Сергей Лавров: Итоги года

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью "Интерфаксу" подвел итоги уходящего года в российской внешней политике и обозначил задачи на 2009 год.

Сергей Лавров: Итоги года
Фото: Reuters

Москва. 15 декабря. INTERFAX.RU - Глава российского внешнеполитического ведомства в интервью "Интерфаксу" подвел итоги уходящего года в российской внешней политике, назвал важнейшие, по его мнению, изменения на международной арене и обозначил спектр задач на грядущий 2009 год

Сергей Викторович, Ваша оценка уходящего года, что было главным событием в международной жизни? Что удалось и что не удалось сделать в российской внешней политике? Какие ожидания Вы связываете с наступающим годом?

Это был год, насыщенный крупными международными событиями, которые, по сути дела, форсировали кристаллизацию международной обстановки на целом ряде важнейших направлений. Собственно, это и позволяет говорить о новом качестве геополитической ситуации.

К таким событиям я отнесу, прежде всего, грузинское нападение на Южную Осетию, на которое был дан предсказуемо решительный ответ с нашей стороны. При этом мы действовали в полном соответствии с международным правом, включая право на самооборону по Статье 51 Устава ООН, и нашими обязательствами по урегулированию грузино-югоосетинского конфликта. Режим в Тбилиси, грубо нарушив собственные обязательства по урегулированию, сам поставил крест на территориальной целостности Грузии в доконфликтных границах.

Кавказский кризис повлек за собой цепочку других событий, включая укрепление практического взаимодействия между Россией и Евросоюзом в европейских делах, обострение отношений с НАТО – своего рода момент истины, связанный с тем, что альянс однозначно занял сторону агрессора, игнорируя факты и реальную последовательность событий, а также отказавшись от нашего предложения срочно созвать Совет Россия-НАТО в разгар развязанной тбилисским режимом войны. В целом произошла реконфигурация евроатлантической политики с укреплением в ней роли Евросоюза и ослаблением натоцентризма. Стало ясно, что НАТО не может претендовать на солидную роль в Европе вне продуктивного контакта с Россией. Кажется, что в Североатлантическом альянсе это начинают понимать. На это указывают решения декабрьской встречи министров иностранных дел в Брюсселе.

Тут нам предстоит крайне непростой процесс нормализации, в рамках которого придется вернуться к разговору о Кавказском кризисе, от которого наши партнеры уклонились в августе. Очевидно, что для размораживания работы Совета Россия-НАТО (СРН) потребуется разобраться и с принципиальными основами нашего взаимодействия, зафиксированными в учредительных документах СРН, прежде всего – наши взаимные обязательства о недопустимости укрепления своей безопасности за счет ущемления безопасности других. Не для всех членов НАТО это обязательство стало руководством к действию.

Кавказский кризис сделал еще более актуальной инициативу президента Д.А.Медведева заключить Договор о европейской безопасности, дав старт соответствующему переговорному процессу на панъевропейском саммите. Было бы трудно более наглядно, чем это сделал режим Саакашвили, продемонстрировать неадекватность существующей европейской архитектуры безопасности с ее претензией на натоцентризм и настоятельную необходимость создания в Евро-Атлантике подлинно открытой системы коллективной безопасности, основанной на принципе ее неделимости. президент России конкретизировал свою инициативу в Эвиане и в ходе саммита Россия-Евросоюз в Ницце, где в ее поддержку высказался президент Франции Н.Саркози. Соответствующие обсуждения были запущены в рамках наших двусторонних контактов и в формате ОДКБ. А на заседании СМИД ОБСЕ в Хельсинки 4-5 декабря состоялось первое полноценное обсуждение нашей идеи на уровне министров иностранных дел уже в общеевропейском формате. Оно выявило значительный интерес со стороны подавляющего большинства партнеров.

В следующем году продолжим обмен мнениями с участием организаций, действующих в сфере безопасности в Евроатлантическом регионе. Убеждены, что в отсутствие позитивного общеевропейского процесса, который мы предлагаем, и без того разбалансированной европейской архитектуре грозит дальнейшая деградация.

Одно из важнейших событий – победа Б.Обамы на президентских выборах в США с внушительным мандатом на перемены. Весь мир в этом крайне заинтересован, и мы тоже желаем новой американской администрации успехов на пути перемен, в том числе перемен к лучшему в наших отношениях. Основа для этого есть. Это и сочинская Декларация о стратегических рамках российско-американских отношений, принятая президентами В.В.Путиным и Дж.Бушем в апреле, и та позитивная программа, которая была изложена президентом Д.А.Медведевым в его выступлении в Совете по международным отношениям в Вашингтоне 15 ноября 2008 года.

Я бы также выделил очередное обострение глобального финансового кризиса, имеющего американские корни. Наряду с Кавказским кризисом это, как сказал президент Д.А.Медведев, еще один пример того, как локальные проблемы приобретают всеобщее значение в условиях глобализирующегося мира. Финансовый кризис, о глубине и масштабах которого еще рано судить, в то же время формирует позитивную повестку дня для всего международного сообщества. Такая перефокусировка в сторону насущных, реальных задач оздоровления глобальной финансовой системы и мировой экономики, самым непосредственным образом затрагивающих интересы всех государств и их граждан, может иметь весьма благоприятные последствия для всей глобальной политики. Уйдут в стороны надуманные проблемы, основанные на инерции и предрассудках политики прошлого. А главное, мы сможем через сотрудничество в деле реформирования валютно-финансовой системы наработать критическую массу доверия, что позволит, надеюсь, некоторым нашим западным партнерам по-новому, в реальной, а не виртуальной системе координат взглянуть на разделяющие нас разногласия по ряду острых международных и региональных вопросов.

Такую надежду внушает процесс коллективного обсуждения проблематики мировой экономики и финансов, запущенный Вашингтонским саммитом "двадцатки" с участием России 15 ноября. Это – яркий пример безальтернативности многосторонней дипломатии в решении общих для всех проблем. Мы внесли конструктивный вклад в успех саммита, что было признано нашими партнерами. Будем и дальше действовать в этом духе.

В позитив я бы занес дальнейшее развитие интеграционных процессов на пространстве СНГ, включая одобрение Стратегии экономического развития Содружества до 2020 года и подписанные в ЕврАзЭС международные договоры, формирующие правовую базу Таможенного союза в составе России, Белоруссии, Казахстана. Укреплялось многостороннее сотрудничество в сфере безопасности по линии ОДКБ. Повышению эффективности взаимодействия с партнерами призвано служить созданное при МИД России Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству.

Россия в целом продолжала активно содействовать формированию механизмов коллективного лидерства ведущих государств, призванного обеспечить восстановлению управляемости мирового развития на современном этапе. На это было направлено наше участие в работе "Группы восьми", включая июльский саммит в Японии, дальнейшее развитие взаимодействия в тройке Россия-Индия-Китай и становление диалогового механизма в формате БРИК. Состоялись первая отдельная встреча министров иностранных дел стран БРИК в Екатеринбурге и первая встреча их министров финансов в Рио-де-Жанейро "на полях" министерской встречи "двадцатки" в порядке подготовки Вашингтонского саммита. Важный импульс двусторонним отношениям с новыми центрами экономического роста и политического влияния придали визиты президента Д.А.Медведева в Китай, Бразилию и Индию.

Не будет преувеличением сказать, что ноябрьские визиты президента Д.А.Медведева в Перу, Бразилию, Венесуэлу и на Кубу ознаменовали возвращение России в регион Латинской Америки и Карибского бассейна. Поступательно развивалось сотрудничество со странами Ближнего Востока и Северной Африки. Здесь историческое значение имел обмен визитами на высшем уровне с Ливией. Мы продолжали свою принципиальную линию на развитие взаимо-привилегированных отношений со всеми заинтересованными странами, в каком бы районе мира они ни находились.

12 июля 2008 года президент Д.А.Медведев утвердил новую Концепцию внешней политики России, в которой в духе преемственности подтверждена наша приверженность целям укрепления коллективных и правовых начал в международных отношениях, становления полицентричного миропорядка, а также таким принципам, как прагматизм, твердое, но неконфронтационное продвижение национальных интересов, многовекторность, защита российских граждан в соответствии с международным правом, поддержка российского бизнеса в конкурентной борьбе на мировых рынках. Серьезный разговор на эти темы состоялся на июльском совещании послов и постоянных представителей России, в котором принял участие президент.

На встрече Д.А.Медведева с представителями российских СМИ 31 августа и, в особенности, в его первом ежегодном Послании Федеральному Собранию 5 ноября и последовавших поручениях Правительству сформулирована целостная стратегия реализации Концепции внешней политики в новых международных условиях.

Убежден, что на уровне теории и анализа, подтверждаемых развитием событий, а также на уровне практической политики мы хорошо подготовлены к выполнению задач, которые ставит перед российской дипломатией руководство страны. Как отмечал президент Д.А.Медведев, мы готовы к любому развитию событий, но, разумеется, будем продолжать последовательно продвигать в международных делах позитивную, объединительную повестку дня, способствовать радикальному перелому к лучшему в трансформации всей сложившейся системы глобального управления, включая ее материальный фундамент, в соответствии с требованиями времени.

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
В России
Генпрокуратура рассмотрит запрос о проверке слов замглавы Transparency International Russia о ПоклонскойГенпрокуратура рассмотрит запрос о проверке слов замглавы Transparency International Russia о Поклонской
Сотрудник антикоррупционного центра собрался провести расследование в отношении экс-прокурора Крыма, предложившей проверить Transparency International на предмет коррупцииПодробнее
Обвиняемый в терроризме курсант попросил Шойгу разобраться в его делеОбвиняемый в терроризме курсант попросил Шойгу разобраться в его деле
Следствие полагает, что 19-летний курсант Военно-космической академии Вадим Осипов, якобы принявший ислам, готовил вооруженный захват своей казармыПодробнее
Режим ЧС федерального уровня введен в трех регионахРежим ЧС федерального уровня введен в трех регионах
Местные власти смогут задействовать ресурсы из центра для решения проблемПодробнее
МВД не нашло фактов коррупции в расследовании Навального о МедведевеМВД не нашло фактов коррупции в расследовании Навального о Медведеве
Сам Медведев называл расследование "лживым продуктом политических проходимцев"Подробнее
Путин предложил повысить зарплаты не попавшим под майские указы бюджетникамПутин предложил повысить зарплаты не попавшим под майские указы бюджетникам
Он попросил членов правительства не затягивать решение этого вопросаПодробнее
Участник мартовской акции в Москве осужден на полтора года колонииУчастник мартовской акции в Москве осужден на полтора года колонии
Приговор Александру Шпакову стал вторым обвинительным приговором по делу о насилии над полицейским на акции 26 марта в столицеПодробнее
"Ведомости" в рамках мирового соглашения опубликуют опровержение статьи о Фридмане"Ведомости" в рамках мирового соглашения опубликуют опровержение статьи о Фридмане
В газете признали, что опубликовали статью, не обратившись за комментариями напрямую к бизнесменуПодробнее
В Минкомсвязи не нашли предпосылок для блокировки TelegramВ Минкомсвязи не нашли предпосылок для блокировки Telegram
Ранее "Ведомости" писали, что Роскомнадзор попросил Telegram предоставить данные для внесения в реестр организаторов распространения информацииПодробнее
В России отменили открепительные удостоверения на выборахВ России отменили открепительные удостоверения на выборах
Избиратель будет вправе проголосовать по месту нахождения, подав заявление о включении в список избирателейПодробнее
В Госдуму внесен законопроект о регулировании работы мессенджеровВ Госдуму внесен законопроект о регулировании работы мессенджеров
Он, в частности, предполагает обязательную идентификацию пользователейПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи