Черный вторник для авиаторов

Во вторник российские аэропорты перестают обслуживать рейсы сразу двух авиакомпаний: "Авиационные линии Кубани" и "АэроСвит". Росавиация рекомендовала пассажирам сдавать билеты и не прибывать в аэропорты вылета воздушных судов

Черный вторник для авиаторов
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 10 декабря. INTERFAX.RU – Российский рынок воздушных перевозок во вторник теряет сразу две авиакомпании: российскую ОАО "Авиационные линии Кубани" (входит в авиационное подразделение "БазЭла") и украинскую "АэроСвит".

Росавиация уже обратилась к пассажирам "Кубани" с рекомендацией сдавать билеты и не прибывать в аэропорты вылета воздушных судов прекратившей свою операционную деятельность авиакомпании.

Ведомство намерено принять все меры для обеспечения перевозки пассажиров "Кубани" рейсами других авиакомпаний, а также возврата денежных средств за приобретенные билеты. "Ввиду того, что авиакомпания не сможет выполнить обязательства перед своими пассажирами, ОАО "Авиационные линии Кубани" обратилось к Росавиации с просьбой решить вопрос об их перевозке силами других авиакомпаний в рамках условий, определенных постановлением правительства России "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета авиационным перевозчикам для возмещения недополученных ими доходов в связи с обеспечением перевозки пассажиров, заключивших договор воздушной перевозки авиационным перевозчиком, в отношении которого принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта", - говорится в сообщении. На основании поручения Федерального агентства воздушного транспорта, во все аккредитованные агентства ТКП (Транспортной клиринговой палаты – ИФ) направлены телеграммы о прекращении продаж билетов на рейсы "Кубани", а также возврате денежных средств в полном объеме пассажирам, обратившимся с соответствующими заявлениями в агентства приобретения авиационных билетов.

Первые сигналы о нездоровой финансовой ситуации компании появились еще весной, а вопрос ухода с рынка был вопросом времени. Однако менеджмент компании уверял, что, несмотря на трудности, "Кубань" все же летать не прекратит, а ее владельцы с уверенностью смотрят в будущее, планируют развивать авиаперевозчика и закупать новые самолеты. В результате многократного повторения этих обнадеживающих тезисов чувство близкого конца авиакомпании к зиме практически сошло на нет.

В случае с "АэроСвитом" прощание, возможно, будет временным - если найдутся деньги. На настоящий момент совокупный долг украинской авиакомпании перед МАШ, ТЗК "Шереметьево" и "АэроМАШ -АБ" превысил 165,5 млн рублей. Начиная с 00:00 мск 11 декабря 2012 года все рейсы авиакомпании "Аэросвит" на прилет и вылет обслуживаться не будут (начиная с рейса VV 451 00:20 Киев (Борисполь) - Москва (Шереметьево). Пассажирам необходимо обращаться непосредственно в авиакомпанию. В первый день закрытия рейсов 11 декабря "Шереметьево" окажет необходимое содействие пассажирам в организации вылета. Авиакомпания "Аэрофлот" обеспечит вылет пассажирам код-шеринговых рейсов "АэроСвит", у которых имеются билеты российской авиакомпании.

О возможной остановке полетов украинского перевозчика стало известно на прошлой неделе, когда Росавиация и "Шереметьево" распространили пресс-релизы, где говорилось, что в случае непогашении задолженности обслуживание будет остановлено.

Все против "Кубани"

О финансовых проблемах "Кубани" стало известно в марте 2012 года. "Базовый элемент" изучал возможность передачи авиакомпании в управление стратегическому инвестору, говорилось, что одним из наиболее вероятных кандидатов на этот статус является администрация Краснодарского края. Предложения получали и профильные инвесторы - "Аэрофлот" и "ЮТэйр".

Чуть позже источники "Интерфакса" сообщили, что компания намерена сократить персонал более чем в 2 раза, до 400 человек. Сокращения были связаны с постепенным выводом из эксплуатации самолетов Як-42. Другой источник говорил "Интерфаксу", что компания имеет серьезные долги за аэропортовое обслуживание и лизинг иностранных воздушных судов. В парке компании на тот момент было шесть самолетов Boeing-737 и три A320.

На фоне этого у компании обострились взаимоотношения с базовым аэропортом "Внуково": его совладелец заявил о долге "Кубани" в 600 млн рублей, на что перевозчик ответил угрозой уйти в "Домодедово", впрочем, так и не выполненной.

В июле авиаперевозчик начал сокращать свой парк, выводя из эксплуатации самолеты Як-42. При этом вывод объяснялся улучшением предоставляемого сервиса, повышением эффективности перевозок и планами в дальнейшем сфокусироваться на эксплуатации самолетов иностранного производства.

Но планам компании - если они были на самом деле - не суждено было сбыться. В августе источники "Интерфакса" говорили, что Росавиация осенью вернется к вопросу о судьбе "Кубани". По их данным, еще весной поднимался вопрос об отзыве свидетельства эксплуатанта из-за нестабильной финансовой ситуации, а летом рассматривалась возможность запрета на выполнение "Кубанью" туристических чартерных рейсов.

У авиакомпании постоянно возникала задолженность за аэронавигацию, а общие долги перед поставщиками услуг составляли около 5 млрд рублей. "Для "Кубани" это серьезные долги, правда, половина приходится на аэропорты "БазЭл Аэро", остальной долг перед другими поставщиками. Главное опасение - что компанию перестанут обслуживать и заправлять, что может привести к внезапной остановке, и тогда придется выделять средства из бюджета на развоз пассажиров, как это было с авиакомпанией "Континент", - говорил источник.

Однако участники рынка, говорили, что Росавиация не допустит внезапной остановки авиакомпании, так как это чревато массовым скоплением пассажиров в аэропортах и социальным напряжением.

Уже в сентябре финансово-экономическое состояние "Кубани" вызывало опасение и у Минтранса РФ. Компания попала в третью группу риска (платежеспособность нестабильна, эксплуатант находится в кризисном состоянии, по мере роста дефицита ресурсов нарастает угроза неплатежеспособности и банкротства).

Источники уверяли, что по итогам очередной проверки компания перейдет из третьей группы в четвертую - глубокий кризис платежеспособности, высокий дефицит долгосрочных финансовых ресурсов обеспечения текущей деятельности.

Как итог, 10 декабря "Кубань" распространила официальное заявление о том, что с 11 декабря прекращает операционную деятельность и полеты воздушных судов. "Полеты воздушных судов "Кубани" будут прекращены с 00:00 11 декабря 2012 года. Основной причиной остановки деятельности авиакомпании является тяжелая финансовая ситуация и невозможность соблюдения ряда положений новых федеральных авиационных правил. Согласно данным правилам, в парке авиаперевозчика, осуществляющего регулярные воздушные перевозки, должны состоять не менее 8 воздушных судов вместимостью 55 и более пассажирских кресел", - говорится в сообщении.

Компания направила заявление в Арбитражный суд Краснодарского края о признании ее банкротом. Все претензии финансового характера будут рассматриваться в рамках процесса по управлению банкротством авиакомпании.

"Кубань" до настоящего времени эксплуатировала 6 воздушных судов, при этом три A319 авиакомпания вынуждена досрочно вернуть лизингодателям из-за невозможности своевременных выплат по контракту и имеющейся задолженности по платежам. "Данная мера - вынужденная. Мы пошли на этот шаг только в силу стечения ряда неблагоприятных для компании обстоятельств. В условиях отсутствия возможности снизить в низкий сезон себестоимость перевозок до уровня рентабельности, несовершенства механизмов субсидирования из бюджетов разных уровней дальнейшая деятельность компании, к сожалению, не представляется возможной", - приводит пресс-служба компании слова генерального директора Сергея Мордвинцева.

Украинский след

"Шереметьево" 5 декабря распространило сообщение о вынужденной приостановке обслуживания рейсов украинской авиакомпании "АэроСвит" с 10 декабря из-за долгов. В ходе продолжительных переговоров компаниям так и не удалось договориться о погашении имеющейся дебиторской задолженности авиаперевозчика.

Тогда же Росавиация заявила, что задолженность "АэроСвита" за аэронавигационное обслуживание на трассах составляет $1,07 млн, и еще $178 тыс. компания должна за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома. Российское ведомство также сообщило, что долги "АэроСвита" перед "Шереметьево" составляют порядка 95 млн рублей. Авиакомпания 20 ноября была своевременно уведомлена об установлении ограничений на выполнение регулярных и чартерных рейсов.

Компания была уведомлена, что задолженность должна быть погашена до 10 декабря.

Уже 6 декабря сама авиакомпания заявила, что рассчиталась по большей части обязательств за аэронавигацию в воздушном пространстве РФ и осуществила очередные проплаты за услуги ряда аэропортов. Эту информацию подтвердил и глава Росавиации Александр Нерадько, заявивший, что часть долгов за аэронавигацию была погашена. Но, по его информации, "Аэросвит" имеет существенные долги перед рядом российских аэропортов, как пример он привел "Шереметьево" и калининградский аэропорт "Храброво".

8 декабря поздно вечером стало известно, что "Шереметьево" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к "АэроСвиту" о взыскании задолженности на общую сумму около 92 млн рублей.

10 декабря "Шереметьево" официально заявило, что было принято решение о приостановке обслуживания "АэроСвита" с 11 декабря. По данным аэропорта, совокупный долг украинской авиакомпании перед МАШ, ТЗК "Шереметьево" и "АэроМАШ -АБ" превысил 165,5 млн рублей.

Росавиация в понедельник также объявила о прекращении аэронавигационного обслуживания всех рейсов "АэроСвита". Авиакомпания лишь частично погасила долг за навигацию на трассах и до сих пор имеет просроченную задолженность за предоставленные услуги перед филиалами ОРвД в размере $246 тыс. Однако Росавиация отметила, что в случае оплаты просрочки ведомство готово отменить введенные ограничения в день получения информации о перечислении денег. Таким образом, у украинского перевозчика, располагающего 28 бортами, шанс вернуться на российский рынок остается.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
В России
Отставки в Минобрнауки. ОбобщениеОтставки в Минобрнауки. Обобщение
Сценарий разделения министерства на два не исключен, но маловероятен, считают экспертыПодробнее
Генпрокуратура пообещала ограничиться административным наказанием для главы "Почты России"Генпрокуратура пообещала ограничиться административным наказанием для главы "Почты России"
Проверка Генпрокуратуры не выявила нарушений в начислении премий другим топ-менеджерам "Почты России"Подробнее
Первую советскую АПЛ в феврале снова спустят на водуПервую советскую АПЛ в феврале снова спустят на воду
К-3 "Ленинский комсомол" превратят в музейПодробнее
В офисе "Почты России" изъяли документы для проверки по поводу премии СтрашноваВ офисе "Почты России" изъяли документы для проверки по поводу премии Страшнова
Ранее Генпрокуратура потребовала возбудить против главы "Почты России" дело из-за премии в 95 млн рублейПодробнее
Полковник МВД задержан в Петербурге при получении взятки в 100 млн рублейПолковник МВД задержан в Петербурге при получении взятки в 100 млн рублей
Задержанный возглавляет отдел Главного управления собственной безопасности МВДПодробнее
"Почта России" изменила условия доставки из зарубежных интернет-магазинов"Почта России" изменила условия доставки из зарубежных интернет-магазинов
С нового года иностранным партнерам придется либо переходить на новые тарифы, либо самостоятельно доставлять посылки на пункт сортировки в город МирныйПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи