ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 21:51

Искусство вопреки!

Музей Леопольда представляет австрийскую живопись 1914 - 1918 годов

Искусство вопреки!

Художников Шиле, Эггер-Линц, Колиг приветствует современное искусство Дмитрия Гутова и других мастеров

Спустя сто лет после выстрелов, прозвучавших в Сараево, музей Леопольда обращается к судьбам австрийских художников, творивших в военные 1914 – 1918 годы, и посвящает им увлекательную всеобъемлющую выставку, состоящую из 280 произведений искусства. Идейным вдохновителем выставки стал исполнительный директор музея Леопольда Петер Вайнхойпль (Peter Weinhäupl). Для него данный показ, курируемый Штефаном Кутценбергером (Stefan Kutzenberger), Иваном Ристичем (Ivan Ristić) и Элизабет Леопольд (Elisabeth Leopold), является «межпрофильным проектом», который рассматривает фонд собрания музея Леопольда с точки зрения первой мировой войны, представляет произведения искусства в новом контексте, позволяя, тем самым, современникам критически взглянуть на данную тематику.

Современные художники из бывших стран-противников

Армия «К.у.К.» воевала на фронтах первой мировой войны в основном с Италией, Румынией, Россией и Сербией, поэтому музей Леопольда пригласил художников из этих стран, чтобы они представили свое, современное видение «Великой войны». Куратор выставки Иван Ристич: «Эта выставка не делает поучительных выводов. Вместо этого мы пытаемся создать дискурсивную связь с современностью».

Дмитрий Гутов: Критика Ленина, направленная на империалистическую войну

Работа русского художника Дмитрия Гутова (родившегося в 1960 г. в Москве) представляет собой цитату его любимого автора, вождя революции Владимира Ильича Ленина, который, как оказалось, был пацифистом: на экране мелькают кадры с критическим высказыванием Ленина об «империалистической войне» в черно-белом изображении: «Революционный класс в реакционной войне не может не желать поражения своему правительству». Гутов: «Многие страны были вовлечены в эту войну. Я хотел бы, чтобы на этой выставке данное высказывание Ленина было представлено на языках всех этих стран. Последовательность языков должна соответствовать хронологическому порядку вступления стран в войну: Австро-Венгрия, Сербия, Германская империя, Россия, Франция, Бельгия, Великобритания, Черногория, Япония, Османская империя, Италия, Сан-Марино, Болгария, Португалия, Румыния, Куба, Боливия, Греция, Сиам, Либерия, Китай, Перу, Уругвай, Бразилия, Эквадор, США, Панама, Гватемала, Никарагуа, Коста-Рика, Гаити, Гондурас».

«Кровавое крещение», бегство и возрождение, следы от ран на бывших полях сражений

Сербский художник Раша Тодосиевич (Raša Todosijević) представляет свой полурелигиозный подход к теме войны. Его инсталляция «Кровавое крещение» (Blutige Taufe) олицетворяет собой крест, собранный из ванн, со следами крови. Гора из чемоданов, расположенная под ним, символизирует Голгофу сербов и напоминает о войне, изгнании и возрождении нации после войны. Тодосиевич: «Наш сербский флаг развевается сегодня гордо, несмотря на трагические события, потрясшие наш народ и нашу страну в недавнем прошлом. Мы, сербы, дорожим не только общими успехами, такими как победы в восстаниях и войнах против Османской империи, успехи в Первой мировой войне, а также в революционной борьбе против нацизма или уничтожение американского самолета-невидимки, но и, прежде всего, отдаем дань личным достижениям».

В центре внимания рисунков углем, нанесенных in situ прямо на стенах выставочных залов музея, румынской художницы Ралука Попа (Raluca Popa) находятся такие понятия, как бегство и возрождение. Как и герой романа Томаса Манна Ганс Касторп, который по литературному замыслу автора сбегает из санатория, безопасного мира "Волшебной горы", художница вспоминает о похожих личных поступках, совершенных в условиях реальной войны: отчаянное бегство солдат румынского происхождения из рядов армии «К.у.К.» и их переход на сторону румынских войск. Попа: «В своей работе я уделяю особое внимание непосредственно тому пути, на который ступает солдат».

Фотограф из Италии Паола Де Пьетри (Paola De Pietri) представляет на своих проникновенных фотографиях горные ландшафты вдоль реки Соча (Isonzo), которые некогда были местами ожесточенных сражений. Окопы и взорванные скалы являются немыми свидетелями тех давних ужасных событий. Де Пьетри: «Как и все, я изучала историю Первой мировой войны в школе, и, как и многие мои сверстники, слышала разговоры моей семьи об этом. Впервые в истории военные столкновения начались на немыслимых горных высотах, где жестокость сражений дополнялась беспощадностью природных условий. Фотографии, сделанные в карстовом ландшафте и в Альпах вдоль австрийско-итальянской линии фронта, свидетельствуют о стирании следов войны. Сегодня в этих местах находятся зоны отдыха, но следы от ран, тем не менее, все еще видны».

Ковер из солдат, «Сараево’84», «Бог, император и отечество»

Австрийские современные художники также вносят свой весомый вклад в выставку: Вероника Драйер (Veronika Dreier) из бесчисленных фигурок игрушечных солдат создала ковер, Франц Капфер (Franz Kapfer) своей инсталляцией «Бог, император и отечество» (Gott, Kaiser und Vaterland), состоящей из элементов, заимствованных у памятников Габсбургского периода и сделанных из дешевых материалов, критикует показной патриотизм тех времен. Марко Люлич (Marko Lulić) своей инсталляцией в виде надписи «Сараево´84» на фасаде музея заставляет задуматься о символике слов и цифр года, которые олицетворяют собой связь между выстрелами в Сараево в 1914 году, олимпийскими играми в 1984 году, а также осадой города в 90-е годы и сегодняшним днем.

Шиле – Эггер-Линц – Колиг: трое из девяти миллионов

В центре внимания выставки находятся судьбы Эгона Шиле, Альбина Эггера-Линца и Антона Колига. Среди миллионов австрийских солдат, воевавших на фронтах Первой мировой войны, они представляли собой то небольшое меньшинство, обреченное на исчезновение. Однако именно их произведения являются отображением той трагической судьбы всех солдат, а также конфликта между приказами сверху, т.е. в рамках своей деятельности в отделе пропаганды военного командования, и собственным творчеством, основанным на исконной тяге к искусству.

«Выставка австрийской живописи» – Стокгольм, 1917 г.

В 1917 году в Стокгольме, на нейтральной территории, состоялась масштабная выставка достижений австрийского искусства под названием «Выставка австрийской живописи». Тогда было представлено 600 произведений, из них 240 картин маслом, скульптур и графических рисунков высочайшего качества, которые представляли собой значительный пласт произведений искусства Австрии того времени. Штефан Кутценбергер: «Во время практически бесконечных боев, когда на южном фронте как раз бушевало одиннадцатое сражение в районе реки Соча, Австрия представляла себя в выставочном зале Лильевальс (Liljevachs Konsthall) в качестве миролюбивой нации с богатой культурой».

Эггер Линц: «железная поступь судьбы»

Альбин Эггер-Линц записался добровольцем на фронт в 1915 году, еще до вступления в войну Италии. Однако он вскоре был уволен из-за болезни сердца. Эггер-Линц размышлял на итальянском фронте о «железной поступи неотвратимой судьбы». Будучи официальным членом группы художников отдела пропаганды военного командования армии «К.у.К.», Эггер-Линц в 1916 году рисовал картины на южном фронте, а позднее, в основном, в своей студии. Его картина «Финал» является важным выводом о бессмысленности войны.

Эгон Шиле: тяжелейшие дни моей жизни

Эгону Шиле не пришлось побывать на фронте. И, тем не менее, он сопереживает судьбе солдата: «Теперь я солдат и пережил 14 тяжелейших дней в моей жизни», – пишет Шиле в 1915 году во время военной подготовки. Во время своей воинской службы он рисовал портреты русских военнопленных в лагере для пленных в нижнеавстрийском городе Мюлинг под Визельбургом, а также военачальников. Свою симпатию чужеземному он выразил в одном из своих писем: «В любом случае, я больше симпатизирую противной стороне, т. е. нашим врагам – их страны намного интереснее, чем наша, там, действительно, есть свобода и больше мыслителей, чем у нас».

Антон Колиг: я рисую среди больших лишений

«Я рисую среди больших лишений», – пишет Антон Колиг в 1916 году с полей военных сражений. В этот период он создает в основном портреты офицеров, а также военнопленных. Он сознает, что результаты его работы не могут служить искусством пропаганды. Однако ему удается создать заметные, с точки зрения искусства, произведения такие, как зарисовка «Полевая операция» (Feldoperation). Лишь в 1917 году Колиг официально призывается на службу в отдел пропаганды военного командования, где ему поручается рисовать природные ландшафты, что он и делает, запечатлевая разрушенные ландшафты полей сражений.

Выставка «Искусство вопреки!» с 9 мая по 15 сентября

На выставке представлены картины, работы на бумаге (рисунки, печатная графика, плакаты), а также исторические фотографии, автографы, документы и киноматериалы. Для выставки был выпущен подробный каталог на немецком и английском языках. Подробную информацию см. на www.leopoldmuseum.org

Маг. Клаус Покорны (Mag. Klaus Pokorny)
Пресса/связи с общественностью
Музей Леопольда – частный фонд
Tел. 0043 1 525 70 – 1507
presse@leopoldmuseum.org
www.leopoldmuseum.org

Журнал «Der Ruf» (Специальный номер «Война», ноябрь 1912г.) с автопортретом Эгона Шиле, сделанным в 1910 г., 1912 г.
Magazine »Der Ruf« (special edition »War«, November 1912)featuring a 1910 self-portrait by Egon Schiele
Типографская печать, в переплете 22,8 × 14,8 см / Letterpress
Частная коллекция / Private collection

ДМИТРИЙ ГУТОВ, 1960 г.р. (РУС) Посмотри на буржуазию глазами Ленина, 2007/ View the Bourgeoisie through Lenin’s Eyes, 2007 Фотография с коллажем и росписью/Photograph, collage and colour Частная коллекция / Private collection  

ПРЕСС-РЕЛИЗ. Материал публикуется на коммерческих условиях.
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.
Размещение пресс-релизов
ЗАЯВКА НА РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕСС-РЕЛИЗОВ Если вы хотите опубликовать ваш пресс-релиз на нашем сайте, заполните пожалуйста эту форму.
Наши сотрудники свяжутся с вами.
Captcha не менее 10 символов

Пресс-релизы

Фотогалереи