ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Оборот нелегальной продукции на потребительском рынке РФ вырос в 3 раза за 5 лет, до 2,5 трлн рублей

Оборот нелегальной продукции на российском рынке вырос за пять лет почти в три раза. Тренд на рост сохраняется, чему способствует неблагоприятная ситуация в экономике и снижение реальных располагаемых доходов населения.

Оборот нелегальной продукции на потребительском рынке РФ вырос в 3 раза за 5 лет, до 2,5 трлн рублей
Фото: ИНТЕРФАКС

Москва. 21 декабря. ИНТЕРФАКС - Оборот нелегальной продукции на российском рынке вырос за пять лет почти в три раза. Тренд на рост сохраняется, чему способствует неблагоприятная ситуация в экономике и снижение реальных располагаемых доходов населения.

"С начала 2000-х у нас шло постоянное снижение нелегальной продукции, в том числе потому что законодательство было самым серьезным образом изменено, активность правоохранительных, таможенных органов нарастала. К сожалению, с 2009-2010 года, когда кризис стал ощущаться, мы опять видим, что это (доля нелегальной продукции) пошло вверх", - сказал исполнительный директор НП "Русбренд" Алексей Поповичев на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в среду.

По данным исследования, которое провела "Высшая школа экономики" по заказу "Русбренда", доля контрафакта по семи товарным категориям составила 15% от оборота розничной торговли. В общем обороте розничной торговли в России в 2015 году на нелегальную продукцию пришлось 9%, или 2,5 трлн рублей.

В 2009 году оборот нелегального рынка оценивался в 910 млрд рублей, или 6% рынка розничной торговли. Таким образом, за пять лет этот показатель вырос в 2,8 раза.

Категории, которые обследовали эксперты ВШЭ, - продовольственные товары, алкогольная продукция, парфюмерия и косметика, изделия легкой промышленности (включая спортивную одежду и обувь), табачные изделия, предметы личной гигиены, чистящие и моющие средства.

По оценке экспертов, самая большая доля нелегальной продукции - на рынке водки и ликероводочных изделий: около 40%. В категории товаров легкой промышленности на нелегальную продукцию приходится 35%, в парфюмерии и косметике - 20%, в продовольственных товарах - 10%, в товарах личной гигиены, категории чистящих и моющих средств - по 5%. На рынке табачных изделий на долю нелегальной продукции приходится 4%.

На эти семь категорий приходится около 60% оборота розничной торговли в России.

Тренд на рост доли нелегального рынка сохраняется, в 2016 году его доля вырастет, считает первый проректор ВШЭ Вадим Радаев. "Еще есть резервы для роста. Конечно, такой ситуации, как в 90-е годы, мы достичь не сможем, потому что есть противодействующие факторы", - отметил он.

При этом "порогом чувствительности" является доля нелегальной торговли в 3-5%, для некоторых рынков этот порог еще ниже. Например, крупные табачные компании начали беспокоиться, когда доля нелегальной продукции достигла 1-2%, отметил В.Радаев. По его словам, дело не только в прямых потерях легальных производителей, но и в ущербе для брендов: покупатель может потерять лояльность к бренду, подделку которого он приобрел.

Одной из предпосылок развития нелегального рынка алкоголя и табака является ускоренное повышение акцизов, которое ведет к росту потребительских цен и падению продаж легальной продукции на фоне экономического кризиса.

По оценке экспертов, главными каналами реализации нелегальной продукции остаются небольшие магазины, открытые рынки и места уличной торговли. Рост доли сетевой торговли способствует снижению оборота нелегальной продукции, в то же время развивается тенденция по ее перемещению в интернет-магазины.

Пресс-центр

Фотогалереи