Школы будущего

Законопроект об образовании вызывает нескончаемые споры. Пока Фурсенко объясняет россиянам преимущества нового, они держатся за советские нормы, которые сделали нашу страну одной из сильнейших в этой сфере

Школы будущего
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 9 февраля. INTERFAX.RU - Вслед за только что принятым законом "О полиции", который вызвал беспрецедентное количество споров и сомнений не только у простого населения, но и у депутатов, россиян ждет еще одно потрясение. Уже сейчас идет эмоциональная дискуссия вокруг законопроекта об образовании, призванного реформировать систему обучения в российских школах и вузах, сделать ее удобней для учащихся и учителей.

В среду министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, хоть и не ответил на все мучающие своих соотечественников вопросы, но журналистам объяснил очень много о новом законе. Во-первых, он пообещал, что не будет торопить внесение законопроекта в Госдуму и его принятие, пока не будет достигнуто согласие по его основным положениям. "Необходимо отметить, что пока не будет выработано консолидированное решение по основным концептуальным положениям законопроекта, министерство не будет форсировать его принятие и внесение в Думу", - сказал Фурсенко, выступая в Госдуме в рамках "правительственного часа" в среду.

В связи с этим, он напомнил, что 1 декабря прошлого года, по поручению президента РФ, на сайте "Законопроект" был опубликован проект данного закона для открытого общественного обсуждения. Была создана комиссия для рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения. Общее число комментариев составило порядка 11 тыс. Наибольшее число из них касается прав обучающихся и педагогов.

Министр отметил общественный резонанс вокруг нового законопроекта; также он обратил внимание на то, что большинство тех, кто оставили отзывы, склоняются к его принятию, но с существенной доработкой.

Доработанный вариант законопроекта станет доступен для обсуждения с 15 февраля на сайте Минобрнауки, сообщил, в свою очередь замминистра Максим Дулинов. Он, и директор департамента общего образования Минобрнауки РФ Елена Низеенко рассказали о разрабатываемом стандарте образования для учащихся 10-11 классов; по их словам он состоит из 3-х частей.

"Первая часть - это федеральный компонент, в который входит перечень тем, которые нужно изучить в обязательном порядке. В этой же части сформулированы требования к предметным результатам, которые должны получить дети, изучая конкретный предмет", - сказала Низеенко. Во вторую часть входит учебный план, который определяет, сколько конкретно часов отводится на изучение каждого предмета; в третьей части сформулированы требования к условиям образовательного процесса.

Ранее Фурсенко сообщал "Интерфаксу", что проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старших классов предполагает минимум десять обязательных предметов. Четыре из них будут обязательны для всех: физкультура, ОБЖ, "Россия в мире", а также подготовка индивидуального проекта. Объем их изучения будет четко определен и одинаков для всех. Остальные обязательные предметы школьник сможет выбрать сам из шести предложенных в проекте ФГОС блоков.

Так, в первый из этих блоков входят русский язык и литература, а также родной язык и родная литература. Вторая группа включает иностранные языки, третья - предметы из области математики и информатики, четвертая - общественные науки, пятая - естественные науки, шестая - искусство или предмет по выбору.

Проект ФГОС для 10-11 классов был разработан Российской академией образования. Предполагается, что с 2013 года некоторые школы начнут его апробацию в пилотном режиме. Внедрение этого стандарта во всех школах произойдет не раньше 2020 года, пообещал Фурсенко, заметив, что стандарты не будут утверждены, пока не получат поддержку общества. При этом он добавил, что, если дискуссия затянется, то сроки введения стандартов могут быть сдвинуты. Более того, в случае неразрешимых противоречий, министр не исключает возможности проведения нового конкурса по разработке стандартов для старших классов, правда он считает это маловероятным. "Если в ходе длительного обсуждения к согласию прийти не удастся, в принципе, мы не можем исключить, что будет объявлен новый конкурс. Но я думаю, что до этого дело не дойдет", - заявил Фурсенко журналистам в среду. "У нас всегда будет возможность сравнить, если кто-то предложит новый стандарт, и выбрать то, что лучше, или попытаться добиться того, чтобы были использованы сильные стороны того, что предложено", - отметил Фурсенко.

Глава Минобрнауки сообщил, что была создана специальная мониторинговая группа, которую возглавляет председатель комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин, которая следит за обсуждением данного стандарта в экспертном сообществе. По его словам, группа регулярно собирает высказываемые точки зрения и докладывает совету по стандартам о том, как идет обсуждение. Совет, в свою очередь, будет выходить с рекомендациями к министерству о том, утверждать стандарт или нет.

Реакция

Между тем, законопроект об образовании вызывает сомнений и споров отнюдь не меньше, чем закон о полиции. В частности, на момент написания статьи в центре Москвы, возле здания министерства образования и науки депутаты Госдумы от фракции КПРФ в количестве 30 человек проводят публичную акцию против новых образовательных стандартов. Как передает корреспондент агентства "Интерфакс", депутаты держат в руках плакаты в поддержку достойного финансирования сферы образования.

"Мы выступаем сегодня против тех угроз, которые несет проект нового закона "Об образовании" и проект федерального государственного образовательного стандарта. Новый закон "Об образовании" неизбежно приведет к понижению интеллектуального и человеческого потенциала страны", - рассказал "Интерфаксу" участвующий в акции зампред думского комитета по образованию Олег Смолин. По его мнению, новый стандарт образования "заимствует самые худшие черты американской старшей школы, которые сегодня резко критикуются во всем мире, в том числе самими американцами".

Накануне вице-спикер Госдумы, первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников рассказал "Интерфаксу", что в течение трех дней - 9, 10 и 11 февраля - депутаты-коммунисты будут проводить встречи с избирателями перед зданием Минобрнауки, чтобы "зарядиться энергией улицы и пообщаться с москвичами, узнав их мнение о предстоящей реформе образования".

Блоги - как письменный транслятор общественного мнения - пестрят, в основном, недовольными отзывами о новом законе. Вот, например, совершенно типичное для блогосферы замечание: "По телевизору опять говорят про законопроект об образовании. Якобы он дает свободу выбора. Конечно, ЕГЭ ввели. Все были против - никого не послушали. Сейчас опять все против, но я более, чем уверен, что его все же примут. Интеллект должен стать национальной идеей! А его губят и просто уничтожают. Делают все для того, чтобы мы деградировали, а не развивались. Все же взрослые люди, как можно так не понимать элементарных вещей!!!" В этой записи, например, учителя высказывают опасение, что окажутся "втянуты в коммерческую деятельность".

Заслуживает внимания и вот эта заметка со ссылкой на утреннюю новость нашего сайта; кстати, в ней же высказано несколько мнений о новом законе, явно не согласных с "облегчением" системы образования. Люди - население, которому доступен Интернет - не стесняются называть закон "гнилым", высказываются категорически против новых стандартов, и, как можно судить из их записей, их мнения аргументированы и подчеркнуты логичными рассуждениями. Есть и те, кто склонны решать проблему радикально - их недовольство обрело материальную форму, они не просто ругают, но предлагают принципиально иной подход к реформе образования.

Вопросы, связанные с образованием - как школьным, так и высшим - чрезвычайно щепетильны; советские и постсоветские стандарты, по которым учились десятки поколений, позволили нашей стране несколько десятков лет гордиться уровнем образования своих выпускников и находиться на пьедестале. Ведущие вузы страны до сих пор входят в сотню лучших университетов мира. Поэтому вполне объяснимо нежелание населения принимать эту реформу и, скорее всего, большая часть перенесет ее очень тяжело, если не увидит положительных изменений в первые же годы после принятия закона.

Обозреватель Наталия Зайцева

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
В России
Мединский останется доктором исторических наук. ОбобщениеМединский останется доктором исторических наук. Обобщение
Президиум ВАК отклонил претензии к докторской диссертации министра, несмотря на противоположные рекомендации ученых-историковПодробнее
Президиум ВАК рекомендовал оставить Мединскому ученую степеньПрезидиум ВАК рекомендовал оставить Мединскому ученую степень
За это проголосовали 14 человек, шесть высказались за лишение министра степени, но окончательное решение примет МинобрнаукиПодробнее
Запрет на продажу "боярышника" продлен на полгодаЗапрет на продажу "боярышника" продлен на полгода
Зимой прошлого года от употребления этой спиртосодержащей жидкости умерли 76 человекПодробнее
Собчак заявила об отсутствии у нее политической программыСобчак заявила об отсутствии у нее политической программы
Она признала, что у нее мало политического веса и небольшие шансы на победу в президентских выборахПодробнее
Мединский пришел на заседание президиума ВАК по поводу его диссертацииМединский пришел на заседание президиума ВАК по поводу его диссертации
Окончательное решение по поводу ученой степени министра культуры останется за МинобрнаукиПодробнее
В Госдуму внесен законопроект о "народных инспекторах"В Госдуму внесен законопроект о "народных инспекторах"
Бдительные граждане смогут фиксировать ряд нарушений ПДД с помощью смартфонов, на основании чего виновным будут назначать штрафыПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи
Конференции