Датчики скоростей в "Протоне" установили "вверх ногами"

Есть обновление от 16:19

Аварийная комиссия Роскосмоса выяснила, что в упавшей в начале июля ракете "Протон-М" были неверно установлены датчики угловых скоростей. Производителем ракет является космический центр имени Хруничева

Датчики скоростей в "Протоне" установили "вверх ногами"
Фото: РИА Новости / Руслан Кривобок

Москва. 18 июля. INTERFAX.RU – Аварийная комиссия Роскосмоса установила, что авария ракеты-носителя "Протон-М" 2 июля произошла не по вине двигательной установки или системы управления, а из-за неверно установленных датчиков угловых скоростей.

Как сообщил в четверг замглавы Роскосмоса Александр Лопатин в четверг на брифинге, посвященном результатам работы аварийной комиссии, телеметрическая информация, эксперимент и анализ найденных фрагментов ракеты показывал, что на заводе-изготовителе датчики были установлены "вверх ногами". Производителем ракет "Протон-М" и разгонных блоков "Бриз-М" является космический центр имени Хруничева. Именно там с декабря 2011 г. по май 2013 г. находилась на хранении ракета-носитель.

Лопатин отметил, что операция по установке датчиков угловых скоростей на ракету-носитель "Протон-М" относится к особо сложной, требует особого контроля, но не контролируется военной приемкой. Более того, применяемые способы контроля не позволяют выявить неправильную установку датчиков на ракете-носителе во время наземной подготовки и испытаний. "Дефект проявился в полете и имеет производственный характер", - подчеркивается в документе.

Замглавы Роскосмоса рассказал, что установкой датчиков скоростей стороне изготовителя занимаются три человека: электромонтажник приборы устанавливает, "контрит", пломбирует и предъявляет мастеру, который после этого предъявляет установленные приборы представителю ОТК.

В ходе расследования аварии установлено, что все трое указанных специалистов расписались в журнале выполненных работ. Это была среда, вроде бы ничего не способствовало ошибке, но это произошло, сказал замглавы Роскосмоса. Лопатин сообщил, что комиссии известны имена работников, допустивших ошибку, но оглашать их пока рано.

Говоря о самих датчиках ПВ-301, которые изготовлены на предприятии "Корпус" (Саратов), Лопатин отметил, что к их качеству претензий нет.

По его словам, работа системы управления была исследована детально. Проверена технология изготовления приборов в Научно-производственном центре автоматики и приборостроения не выявила нарушений на предприятии.

Лопатин отметил, что информация, распространенная рядом СМИ после аварии, о том, что двигатели ракеты могли работать нештатно, не соответствует действительности. В частности, по его словам, отмеченный рядом наблюдателей бурый цвет выхлопных газов из реактивного двигателя ракеты, не был признаком их аномальной работы. Лопатин сообщил, что этот цвет характерен для модифицированного двигателя 14Д14М, в котором используются специальные компоненты для повышения мощности двигателя. "Ни о какой аномальной работе двигателя этот дым не свидетельствует", - сказал он.

Материалы расследования аварии ракеты "Протон-М" переданы в Генеральную прокуратуру. Он сказал, что с теми сотрудниками, которые допустили неправильную установку датчиков угловых скоростей на ракете "Протон-М", "проводится определенная работа". Проверяется, что эти сотрудники делали не только на этой ракете, но и на других.

Ракета "Протон-М" с тремя аппаратами "Глонасс-М" стартовала с 81-й площадки космодрома Байконур 2 июля. Почти сразу после отрыва от стартового стола она резко отклонилась от траектории полета, начала распадаться в воздухе, упала неподалеку от места старта и взорвалась. В результате аварии ракеты-носителя "Протон-М", отклонившейся от траектории полета, а затем взорвавшейся на территории космодрома Байконур, были потеряны три спутника системы глобального позиционирования ГЛОНАСС. Производство разбившегося "Протона-М" и трех спутников, а также организация их запуска обошлись России примерно в 4,4 млрд рублей.

Лопатин сообщил, что анализ циклограммы помог выявить, что команда "контакт подъема" прошла примерно на 0,4 сек. раньше расчетного времени, до фактического схода ракеты-носителя с опор. Аварийная комиссия Роскосмоса продолжит выяснять причину того, почему ракета-носитель "Протон-М" 2 июля ушла со старта раньше положенного времени. Как сообщил Ломатин, на днях будет сформирована рабочая группа, которая под его началом выедет на Байконур.

Кроме того, специальной российско-казахстанской комиссии еще предстоит оценить экологический ущерб от падения "Протона-М". Российские и казахстанские специалисты внесли около 300 тонн реагентов в район падения, работы по детоксикации были завершены на "Байконуре" 16 июля. По словам Лопатина, 26 июля специалисты возьмут пробы грунта и поймут, надо проводить работу дальше или нет. Он сообщил, превышение по компонентам топлива ракеты-носителя выявлено только в месте падения ракеты, угрозы жизни и здоровью людей на Байконуре и в районе падения не было.

Роскосмос рассчитывает к сентябрю возобновить пуски ракет "Протон-М"

Возобновление пусков ракет-носителей "Протон-М" будет возможно после завершения работы аварийной комиссии и принятия соответствующих мер. Роскосмосу предстоит оценить задел ракет "Протон-М", который имеется, отработать с головными институтами, предприятиями отрасли план устранения, недопущения аналогичных явлений, проконтролировать его выполнение.

По оценкам Лопатина эта работа может быть завершена к сентябрю. "Сделаем все, чтобы годовой план запусков ("Протонов" - ИФ-АВН) мы выполнили, хотя это сложно и напряженно", - сказал Лопатин.

Лопатин сообщил, что в дальнейшем Роскосмос пересмотрит цикл изготовления ракет-носителей и введет обязательную фото- и видеосъемку при их сборке.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
В России
"Яндекс" назвал самые популярные запросы за 2016 год"Яндекс" назвал самые популярные запросы за 2016 год
В топ попали выборы в России и США, Олимпиада в Рио-де-Жанейро, новые iPhone, лабутены и Pokemon GoПодробнее
Следователи отработают версию человеческого фактора при крушении Су-33Следователи отработают версию человеческого фактора при крушении Су-33
Предположительно тормозной трос мог оборваться из-за ошибки пилота во время приземленияПодробнее
Почти треть шампанского в российских магазинах оказалась газировкойПочти треть шампанского в российских магазинах оказалась газировкой
Такие напитки становятся игристыми не в результате естественного брожения, а искусственно - из-за добавления углекислого газаПодробнее
Горбачев назвал российское руководство одним из виновников развала СССРГорбачев назвал российское руководство одним из виновников развала СССР
Экс-президент СССР заявил, что он сам призывал сохранить Союз, но стремившиеся к власти руководители республик испугались егоПодробнее
Минздрав продолжит закупать уникальное медицинское оборудование за рубежомМинздрав продолжит закупать уникальное медицинское оборудование за рубежом
Как заверила глава ведомства Вероника Скворцова, запрет на закупки коснется только тех изделий, которые можно производить в РФПодробнее
В ЦУП не подтвердили появившиеся версии причин аварии "Прогресса"В ЦУП не подтвердили появившиеся версии причин аварии "Прогресса"
В Центре управления полетами напомнили, что выводы госкомиссии будут представлены не ранее 20 декабряПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи