Польские пилоты и русские диспетчеры

Польские прокуроры допросили смоленских авиадиспетчеров, которые несли дежурство в день катастрофы самолета Леха Качиньского. Парламент Польши, тем временем, отрегулировал правила полетов первых лиц государства

Польские пилоты и русские диспетчеры
Фото: Reuters

Москва. 16 февраля. INTERFAX.RU - В расследовании апрельской авиакатастрофы под Смоленском по-прежнему есть белые пятна; следователи продолжают проверять всех, кто так или иначе оказался причастен к роковому полету. В первые две недели февраля польские прокуроры общались с авиадиспетчерами аэропорта "Смоленск-Северный", сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

"В соответствии с запросом о правовой помощи компетентных органов Республики Польша с 1 по 16 февраля в Москве прокуроры Окружной военной прокуратуры в Варшаве Республики Польша подполковник Кароль Копчик и майор Ярослав Сей совместно с российскими следователями произвели ряд объемных и важных следственных действий", - отметил Маркин. По его словам, в соответствии с согласованным планом совместной работы, в присутствии польских прокуроров в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, были произведены допросы свидетелей. В качестве последних выступали должностные лица группы руководства полетами, осуществлявших 10 апреля 2010 года прием польских самолетов на аэродром "Смоленск-Северный", в том числе и потерпевшего крушение польского самолета Ту-154М, а также другие должностные лица, участвовавшие в организации и подготовке приема польских самолетов.

По словам Маркина, в ходе данных допросов были установлены "важные для определения истины по делу обстоятельства, касающиеся приема польского самолета Ту-154М на аэродром "Смоленск-Северный", в том числе получены ответы на все вопросы, представленные польской стороной. "Работники диспетчерской службы ответили на все вопросы, заданные, в том числе, и польскими прокурорами", - отметил Маркин. Он уточнил, что вопросы, представленные польской стороной касались, прежде всего, квалификации диспетчеров, подготовки аэродрома к приему польского самолета, действий и решений, принятых группой руководства полетами при прилете польских и российского самолета 10 апреля 2010 года.

Кроме того, сотрудники польской военной прокуратуры ознакомились с содержимым сейфа в Межгосударственном авиационном комитете (МАК), где хранятся записи бортовых самописцев разбившегося самолета. "11 февраля 2011 года в присутствии польских военных прокуроров был вскрыт сейф в МАК, ранее опечатанный польскими и российскими представителями, в котором хранились магнитные записи бортовых самописцев с разбившегося польского самолета", - отметил Маркин. По его словам, претензий к условиям хранения и сохранности записей, а также заявлений на ход следственного действия и протокол осмотра вещественных доказательств от присутствующих польских прокуроров не поступило. Маркин отметил, что это обстоятельство было удостоверено подписями при оформлении протокола следственного действия. "Необходимо отметить, что совместная работа российских следователей и польских прокуроров проводилась при полном взаимопонимании и в строгом соблюдении норм международных договоров и уголовно-процессуального законодательства РФ", - сказал Маркин.

Самолет президента Польши Качиньского разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. Все 96 человек, находившиеся на борту, погибли. Качиньский летел на траурные мероприятия в Катынь, где похоронены польские военнослужащие, расстрелянные НКВД СССР в 1940 году. 12 января Межгосударственный авиационный комитет на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" представил итоговый отчет о расследовании катастрофы самолета Качиньского. Из отчета следует, что главной причиной катастрофы самолета стал человеческий фактор - ошибки экипажа и давление на него со стороны высокопоставленных пассажиров.

Копии документов следственных действий, которые проводились в Москве польскими прокурорами и российскими следователями будут переданы Варшаве. "В ближайшее время через Генеральную прокуратуру РФ в адрес компетентных органов Польши будут переданы копии документов следственных действий, произведенных в ходе совместной работы польских прокуроров и российских следователей в Москве", - отметил он. Представитель СКР также добавил, что по результатам совместной работы двумя сторонами было отмечено, что "все запланированные следственные действия выполнены в полном объеме, обсуждены вопросы, которые могут возникнуть в период совместной работы как у российских следователей в Польше, так и у польских прокуроров в РФ".

Межгосударственный авиационный комитет представил итоговый отчет о расследовании катастрофы 12 января на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса". Из отчета следует, что главной причиной катастрофы самолета стал человеческий фактор - ошибки экипажа в условиях давления на него со стороны высокопоставленных пассажиров. Выводы МАК вызвали бурную реакцию в Польше, многие политики заявили о том, что доклад о причинах катастрофы неполон и носит односторонний характер. При этом имело место попытка переложить ответственность на диспетчеров аэродрома "Смоленск-Северный".

Экперт, близкий к ходу расследования происшествия, считает, что после вынужденной публикации записи переговоров авиадиспетчеров польской стороне также придется дать конкретный ответ на ряд вопросов, касающихся, в частности, подготовки полета президента. "Нажимная манера работы польской комиссии наверняка приведет к очень плохому результату для самих поляков. Кто и как готовил полет в специальном полку, какие разговоры велись с борта самолета, кто и как решал вопрос о запасных аэродромах, - на все эти и многие другие вопросы теперь придется давать ответы. И они должны быть конкретными", - гвоорил эксперт в январе.

Печальные события 10 апреля заставили польский парламент пересмотреть правила полетов для высокопоставленных лиц государства. Неделю назад польское радио сообщило, что президент и премьер-министр Польши, а также ряд других высокопоставленных чиновников больше не имеют права летать вместе на одном и том же самолете. Согласно правилу, утвержденному обеими палатами парламента, администрацией президента и администрацией премьер-министра Польши, четыре высших руководителя польского государства - президент, премьер-министр, спикер сената и спикер сейма ни при каких обстоятельствах не должны летать вместе. Кроме того, им запрещено совершать перелеты в сопровождении командующих вооруженных сил Польши, а также ряда членов правительства и Совета национальной безопасности.

Кроме того, летчики из авиаотряда президента Польши отныне будут проходить специальную подготовку в России. командующий ВВС Польши генерал Стефан Рутковский сообщил сенатскому комитету по обороне, что командир польского 36-го специального авиаполка подписал в Москве соглашение, согласно которому летчики полка будут проходить подготовку на симуляторах полета самолетов Ту-154М и Як-40. Соглашение предполагает прохождение подготовки по программе, принятой ВВС Польши в начале 2011 года. Такие учения ранее уже практиковались; подготовка польских летчиков на симуляторах полета Ту-154М была прекращена в 2006 году.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
В России
Запрет на продажу "боярышника" продлен на полгодаЗапрет на продажу "боярышника" продлен на полгода
Зимой прошлого года от употребления этой спиртосодержащей жидкости умерли 76 человекПодробнее
Собчак заявила об отсутствии у нее политической программыСобчак заявила об отсутствии у нее политической программы
Она признала, что у нее мало политического веса и небольшие шансы на победу в президентских выборахПодробнее
Мединский пришел на заседание президиума ВАК по поводу его диссертацииМединский пришел на заседание президиума ВАК по поводу его диссертации
Окончательное решение по поводу ученой степени министра культуры останется за МинобрнаукиПодробнее
В Госдуму внесен законопроект о "народных инспекторах"В Госдуму внесен законопроект о "народных инспекторах"
Бдительные граждане смогут фиксировать ряд нарушений ПДД с помощью смартфонов, на основании чего виновным будут назначать штрафыПодробнее
Вступил в силу новый административный регламент ГИБДДВступил в силу новый административный регламент ГИБДД
Инспекторы теперь могут останавливать автомобили для проверки вне постов ДПСПодробнее
Глава Самарской области пообещал вернуть отмененные его предшественником льготыГлава Самарской области пообещал вернуть отмененные его предшественником льготы
Он отметил, что президент обсуждал с ним рост протестной активности в регионеПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи
Конференции