ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 21:43

Он слишком много знает

Пользователи Facebook протестуют против того, что популярная сеть не предпринимает почти никаких мер для того, чтобы защитить данные о своих участниках, и призывают недовольных закрыть свой аккаунт

Он слишком много знает
Фото: Reuters

Москва. 31 мая. INTERFAX.RU – В Интернете очередная акция протеста. На этот раз взбунтовались пользователи популярнейшей социальной сети Facebook, недовольные ее политикой безопасности. "Скажи Фэйсбуку "прощай!", "Удалите свой аккаунт!", - такими призывами пестрят результаты поисковых запросов и ленты конкурирующих сетей (Twitter, MySpace и т.д.).

Как заявляют канадские программисты Мэтью Милан и Джозеф Ди – зачинщики "беспорядков" и создатели тематического сайта quitfacebookday.com - Facebook знает о своих участниках слишком много, при этом практически ничего не делая для защиты этой информации. Об этом свидетельствует и результат эксперимента британских журналистов, которые создали простенькое приложение для сети, маскирующееся под онлайн-игру и позволяющее составить практически полное досье на пользователя, его скачавшего (более того, и на его друзей тоже). Номера телефонов, адреса, фотографии, хобби, круг знакомств – все, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Facebook в последнее время и вправду открывал все больше информации о своих пользователях. Так, еще совсем недавно сеть предоставляла рекламным агентствам возможность видеть данные человека, "кликнувшего" по их баннеру (правда, через какое-то время это все же прекратилось). Еще один пункт в списке претензий – это факт запуска сервиса Open Graph, благодаря которому социальные сети могут обмениваться друг с другом данными о пользователях. Кроме того, участники Facebook могут подписаться на информацию о том, что те, кто внесен в список их друзей, делают на определенных сайтах.

Все это вкупе привело к тому, что самые недовольные решили раз и навсегда положить этом безобразию конец и вслед за Миланом и Ди подписали созданную ими петицию и обязались покинуть стройные ряды популярной сети. Facebook-самоубийство должно произойти сегодня, 31 мая.

Справедливости ради стоит отметить, что Facebook Inc. отреагировал на шквал возмущенных отзывов и заявил об изменениях в системе безопасности сети. Как сообщает издание Wall Street Journal, суть этих реформ сводится к тому, что пользователи смогут сами выбирать, что выкладывать для всеобщего обозрения, а что – нет. При этом предлагается три опции: информация только для друзей, информация для друзей друзей и полностью открытый доступ. Правда, кое-что убрать от посторонних глаз все же не удастся: если вы указали в профайле свое имя, пол и закачали фото пользователя, они, что бы вы ни делали, будут доступны любому желающему.

"Мы на самом деле верим в неприкосновенность частной жизни", - заявил исполнительный директор Facebook Марк Цукерберг, признав при этом, что компания допустила несколько ошибок в этом вопросе. Однако Цукерберг отметил, что в компании не опасаются массового исхода пользователей сети, так как количество людей, подписавших петицию Милана и Ди (около 26 тыс. человек на 12:00 мск) – всего лишь капля в море для сети, насчитывающей около 500 млн пользователей.

Поборники сохранения конфиденциальности – в частности, исполнительный директор вашингтонского Центра безопасности электронных данных - назвали принятые Facebook меры лишь первым шагом, добавив, что соблюдение конфиденциальности в социальных сетях нужно регулировать на законодательном уровне (как это уже делается с электронной почтой).

Тем временем представитель Федеральной торговой комиссии США Джон Лейбовиц заявил, что в его ведомстве намерены следить за тем, насколько онлайн-компании готовы изменить подход к использованию данных, которые они получают.

Несмотря на поднятую в Интернете шумиху, статистика пока такова: согласно проведенным американскими социологами опросам, больше половины (61%) респондентов заявили, что они довольны мерами, принятыми Facebook. При этом подавляющее большинство опрошенных (81%) сообщили, что намерены продолжать пользоваться услугами сети. Что касается акции "Покинуть Facebook", о ней слышали лишь 11% респондентов, из них намерены принять в ней участие лишь 22%. Таким образом, согласно данным социологов, лишь 2% пользователей Facebook в США намерены закрыть свои странички в этой социальной сети.

Неудивительно, что исход пользователей из Facebook так и не станет массовым. Кого-то не волнует, что информация о нем находится в широком доступе. Кому-то достаточно тех мер, которые приняли руководители соцсети. А многие, в целом соглашаясь с выдвигаемыми к ней претензиями, просто не в силах отказаться от своего аккаунта, для них это так же сложно, как для заядлого курильщика – бросить курить. Ибо Facebook уже стал своего рода наркотиком для тех, кто просиживает в нем часами и общается с людьми чуть ли не только посредством этой сети.

Что касается российских пользователей Facebook, они, как и ожидалось, оказались в этом плане довольно инертны. Вот что заявляет ЖЖ-юзер аlexfarshanev: "Тридцать первое мая - не мой день, и в этот день я курить не брошу, из Facebook не выйду и буду заниматься чем-то приятным, например, пить натуральный кофе и блуждать в поисках сенсации по всем сетям, в том числе, и по Facebook". Вторит ему и пользователь skandals, который, сообщая в своем блоге об акции "Покинуть Facebook", добавляет при этом: "Но я-то в Facebook намерен остаться".

Впрочем, это и понятно: видимо, у нас еще не очень развита культура неприкосновенности частной жизни, а понятие конфиденциальности в головах россиян пока еще – увы! – не является одним из основных общественных приоритетов.

Facebook – социальная сеть, созданная Марком Цукербергом в 2004 г. для студентов Гарварда. Однако через два года доступ в сеть был открыт для всех желающих, после чего Facebook постепенно завоевал звание крупнейщей соцсети. Детище Цукерберга позволило ему стать самым молодым миллиардером в мире (в 23 года). По данным компании, прибыль Facebook в одном только 2009 г. составила около $700 миллионов.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });