ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 04:00

Перепись: со слов и по глазам

Двадцать пятого октября завершается Всероссийская перепись населения. Корреспондент interfax.ru наблюдал за работой переписчиков, не забыв при этом добросовестно ответить на все вопросы

Перепись: со слов и по глазам
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 25 октября. INTERFAX.RU - Пока чиновники Росстата во главе с А. Суриновым бодро рапортовали о прекрасном ходе Всероссийской переписи населения, блогосфера кипела от возмущения и исходила язвительными комментариями. Нападкам подвергались и малограмотные переписчики, и государство. Последнему пеняли на то, что перепись - не более чем никому не нужная трата времени и бюджетных средств. Доходило и до открытой агитации саботировать перепись (взять хотя бы нашумевшие листовки В Екатеринбурге с лозунгами вроде "Переписчик - разносчик заразы" и т. д.). Попробуем отбросить эмоции и разобраться, что из себя представляла Всероссийская перепись населения-2010.

Добровольно-принудительно

- Все это началось еще в мае, руководство факультета объявило, что мы будем участвовать в переписи, - рассказывает Мария, третьекурсница филологического факультета РУДН. Но тогда это казалось так далеко, была сессия, в общем, никто на это особого внимания не обратил. А когда осенью нас поставили перед фактом: два курса полностью снимают с занятий на время переписи, все должны работать - начались возмущения. Но и они ни к чему не привели. Мы поняли, что проще что-то как-нибудь поделать на переписи, чем мотать нервы, ссорясь с проректором.

"Как-нибудь" вообще ключевое понятие в работе большинства студентов-переписчиков. Мало кто из студентов пошел переписывать добровольно, все вышло привычно директивно. В результате получилась примерно такая картина.

Переписывать жителей района Дорогомилово бросили второкурсников МЭСИ. Объяснили это долгом перед Родиной и практикой. Студентов распределили по переписным участкам: по 20 человек, с которыми заключают договора, плюс 10 человек резерва. Так как резерв оформить на работу не могли, они ходили с переписчиками просто так (это же практика, помните?). Под напором возмущенных студентов начальники участков, работающие так же добровольно-принудительно, на ходу предлагали ребятам решение - поделиться будущей зарплатой в 5500 рублей без вычета подоходного налога с неоформленным напарником.

То, что с нормами что-то не так, переписчики поняли через пару дней после начала работы. Чтобы получить 5500 руб., каждый должен переписать 400 человек. Но это возможно, если все жители участка согласятся принять участие в переписи, будут дома и откроют дверь. Практика же показала, что это недостижимый идеал. Кто-то отказывается принципиально, говоря, что перепись - пустая трата времени. Кто-то просто не открывает дверь, хотя в квартире ясно слышны голоса и шаги. Кто-то, очевидно, появляется дома только тогда, когда рабочий день переписчика окончен.

Получается, при всем усердии, честно отработавший студент может не получить зарплату просто потому, что на его участке много отказников или необитаемых квартир.

Один день на переписном участке

Будний день в одном из спальных районов Москвы. Переписной участок работает в обычном режиме. Инструктора - школьные учителя, переписчики - студентки одного из ведущих университетов. Все заняты бумажной работой: пересчитывают комплекты, отмечают, сколько человек переписала каждая. Заполняют пробелы - где-то в спешке не записали возраст, где-то метраж квартиры. При проверке переписных листов обнаруживается немало огрех. Например, путаница с номерами квартир.

Вообще, ощущение хаоса не покидает, когда находишься на переписном участке. Характерная особенность переписи - никто ничего не понимает. Есть норма, и она должна быть выполнена, точно знают рядовые инструктора на участках. Студенты знают, что должны переписать 400 человек, но мало кого волнуют эти цифры. "Эти 5500 рублей не стоят такой траты времени, сил и нервов", - говорили многие переписчики. И работали с прохладцей. Никому не хотелось ходить по квартирам и упрашивать людей участвовать в переписи, принимая на себя гражданский негатив.

Тем, кто добровольно пришел переписаться на участок, радовались как родным. Таких энтузиастов было немного, за день пришли только пенсионерка (переписать внучку), молодая девушка и пара средних лет. Кого-то, очевидно знакомого, переписала одна из инструкторов по телефону. Еще одна женщина начала было отвечать на вопросы, но неожиданно чем-то смутившись, убежала.

Идет шестой день переписи. Переписчики уже обошли все квартиры с доброжелательными пенсионерами и домохозяйками и теперь ловят "счастливые часы", когда люди возвращаются с работы. Плюс - в который раз звонят в двери несговорчивым отказникам, убеждая переписаться сейчас, на участке или по телефону, "иначе так и будем к вам ходить".

Решение, как выполнить норму при большом количестве отказников, приходит само собой. Практически все данные о людях и их квартирах можно взять из документов, например, жилконторы. Вот и получается, что тех, кто отказался или живет не по прописке, перепишут на участке насильно, а данные об образовании, национальности и иностранных языках, к примеру, сочинят сами переписчики.

Студенческое рабство

Еще до начала переписи студенческие блоги и форумы кипели страстями - во многих вузах на перепись снимали целые курсы. Кто-то больше всего волновался из-за отрыва от учебы, сессию ведь сдавать все равно придется. Девушки беспокоились за свою безопасность: ходить по квартирам в одиночку многим было страшно. Большинство просто возмущала перспектива вместо учебы (за которую, кстати, многие платят) и работы трудиться переписчиками.

Однако вступать в споры с руководством вуза мало кто решился. Во многих учебных заведениях студентам прямо говорили: не пойдете переписывать - отчислим. Или, более мягкий вариант. Ответственный за рекрутирование на перепись преподаватель намекал: вы же знаете, я в следующем семестре у вас пары веду, проблем хотите?

На официальном форуме Всероссийской переписи населения-2010 можно найти свидетельства студентов о нарушениях при оформлении их на работу. Например, договоры заставили подписать, но на руки экземпляр не дали, мотивировав тем, что отправят на печать.

Нашлись среди студентов и те, кто не побоялся бороться за свои права и активно призывал к этому других. Активистами "Яблока" "совместно с гражданскими активистами", как они пишут, был создан коллективный блог stud_rabstvo под лозунгом "За перепись без дураков". Там создатели призвали студентов выкладывать материалы, свидетельствующие о незаконном принуждении участвовать в переписи, угрозах со стороны начальства и нарушениях трудового законодательства.

Те, кто не стал конфликтовать и пошел работать переписчиком (таких все же большинство), спустя полторы недели переписи смогли рассказать немало интересного и забавного о своей работе. На одном из участков в Бутово девушек-переписчиц милиция пыталась использовать в качестве "приманки" для задержания мелкого жулика. Участковый долго упрашивал студенток отправиться с ними в дом преступника и позвонить в квартиру со стандартным текстом: "Здравствуйте! Всероссийская перепись населения!" По их расчету, мошенник не заподозрил бы девушек и открыл дверь, чтобы ответить на вопросы.

К счастью, студентки отказались наотрез, а переписчиков-парней не пустила на задержание начальник участка. Все ограничилось тем, что милиционерам одолжили форменные шарфы, удостоверения и портфели переписчиков. Жулик поверил и им.

"По глазам видно"

И напоследок, зарисовка из личного опыта. 14 октября, в первый день, Всероссийская перепись населения-2010 торжественно пришла и в мой дом в лице двух второкурсников Московской финансово-промышленной академии. Переписали семью в пять человек быстро, не задав, пожалуй, трети вопросов. Вопрос о национальности возник только в отношении одного из членов семьи: переписчиков смутило место рождения - Грузия. На вполне логичный вопрос, почему не спросили меня о национальности, переписчик резонно заметил: "Ну, по глазам видно - русская". Так же, по глазам, определили гражданство, семейное положение и уже почти поставили прочерк в графе "Оснащение квартиры Интернетом", не выслушав ответа.

Обозреватель Анна Гальчева

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });