 рублей по бензину и на 2000 рублей по дизельному топливу) и принятие решения об отказе от ранее запланированного увеличения акцизов с 1 июля 2018 года.

Также ряд предупреждений и предостережений мы выносили в адрес участников рынка. В качестве стабилизирующего механизма воздействия на ситуацию оказалась биржевая торговля, потому что индексы котировок цен на нефтепродукты оказались примерно на 10-15% ниже, чем индикатор цен сопоставимых рынков - так называемого netback. Механизм биржевых торгов позволяет формировать цены, исходя из платежеспособного спроса потребителей, биржевые котировки формируются в сделках с участием независимых покупателей. А компании, которые входят в состав ВИНК, покупают топливо на дополнительной сессии уже по ценам, которые формируются именно с участием независимых покупателей. Это является таким фактором, который оптимизирует и делает более адекватными цены на внутреннем рынке.

- Но почему на пике биржевых цен и стремительного роста розничных ФАС не стала заводить антимонопольные дела, ограничившись предостережениями?

- Потому что механизм антимонопольного законодательства в последние годы существенным образом совершенствовался, и он все больше носит предупредительный характер. Если раньше мы сразу возбуждали дела о нарушениях антимонопольного законодательства, то сейчас закон нас обязывает, прежде чем возбуждать дела, вынести предупреждение или предостережение. Соответственно, мы этим механизмом пользуемся, а компании принимают меры, чтобы не допускать нарушений антимонопольного законодательства в рамках этих институтов - то есть предупреждений и предостережений.

- Все ли компании выполнили требования этих предписаний?

- Безусловно.

- Биржевые цены на нефтепродукты уверенно идут вниз - как оцениваете потенциал этого снижения?

- Как мы с вами уже говорили, на цены влияет множество факторов. Сейчас цены находятся где-то на уровне, близком к апрелю этого года, и, скажем, по бензинам цены в июле 2018 года не очень существенно отличаются от аналогичного периода прошлого года. В этом смысле ситуация достаточно устойчивая, и мы продолжаем мониторить эту ситуацию. Для этого у нас созданы необходимые институциональные предпосылки. Рынок открытый и прозрачный, на регулярной основе не только регулятор, но и все участники рынка - и продавцы, и покупатели - имеют возможность отслеживать динамику изменения цен на рынке. Сохранению устойчивости ситуации на рынке способствует достаточность предложения топлива и на биржевых торгах, и во внебиржевом сегменте, также значительные запасы топлива созданы и по дизелю, и по бензинам, которые превышают запасы, существовавшие на аналогичный период прошлого года, - процентов на 20-30.

- На ситуацию с розничными ценами локально могут также влиять манипулятивные схемы. В настоящее время ФАС рассматривает дело 10 крымских компаний, подозреваемых в цепочке перепродаж топлива. Каковы предварительные итоги его рассмотрения? Что ждет компании?

- Эти дела еще находятся в стадии рассмотрения. Если факты нарушения подтвердятся, предусмотрены санкции в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, в том числе могут быть применены оборотные штрафы. Но говорить о штрафах преждевременно, пока не вынесено окончательное решение по делу.

- ФАС усиливает антимонопольный контроль в регионах? Сообщалось, что в настоящее время ФАС выдано семь предупреждений на рынке нефтепродуктов, возбуждены дела в ряде регионов и направлены рекомендации производителям о соблюдении правил поведения на рынке. Речь идёт о ранее объявленных предупреждениях в адрес ВИНК или это новые предупреждения?

- Речь идет об общем количестве выданных в 2018 году предупреждений и предостережений. Также возбуждено несколько дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Одно из них в центральном аппарате, мы о нем уже говорили. Еще два рассматриваются территориальными управлениями.

- Какие там нарушения и какие компании попали под внимание регулятора? Это сбытовые предприятия ВИНК, независимые сети АЗС, участники мелкооптового рынка? И почему Дальний Восток выделен среди регионов, в которых уделяется пристальное внимание ситуации на топливном рынке?

- Дальнему Востоку и Сибири уделяем особое внимание, потому что там хуже условия по ресурсной обеспеченности и выход в ремонт какого-либо из пяти НПЗ (для сравнения: в оставшейся части страны более двух десятков крупных нефтеперерабатывающих заводов) может создавать проблемы в этих регионах. У нас есть вопросы и к уровню и динамике цен по компаниям, продающим топливо в мелкооптовом звене. Недопустимо, когда при росте цен в крупнооптовом звене цены в мелком опте сразу же начинают расти, а в случае снижения цен в крупном опте соответствующее снижение в мелком опте происходит с существенной задержкой по времени. Если в других регионах страны в результате мер, принимаемых для улучшения ситуации в крупном опте, маржинальная доходность АЗС уже превышает уровни прошлого года, то в Сибири и на Дальнем Востоке пока ситуация у независимых АЗС более сложная. В деталях разбираемся в ситуации и ее улучшаем, провели серию совещаний со всеми компаниями этого региона, в том числе с выездом на место.

- Согласно протоколу Биржевого комитета от 20 июня и 4 июля: нефтяным компаниям - Антипинский НПЗ, ФортеИнвест, ТАИФ-НК, Нефтегазхолдинг, Татнефть, Русснефть и др. в срок до 29 июня рассмотреть вопрос о внедрении торговых практик реализации нефтепродуктов, а также обеспечить продажу светлых нефтепродуктов на бирже. Какие компании уже выполнили это поручение?

- Вопрос внесения изменений и дополнений торговых политик компаний, касающийся именно выравнивания условий ценообразования в мелком и крупном опте, находится в стадии рассмотрения.

Что касается требуемых объемов продаж на бирже и во внебиржевом сегменте, то они обеспечиваются по федеральному оптовому рынку в целом. При этом с каждой конкретной компанией проводится конкретная работа. Если возникает необходимость в принятии мер антимонопольного реагирования, то информация об этом сразу же становится доступной.

- Если позволите, предлагаю немного затронуть сегодня и сферу IT, которую в рамках антимонопольного законодательства вы среди прочего курируете. Некоторое время назад в ряде СМИ сообщалось, что ФАС предлагает обязать производителей смартфонов и компьютеров предустанавливать российские приложения. Разве не это, к примеру, стало причиной для разбирательств с Google? Почему антимонопольный орган предложил такое решение? Это такой же лоббизм - только в этом случае национальных компаний? И что будет с потребителями? Неужели это не повысит стоимость устройств для конечных потребителей?

- Во-первых, то о чем вы говорите, предусмотрено "дорожной картой" по развитию конкуренции в сфере IT, это одна из составных частей общей "дорожной карты", которая принята во исполнение Национального плана по развитию конкуренции, утвержденного ранее упомянутым указом президента РФ в конце прошлого года. Эта "дорожная карта" появилась, в том числе, с учетом опыта рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Впрочем, нужно заметить, что дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с установленным порядком, как правило, по заявлениям компаний, чьи интересы и законные права были нарушены вследствие ограничения конкуренции. В дорожной же карте речь идет не только и не столько о защите конкуренции, речь идет о развитии конкуренции. "Дорожная карта" предполагает в развитие конкуренции разработку соответствующих правил игры, расширение добросовестных практик и соответствующие мероприятия в ней прописаны.

Предполагается, что будет создана рабочая группа по продвижению соответствующих мероприятий "дорожной карты", они будут реализовываться в течение трех лет - какие-то раньше, какие-то позже. Участники рынка с большой заинтересованностью относятся к этим нашим инициативам - это касается и компаний, и потребителей. В этом смысле ситуация, как учит классика конкурентного законодательства, - win-win, то есть то, что дает эффект абсолютно всем вовлеченным в этот процесс заинтересованным лицам.

- Все только выиграют - эти слова так или иначе звучали в рамках сделки по слиянию "Яндекс.Такси" и Uber. Закрыта она была 7 февраля, а предписание, выданное ФАС, предусматривало их выполнение в срок 6 месяцев с этой даты. Как повела себя компания? Выполнены ли они в полном объеме?

- Все мероприятия, которые были установлены предписанием, исполняются. Кроме того, мы дополнительно мониторим ситуацию с учетом масштабов этой сделки, и с учетом общего интереса, который имеется на рынке, а также с учетом необходимости достижения тех целей, которые были заявлены при этой сделке, и соразмерности выгод, которые должны получить все те, кто пользуется в конечном счете услугами этих агрегаторов. Речь идет и об организациях такси, речь идет и о потребителях.

Поэтому мы эту ситуацию мониторим, соответствующие запросы направляем при необходимости. Поэтому этот сегмент относится к сегменту нашего пристального внимания. Мы, в частности, эти вопросы будем обсуждать и с нашими коллегами. В сентябре состоится День конкуренции, который пройдет в Сочи. В рамках этого мероприятия состоится заседание международной рабочей группы. Это будет один из вопросов, которые мы будем обсуждать с нашими зарубежными коллегами. Поскольку это процесс представляет интерес как для России, так и для СНГ, для многих других стран в мире, мы обменяемся по этому вопросу мнением с нашими коллегами.

- Кто будет, помимо ФАС, среди участников мероприятия?

- Речь идет об антимонопольных органах очень многих стран мира. В частности, БРИКС, СНГ, западных стран, развитых и развивающихся стран - то есть это традиционные участники заседания нашей международной рабочей группы. Также участвуют и ассоциации экономистов и юристов - тех, кто специализируется в этой сфере.

Интервью
Глава "Вертолётов России": модернизированный "Ночной охотник" отличают повышенная маневренность и огневая мощьГлава "Вертолётов России":  модернизированный "Ночной охотник" отличают повышенная маневренность и огневая мощь
Андрей Богинский рассказал о новейших разработках винтокрылых машинПодробнее
Гендиректор "ВПК": танк на колесах получит мощное оружиеГендиректор "ВПК":  танк на колесах получит мощное оружие
Александр Красовицкий рассказал о новинках, которые представит "ВПК" на форуме "Армия-2018"Подробнее
Денис Мантуров: Спрос на российское вооружение в мире постоянно растетДенис Мантуров:  Спрос на российское вооружение в мире постоянно растет
Глава Минпромторга РФ рассказал о состоянии дел и перспективах российской оборонки в условиях санкций и снижения ГОЗаПодробнее
Новый глава Гидрометцентра: волка ноги кормят, надо ориентироваться на потребителяНовый глава Гидрометцентра:  волка ноги кормят, надо ориентироваться на потребителя
И.о. директора учреждения Дмитрий Киктёв рассказал о неравной борьбе российских метеорологов с Google и IBM, кадровых проблемах и пообещал бабье летоПодробнее

Фотогалереи

Фотохроника 21 августа7 фото

Фотохроника 21 августа

Празднование Курбан-байрама в Москве7 фото

Празднование Курбан-байрама в Москве

Фотохроника 20 августа6 фото

Фотохроника 20 августа

Путин на свадьбе главы МИД Австрии8 фото

Путин на свадьбе главы МИД Австрии

Лучшие фото недели10 фото

Лучшие фото недели

Фотохроника 16 августа7 фото

Фотохроника 16 августа

Ушла из жизни Арета Франклин10 фото

Ушла из жизни Арета Франклин

"Марш матерей" в Москве10 фото

"Марш матерей" в Москве

Празднование Дня ВДВ10 фото

Празднование Дня ВДВ

Фестиваль "Архстояние-2018"7 фото

Фестиваль "Архстояние-2018"

Финал чемпионата мира-201812 фото

Финал чемпионата мира-2018

Плей-офф ЧМ-2018: лучшие кадры15 фото

Плей-офф ЧМ-2018: лучшие кадры

Трусы вверх!8 фото

Трусы вверх!

Россия празднует победу сборной13 фото

Россия празднует победу сборной

Сборная России вышла в 1/4 финала ЧМ9 фото

Сборная России вышла в 1/4 финала ЧМ

День мертвых в Москве5 фото

День мертвых в Москве

Празднование Ураза-байрама в Москве7 фото

Празднование Ураза-байрама в Москве

Россия - Саудовская Аравия8 фото

Россия - Саудовская Аравия

"Евровидение-2018"12 фото

"Евровидение-2018"

Гости 71-го Каннского кинофестиваля13 фото

Гости 71-го Каннского кинофестиваля

Ежегодный бал Института костюма в Нью-Йорке13 фото

Ежегодный бал Института костюма в Нью-Йорке

Ушел из жизни Олег Табаков13 фото

Ушел из жизни Олег Табаков

Кто не должен был оказаться в "кремлевском списке"6 фото

Кто не должен был оказаться в "кремлевском списке"

Самые богатые спортсмены всех времен10 фото

Самые богатые спортсмены всех времен

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис10 фото

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes10 фото

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes

МАКС-201718 фото

МАКС-2017

Первый полет МС-217 фото

Первый полет МС-21

Недвижимость
Последние новости