ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 05:58

Шашлычники против огородников

Все больше россиян предпочитают ездить на дачу не для того, чтобы возделывать огород, а просто отдохнуть и развлечься

Шашлычники против огородников
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 2 июня. INTERFAX.RU - Многие россияне уже открыли дачный сезон в этом году, выехав загород. Однако если одни при этом отдыхали, жаря шашлыки и наслаждаясь хорошей погодой, другие трудились в поте лица, вскапывая грядки и выдергивая сорняки. Так чем же все-таки является дача для наших соотечественников - подсобным хозяйством и дополнительным источником дохода или местом, где можно хорошо провести время, не занимаясь обременительными делами? Чтобы ответить на этот вопрос, вот уже не первый год Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проводит соответствующие исследования, данные о последнем из которых в среду поступили в "Интерфакс".

Для начала стоить отметить, что если в 2009 г. почти каждый второй россиянин был владельцем загородной недвижимости, то в 2010-м эта цифра значительно снизилась - с 51% до 42%. Из них 8% имеют жилье за городом, пригодное для проживания круглый год, 24% - так называемые сезонные дачи и 10% - просто участок земли.

Как и раньше, большинство российских дачников по-прежнему воспринимают свою загородную собственность, в первую очередь, как источник сельхозпродуктов для семьи, однако, по сравнению с прошлым, кризисным годом, таких респондентов теперь стало меньше. А вот желающих просто отдохнуть стало гораздо больше.

Так, после прошлогоднего всплеска доля тех, кто использует дачу для производства сельхозпродуктов для семейного потребления, вновь вернулась к показателям прежних лет (с 81% до 69%). Напротив, все больше становится тех, для кого это является местом развлечения и отдыха (с 18% до 30%), и тех, кто занимается за городом ландшафтным дизайном - посадкой цветов, разбивкой клумб и т.д. (с 21 до 29%). И те, и другие чаще встречаются в группе столичных жителей (46 и 38% соответственно) и обеспеченных россиян (по 38%).

Традиционно, местом отдыха дача является, в первую очередь, для молодежи - 25-34-летних респондентов (39%). А вот выращиванием сельхозпродуктов для себя и своей семьи занимаются, главным образом, 45-59-летние (76%). Как и прежде, в меньшинстве - те, кто использует дачу для выращивания сельхозпродуктов для продажи (4%) или же никак не занимается участком (8%).

Как показал опрос, проведенный ВЦИОМ в 140 населенных пунктах в 42 регионах России, владельцами загородного жилья, пригодного для постоянного проживания, чаще всего являются жители малых городов (13%), сезонных дач - москвичи и петербуржцы (41%) и среднеобеспеченные респонденты (26%), земельного участка - жители средних городов (16%) и малообеспеченные сограждане (14%).

Между тем в этом году более половины взрослого населения РФ в этом году не планирует летний отдых, но оставлять без него своих детей и внуков не хотят. В целом 55% респондентов сообщили, что в летний отпуск будут заниматься домашними делами и никуда отдыхать не поедут, сообщили "Интерфаксу" в четверг социологи "Левада-Центра" по результатам всероссийского опроса, проведенного в преддверии летнего сезона. По их данным, 25% россиян проведут летний отдых именно на даче.

Тенденция к тому, чтобы воспринимать дачи как место отдыха и реже - как источник пропитания, начала складываться у россиян в начале двухтысячных, когда кризисный 1998 г. остался позади. К примеру, согласно исследованию Фонда "Общественное мнение", среди опрошенных жителей мегаполисов доля тех, кому дачный участок нужен прежде всего для обеспечения семьи продуктами, снизилась за четыре года с половины (в 2001 г.) до четверти (в 2005), а тех, кому для отдыха, напротив, увеличилась с половины до двух третей.

Ситуация развивалась подобным образом до нового кризиса, начавшегося в 2008 году. Тогда доля тех, кто стал заниматься возделыванием земельных участков, увеличилась. Однако стало больше и тех, кто стал проводить больше времени на даче из-за отсутствия средств на отдых. Сейчас же, как можно судить по данным социологов, ситуация меняется к лучшему.

Новости

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });