ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:43

Решение о выдворении раввина Приморья несправедливо, и мы обжалуем его в вышестоящих инстанциях

Суд в Приморском крае удовлетворил иск регионального отделения Федеральной миграционной службы РФ о выдворении из страны гражданина США раввина Исроэля Зильберштейна. О том, как еврейская община восприняла это решение и что намерена предпринять, в интервью "Интерфаксу" рассказал главный раввин России Берл Лазар

Решение о выдворении раввина Приморья несправедливо, и мы обжалуем его в вышестоящих инстанциях
Решение о выдворении раввина Приморья несправедливо, и мы обжалуем его в вышестоящих инстанциях
Фото: ИТАР-ТАСС

Суд в Приморском крае удовлетворил иск регионального отделения Федеральной миграционной службы РФ о выдворении из страны гражданина США раввина Исроэля Зильберштейна.

О том, как еврейская община восприняла это решение и что намерена предпринять, как этот и ряд других аналогичных случаев могут отразиться на восприятии России на международной арене и почему приходится приглашать для работы в страну зарубежных раввинов, в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал главный раввин России Берл Лазар.

- Как Вы восприняли новость о выдворении главного раввина Приморья?

- Судебное решение о высылке раввина из России по иску Федеральной миграционной службы - без сомнения, факт беспрецедентный. Еврейская община привыкла к тому, что в нашей стране власти уважают традиционные религии, по мере возможности способствуют восстановлению духовности и национальных культур. Не думаю, что этот курс меняется, что владивостокский прецедент знаменует возвращение к политике репрессий против верующих евреев. Но, к сожалению, это не первый случай, когда власти на местах предпринимают действия, невольно заставляющие вспоминать о "советском" отношении к еврейскому вопросу. Аналогичные проблемы были недавно в Ростове, где местное ГУВД под надуманными предлогами выслало из страну двух раввинов. Истории разные, но просматривается сходная техника действий исполнительной власти на региональном уровне: чиновники под формальными предлогами, используя псевдоправовую казуистику, отказывают еврейским духовным деятелям в возможности работать с верующими.

- Но зачем, с Вашей точки зрения, это местным чиновникам надо?

- Это вопрос не ко мне - эти господа, как вы понимаете, со мной не делятся своими мыслями. Я могу сказать только одно: они ведут опасную игру. Сейчас в нашей стране и без того много проблем, федеральная власть старается сплотить общество перед лицом кризисных тенденций, страна нуждается в духовной поддержке, а такие вот попытки перекроить религиозную карту России, спровоцировать межнациональную напряженность работают на цели, прямо противоположные политике государства. Кроме того, в международных СМИ эта история уже получила огласку, и, естественно, не в пользу России. Как вы помните, в свое время обвинения в государственном антисемитизме стали одной из важных причин экономической изоляции Советского Союза. Я не знаю, ставят ли перед собой инициаторы таких антисемитских акций, как высылки еврейских религиозных деятелей, столь далеко идущие цели, но мне бы очень не хотелось, чтобы за рубежом говорили о нашей стране в тех же терминах, в каких когда-то говорили об СССР.

- Что Вы намереваетесь делать в сложившейся ситуации?

- Обращусь к Общественной палате, обращусь в Межрелигиозный совет, буду просить все властные структуры на федеральном уровне дать оценку случившегося и, соответственно, некий вектор действий местным властям. Что касается судебного решения - мы считаем его несправедливым и, разумеется, подадим кассацию в вышестоящие инстанции. Надеюсь, на федеральном уровне законность возьмет верх. Что же касается Исроэля Зильберштейна - срок его визы истекает, так что он в любом случае должен был покинуть Россию. Но мы будем оформлять для него рабочую визу, потому что действительно хотим видеть его раввином в одной из наших общин. Это очень образованный человек, пользующийся заслуженным авторитетом в религиозных еврейских кругах. Для нас было бы большой удачей, если бы он мог работать с нами.

- А почему вообще вы приглашаете раввинами в еврейские общины иностранцев?

- А потому, что за четыре поколения коммунистической власти в СССР еврейская религиозная жизнь была разгромлена. Людей ссылали в ГУЛАГ только за то, что они учили Тору. Да, мы делаем все, чтобы подготовить свои кадры религиозных авторитетов, но для этого потребуется очень много времени. Любой верующий человек, к какой бы религии он ни принадлежал, скажет вам, что недостаточно только иметь образование, чтобы быть духовным лидером. Нужна еще традиция, получаемая от родителей, от дедов и прадедов, а у нас эта преемственность была насильственно пресечена. Вот и приходится приглашать людей из общин, которые не пережили такого разгрома. Потому что общины растут быстро, жажда возвращения к корням, к традиционной духовности огромна - своих раввинов пока не хватает. Россия является правопреемницей СССР и несет обязанности перед верующими исправить те несправедливости, жертвами которых религиозные общины становились в ХХ веке. На федеральном уровне это прекрасно понимают и действуют соответственно. На уровне региональном кое-где не понимают или не считают нужным понимать. Мне все-таки хотелось бы надеяться, что государственный подход возьмет верх.

Интервью

Глава "Ангара Секьюрити": золотая лихорадка и консолидация - настоящее и будущее рынка инфобеза
Владимир Потанин: только нестандартный ход поможет решить наши проблемы
Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям