ХроникаНападение на Crocus City HallОбновлено в 02:17

Мэрия не поддержала идею Мединского

Заявление министра культуры Владимира Мединского о переименовании московских улиц пока никто не воспринял с энтузиазмом: историки и политики напоминают о важности мнения москвичей и указывают новому министру на более важные проблемы

Мэрия не поддержала идею Мединского
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 6 июня. INTERFAX.RU – Идея нового министра культуры Владимира Мединского о переименовании в Москве улиц, которые продолжают носить имена видных деятелей Октябрьской революции, спровоцировала активную дискуссию. С такой инициативой Мединский выступил 5 июня на открытии выставки "Россия в Святой Земле: к 130-летию сотрудничества Императорского православного палестинского общества с народами Ближнего Востока" в Манеже. По мнению министра, улицы Халтурина, Желябова или Войкова, к примеру, можно назвать в честь великого князя Сергея Александровича Романова и супруги Александра III Елизаветы Федоровны, убитых революционерами.

Правозащитники и политики моментально отреагировали на такое предложение – от них ни одного одобрительного отклика оно пока не получило.

Так, в московской мэрии напомнили, что предложения о переименовании некоторых улиц высказывались не один раз, но в соответствии с действующим законодательством так же многократно отклонялась. "Только за последний год в городскую межведомственную комиссию по наименованию территориальных единиц, улиц, станций метрополитена по переименованию Войковских приходило 10-15 предложений от граждан и организаций", - сообщил "Интерфаксу" источник в городской администрации в среду. Он пояснил, что по московскому закону "О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы" переименование действующих территориальных единиц может проводиться только в исключительных случаях. Например, это возможно "в целях восстановления исторически сложившихся наименований, имеющих особую историко-культурную ценность, установленную по результатам экспертизы", либо для устранения дублирования наименований в пределах Москвы, либо при изменении статуса соответствующего объекта города. Кроме того, согласно документу, переименование возможно "по рекомендациям президента РФ и мэра Москвы в случае присвоения имен, фамилий известных жителей города Москвы, граждан РФ".

Согласно этому исключению, в частности, три года назад происходило переименование улицы Большой Коммунистической в улицу Александра Солженицына. "Стоит отметить, что любое переименование улицы приводит к сложностям. Требуются новые отметки в паспортах всех, кто зарегистрирован на этих улицах, переоформление различных документов на собственность, переоформление договоров аренды и других документов", - сказал собеседник "Интерфакса". Он пояснил, что на Большой Коммунистической жили порядка 150 человек, при том что в Войковских проездах живут свыше 4,5 тыс. человек. Проездам невозможно вернуть исторические названия, так все они и так носят исторические названия, приобретенные в связи с близостью к ныне несуществующему заводу имени Войкова.

В обществе "Мемориал", занимающемся историко-просветительскими и правозащитными вопросами, считают, что хотя названия улиц действительно должны быть функциональными, инициатива Мединского тем не менее вызывает сомнения. "Идея упразднить одиозные названия может и правильная, но требует профессионального подхода и оценки. Халтурин - далеко не самая одиозная фигура. Если принципиально подходить к переименованию, то надо начинать с бесчисленного количества улиц и памятников Ленину", - заявил "Интерфаксу" член правления историко-просветительского и правозащитного общества "Мемориал" Ян Рачинский.

Он считает, что "неправильно называть улицы таким образом - именами убитых". "Если его убили, это еще не значит, что он был кем-то хорошим, деятельность великого князя Сергея Александровича в качестве генерал-губернатора не вызывала всеобщего восхищения", - пояснил он. "Названия должны быть функциональными. Только при советской власти появились такие уродливые названия, как улица 1905 года, улица 26 бакинских комиссаров, которые невозможно выговорить. Названия улиц должны быть удобными, они выполняют навигационную функцию", - отмечает Рачинский. "Подход должен быть иным - не изменение знака с "плюса" на "минус", или замена имен "красных" участников гражданской войны на имена "белых", это должны быть люди, действительно сыгравшие выдающуюся роль в отечественной истории. А вообще я бы думал о возвращении исторических названий улицам", - также отметил он. Рачинский также заявил, что его "удивила смелость господина Мединского, который обнаружил в Москве улицу Желябова - такой улицы нет и никогда не было".

Первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников резко критически отнесся к инициативе Мединского. "Жаль, что коллеги не подсказали этому министру, что вброс подобных тем в дискуссионное поле на фоне горячих протестных настроений и в сложной социально-экономической ситуации - это не что иное как провокационная попытка дестабилизации ситуации", - сказал Мельников "Интерфаксу". Он недоумевает, почему новый министр начал свою публичную деятельность с подобных заявлений, в то время как есть масса злободневных нерешенных вопросов культурной жизни страны: "Удивительно, что господин Мединский не захотел попробовать начать свою деятельность в новой роли хоть с чего-нибудь иного, кроме этой, столь любимой им темы переименования улиц".

Мельников подчеркнул, что культура сегодня ждет ответственного отношения со стороны государства и новый глава министерства обязан вникать в действительно злободневные проблемы этой отрасли, предлагая их решение. "Но вместо этого новый министр занимается разглядыванием табличек на домах, не пытаясь даже узнать мнение жителей, и по существу оказывает давление на руководство Москвы. Хочется все же напомнить, что он назначен министром культуры, а не министром по ревизии отечественной истории", - подчеркнул один из руководителей КПРФ. Он пообещал, что в случае, если инициатива Мединского получит развитие, коммунисты дадут достойный отпор этому.

О мнении москвичей напомнила и глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. "Да, эти люди - Войков, Халтурин, Желябов - были убийцами, поэтому пусть люди, которые живут на этих улицах, знают, что они названы в честь убийц, которых власть тогда признавала достойными людьми", - заявила она "Интерфаксу" в среду, отметив, что переименовывать их без учета мнения жителей нельзя. "Нужно ходить и объяснять людям, в честь кого названы их улицы, а также рассказывать о жертвах Войкова, Халтурина и Желябова. И если люди сами захотят, чтобы эти улицы были переименованы, только тогда это можно будет делать", - подчеркнула правозащитница.

Тем не менее, Алексеева назвала "приметой нового времени" предложение Мединского. "Это все примета нового времени, когда, не имея своей идеологии, мы пытаемся заимствовать ее либо у церкви, либо из нашей старой истории. Но я бы рекомендовала Мединскому лучше заняться информированием жителей столичных улиц о тех личностях, в честь которых эти улицы названы", - подчеркнула она.

В свою очередь, лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин считает инициативу Мединского о переименовании улиц, названных в честь "террористов-революционеров", в улицы их жертв, эпатажной, однако не против возвращения исторических названий. "Эта идея эпатажная и слишком импульсивная для государственного чиновника такого уровня. На мой взгляд, лучше вернуть улицам старые названия, а на тех территориях, которые стали частью Москвы уже в советский период, присвоить название в честь населенных пунктов, к которым они относились до присоединения к Москве", - заявил Митрохин "Интерфаксу".

При этом он также призвал предоставить возможность выбора новых названий для улиц, названных в честь революционеров, самим жителям Москвы. "Этот вопрос должны решать сами москвичи. Я бы провел по этому вопросу референдум", - подчеркнул оппозиционер.

В Российском императорском доме Романовых также не поддержали инициативу Мединского. "Члены Дома Романовых, безусловно, достойны того, чтобы их имена были увековечены на карте России. Но это надо делать не в порядке реванша, а естественным путем", - сказал "Интерфаксу" в среду директор канцелярии Дома Романовых Александр Закатов. "Улица Войкова и другие улицы, которые названы в честь участников красного террора, должны быть переименованы. Но лучше дать этим улицам новые нейтральные названия, а названия в честь членов Дома Романовых лучше присваивать новым улицам", - считает он.

Степан Халтурин - революционер, осуществивший теракт в Зимнем дворце в 1880 году с целью покушения на Александра II, в результате погибли 11 солдат, несших службу во дворце, царь не пострадал. Именем Халтурина названа одна из улиц и проезд в Восточном округе Москвы.

Андрей Желябов был одним из организаторов взрыва в Зимнем дворце в 1880 года и руководил подготовкой покушения на императора Александра II в 1881 гору. Улицы, названные его именем, есть в Можайске, Твери, Липецке и ряде других региональных городов.

Петр Войков был комиссаром снабжения Уральского совета, принимал участие в расстреле царской семьи. Имя Войкова носит станция метро в Москве, улица в Головинском районе Северного административного округа столицы, а также 5 проездов.

Новости

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });