Человеческий фактор над Атлантикой

Причиной гибели 228 человек при крушении лайнера Air France, следовавшего из Рио-де-Жанейро в Париж, оказалась ошибка экипажа, не смогшего справиться с управлением в сложной ситуации

Человеческий фактор над Атлантикой
Фото: Reuters

Москва. 5 июля. INTERFAX.RU - Причиной крушения лайнера авиакомпании Air France, упавшего летом 2009 г. в воды Атлантического океана во время перелета из Рио-де-Жанейро в Париж, скорее всего, окажется ошибка экипажа. Об этом со ссылкой на пока еще не опубликованный окончательный отчет французских властей о расследовании сообщает BBC.

Как ожидается, в отчете, подготовленном французским Бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации (BEA) будет сказано, что экипаж Airbus A330 в жестких погодных условиях не выполнил всех необходимых операций, в результате чего ситуация из просто сложной переросла в катастрофическую.

Напомним, что ширкофюзеляжный двухдвигательный A330, перевозивший 216 пассажиров и 12 членов экипажа рейсом 447 из Рио-де-Жанейро в Париж, пропал 1 июня 2009 г. через три часа полета на полпути между Южной Америкой и Африкой. В момент исчезновения машина находилась вне зоны наблюдения радаров. В последние минуты полета бортовая система A330 передала на землю несколько сигналов об отказах и неполадках оборудования - автопилота, систем управления, климат-контроля и систем определения скорости. Последним сообщением, отправленным гибнущим самолетом, был сигнал о чрезмерно высокой вертикальной скорости.

После того, как экипаж в условленное время не вышел на связь с сенегальскими диспетчерами, началась поисково-спасательная операция. Первые обломки лайнера были найдены на поверхности воды только через несколько дней, однако определить причину крушения по ним не удалось. Среди них также не было и черных ящиков, которые могли бы точно указать на причину крушения.

На поиски самописцев ушло почти два года. Успешной операции по обнаружению и подъему ящиков предшествовало несколько неудачных попыток. В результате использования подводных роботов остатки фюзеляжа A330 были обнаружены на глубине около 4 тыс. метров. Подъем черных ящиков завершился в мае прошлого года.

Согласно результатам расследования, развитию аварийной ситуации способствовало попадание самолета в турбулентность, характерную для местности, в которой находился лайнер. Произошло этот в тот момент, когда командир экипажа Марк Дюбуа передал управление второму пилоту Давиду Роберу и пилоту-сменщику Пьеру-Седрику Бонэну и вышел из кабины отдохнуть.

Сложные погодные условия вызвали кратковременный отказ трубок Пито - датчиков давления воздушного потока - в результате чего пилоты в течение некоторого времени получали неверные данные о скорости самолета. Как считают в BEA, в этой ситуации они не выполнили предусмотренных инструкцией действий, а наименее опытный член экипажа Бонэн, опасаясь, что самолет падает, начал тянуть ручку управления на себя, тем самым только ухудшив ситуацию.

В результате действий летчика лайнер перешел в резкий набор, достигнув высоты 11600 метров. После чего началось сваливание - срыв воздушного потока и потеря подъемной силы. Согласно записям переговоров экипажа, звуковой сигнал о сваливании непрерывно звучал в кабине почти минуту, однако летчики не обращали на него внимание, пытаясь разобраться с противоречивыми показателями скорости. В конце концов Робер, не знавший о том, что Бонен продолжает тянуть ручку управления на себя, решил разбудить капитана. Вернувшийся в кабину Дюбуа быстро определил, в чем дело, однако произошло это на высоте всего 600 м над уровнем океана, когда вывести самолет из сваливания было уже невозможно. Лайнер столкнулся с водой на скорости примерно 150 км в час.

Произошедшее стало крупнейшей авиакатасстрофой в истории Air France. Авиакомпания обвинила в случившемся изготовителя самолета - компанию Airbus, которая, как утверждал авиаперевозчик, оснастила A330 ненадежными датчиками скорости. Французский суд был менее категоричен, начав уголовное расследование в отношении как производителя, так и эксплуатанта A330. Как оказалось, пилоты Air France не проходили обязательного обучения процедурам выхода из сваливания, что, видимо, сыграло роль в развитии катастрофы над Атлантикой. Назначенное на сегодня обнародование окончательного отчета BEA должно окончательно решить вопрос о том, кто виноват в произошедшем.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
В России
В Кремле прокомментировали идею Трампа о ядерном разоруженииВ Кремле прокомментировали идею Трампа о ядерном разоружении
Дмитрий Песков напомнил, что ядерное оружие является элементом глобальной стабильности, хотя РФ всегда выступала за разоружение, но только пропорциональноеПодробнее
Установлены имена летчиков найденного близ Сочи самолета времен войныУстановлены имена летчиков найденного близ Сочи самолета времен войны
Все четверо членов советского экипажа самолета, который разбился в 1942 году, погиблиПодробнее
Правительство РФ расширило список наркотических и психотропных веществПравительство РФ расширило список наркотических и психотропных веществ
Изменения в законодательстве связаны с появлением новых синтетических наркотиковПодробнее
Большинство россиян остались довольны прошедшими новогодними праздникамиБольшинство россиян остались довольны прошедшими новогодними праздниками
Согласно данным исследования ВЦИОМ, граждане РФ по сравнению с прошлым годом стали меньше ходить в гости, но траты на праздники вырослиПодробнее
"Коммерсант" узнал о планах Минобороны отказаться от использования Ту-154"Коммерсант" узнал о планах Минобороны отказаться от использования Ту-154
Парк пассажирских лайнеров министерства предлагается обновить за счет Ту-214 и SSJ 100Подробнее
Эпизод сериала "Шерлок" попал в интернет из-за халатности сотрудника Первого каналаЭпизод сериала "Шерлок" попал в интернет из-за халатности сотрудника Первого канала
Как выяснилось в ходе расследования, один из сотрудников случайно нарушил протоколы безопасностиПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи