ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 22:30

Без паники, вами манипулируют

"Некоторый психоз", по поводу гречки, на самом деле результат манипулирования нашим сознанием. Специалисты объяснили, как действует механизм манипуляции и как остановить панические настроения

Без паники, вами манипулируют
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 3 сентября. INTERFAX.RU - Смена сезонов вместе с холодами принесла с собой и расстройства психического характера. Заместитель директора Государственного научного центра психиатрии имени Сербского Зураб Кекелидзе сообщил "Интерфаксу" в среду, что осень чревата обострениями психических расстройств, и потому необходимо отдыхать как минимум раз в неделю, чтобы восстановить силы. Трудоголики, по словам Кекелидзе, плохие работники.

Как показало минувшее лето, наступление нового времени года отнюдь не единственная причина для депрессий и головных болей. Одним из основных источников неприятных ощущений жителя крупного города является уровень шума, характерно высокий для таких территорий. Как утверждает генеральный директор ГПУ "Мосэкомониторинг" Евгения Семутникова, в ночной период времени шумы могут влиять на расстройство сна, и, как следствие, привести к нервно-психическим расстройствам. "70% жалоб на шумы связаны со строительными работами", - отмечает Семутникова.

Сильно сказался на здоровье москвичей высокий температурный режим, установившийся с середины лета и особенно повлиявший на пациентов психиатрических лечебниц. "Стало сложнее лечить, потому что повышается процент побочных действий психотропных веществ, а вместе с ней и мышечная слабость. Пациенты пребывают в состоянии повышенной релаксации, действие транквилизаторов усиливается - дозы приходится сокращать", - сказала в августе "Интерфаксу" заместитель главного врача клинической больницы неврозов №12 Ирина Давыдова.

Аномальная жара повлекла за собой засуху, за засухой пришли неурожаи, и аналитики напророчили повышение цен на продукты питания. Напуганные возможным подорожанием цен, граждане РФ принялись буквально сметать товары первой необходимости с прилавков магазинов, и очень скоро стало известно, что гречка и яйца были попросту истреблены покупательской активностью.

Долго ли, коротко ли, известие о пропаже гречки добралось и до президента России Дмитрия Медведева, оказавшегося в Саратовском гастрономе. Узнав о происходящем от обычных посетителей магазина, президент России заметил: "У нас некоторый психоз развился по поводу гречки".

Корреспондент "Интерфакса" решил напрямую поинтересоваться у профессионалов, действительно ли такое поведение россиян связано с психическими расстройствами или же причиной является нечто иное. Первый же интервьюируемый, психиатр и психотерапевт клиники "Преображение" Андрей Архипов заверил нас в том, что психиатрия здесь не при чем. "Это не связано с болезнью и нарушением психических функций. В нашей стране прежде были проблемы с продуктами, и были они не так давно: в середине прошлого века, в первой четверти прошлого века, в конце 80-х и начале 90-х. Наш народ доводили и довели, это массовое явление, сколько наш народ хотели и голодом заморить, и поубивать. И все это откладывалось в сознании народа, привыкшего делать запасы на случай голода. Это в силу опыта и культурологических особенностей, которые были индуцированы, то есть, заложены в контексте достаточно длительного времени", - подчеркнул Архипов.

По словам психотерапевта, такой ажиотаж возникает среди людей определенного возрастного ценза – тем, кому за 45 лет, то есть, как раз те поколения, на долю которых пришлись лишения. Единственное "лечение", которое способно помочь в такой ситуации – это, как сказал Архипов, стабильность в стране.

Доктор медицинских наук Зураб Кекелидзе, к которому вновь обратился "Интерфакс" с аналогичным вопросом, так же склоняется к тому, что причина всеобщего ажиотажа (но никак не психоза) кроется в социальных факторах.

"Внезапное скупание чего-то было всегда. Часть людей поддается панике и понимает, что "все пропало", и надо обязательно все закупать. Причем закупают спички обычно, соль, муку, гречку. То есть те продукты, которые не портятся и о которых они полагают, что этого на какое-то время хватит. И, если посмотреть историю, с точки зрения снабжения и так далее, во многих странах одна и та же картина повторяется с той или иной частотой", - просто объяснил Кекелидзе, подтверждая слова Архипова. Но есть еще и другое, к чему, как сказал глава Центра им.Сербского, мы совсем не привыкли: к тому, что "различные, не очень добросовестные группы для того, чтобы взвинтить цены или реализовать какой-то продукт пищевой, начинают создавать искусственный дефицит". Делается это с целью сбыта определенного продукта, и объявление об исчезновении его с прилавков служит "недобросовестным людям" на руку. "С одной стороны, все продается очень быстро, а с другой стороны, цены можно повышать. Про этот дефицит очень скоро все забудут, как про прошлогодний снег, потому что запасы есть, и это все знают", - заключил доктор.

Прекратить всеобщую эйфорию и покупательскую активность можно, по мнению Кекелидзе, простым объявлением о том, что все будет хорошо. "Если бы, например, те, кто хотят сбить эту панику, выступили и сказали бы, что гречка есть и, условно, 13-го числа (конкретную бы назвали дату) появится в неограниченном количестве. Тут же сбило бы эту панику. На самом деле реально нет никакой ситуации, по которой именно гречка может пропасть", - подчеркнул исполняющий обязанности руководителя Центра социальной медицины.

Иными словами, происходящее в продуктовых магазинах - это умелое использование некоторыми группами психологического фактора, пользуясь социальной ситуацией. "И не более того", - прибавил Кекелидзе. Воздействует это на 15-20% легко внушаемых людей, так называемых "золотых покупателей", реагирующих в обычной жизни на обычные акции по продажам того или иного продукта. Так что остановить всеобщую панику на самом деле совсем не сложно – нужно просто слегка отдохнуть от повседневного рабочего ритма, чтобы иметь возможность здраво рассуждать о происходящем.

Обозреватель Серафима Скибюк

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });