Ошибки, неисправности, алкоголь

Эксперты считают, что главной причиной сентябрьской катастрофы Боинга под Пермью были ошибки экипажа и "болезненное состояние его командира"

Ошибки, неисправности, алкоголь
Фото: Reuters

Москва. 2 февраля. INTERFAX.RU – На минувшей неделе Межгосударственный авиационный комитет объявил, что расследование причин авиакатастрофы под Пермью в сентябре прошлого года, завершено. По словам председателя Межгосударственного авиационного комитета Татьяны Анодиной, техническая комиссия МАК, занимавшаяся расследованием, уже передала все материалы по делу в правительственную комиссию, созданную для изучения обстоятельств катастрофы. "Причина установлена однозначно. Никаких замечаний, особых мнений нет, - отметила она. - В ближайшее время все данные будут официально опубликованы". Сегодня же газета "Коммерсант" опубликовала мнение экспертов, принимавших участие в расследовании. По их мнению, "падению лайнера способствовали неправильные действия диспетчера, особенности конструкции и техническая неисправность машины". Однако главной причиной трагедии называются "ошибки экипажа и болезненное состояние его командира Родиона Медведева".

Боинг-737, принадлежавший авиакомпании "Аэрофлот-Норд", 14 сентября 2008 г. выполнял рейс Москва-Пермь. Самолет разбился уже при подлете к пункту назначения, упав на железнодорожные пути между двумя районами города. Обломки воздушного лайнера разбросало на площади 4 тыс. кв. метров. В результате катастрофы погибли 88 человек. Ранее среди причин случившегося называли действия экипажа и особенности навигационных приборов, непривычных для российской команды. По мнению экспертов, которые приводит газета, причиной трагедии могла стать совокупность всех факторов.

Во-первых, "пилот как будто спешил почему-то". "Спросив, все ли у него в порядке и получив утвердительный ответ, я приказал ему выполнять повторный заход и "повел" его снова по схеме, как положено", - процитировала газета руководителя полетов Большого Савина Эрика Бикбов. Он вел самолет почти до самого момента аварии и ранее обвинял экипаж в "неадекватности". "На высоте 1200 немножко приостановился. Уже была слишком большая высота, он был близко к аэродрому. Уже зайти на посадку с этого захода было невозможно. Поэтому я ему дал указание сделать повторный запрос, дал ему курс к третьему завороту. Экипаж принял указание, а сам его не выполнял. Я дал ему курс - правый поворот, а пошел влево. Я его спросил: "У вас все нормально?" Он сказал: "Да, подтверждаю", - заявлял Бикбов. Я его отдал на связь другому диспетчеру, который управляет как раз на этом круге. Он на связь с тем диспетчером не вышел, а высота начала резко падать. И когда высота была примерно 600, я услышал крик. Я крикнул ему: "Сохраняйте 600". Он на это не отвечал, а потом через секунду я услышал вспышку. И там, в районе города, в одном из районов, такая вспышка и зарево. Я понял, что он уже упал, и быстро начал объявлять тревогу. Он ничего не успел сообщить. И он вел себя неадекватно. Он не выполнял команды. Возможно, что-то происходило, но он не хотел об этом сообщать", - рассказывал руководитель полетами.

Но, как отмечает издание, по мнению специалистов, сам диспетчер имел право изменить условия посадки лишь в экстренной ситуации. Тем не менее, он задержал садящийся лайнер, чтобы, как считают эксперты, предоставить полосу для взлета пассажирского аэробуса компании Lufthansa. "После отключения автоматики пилотам пришлось вручную выставлять, в том числе и режим работы двигателей, перемещая так называемые рычаги управления двигателями, или РУДы", - говорится в материале. А когда управлявший посадкой второй пилот Рустем Аллабердин взялся за РУДы, свел их вместе и переместил вперед, чтобы увеличить тягу, лайнер резко повело влево. При этом источники газеты объясняют это тем, что на турбинах Боинга изначально присутствовал разнотяг - правый двигатель развивал большую мощность. Пилоты, по версии экспертов, не поняли, в какой именно крен они попали. Один из них, как следует из распечатки переговоров, утверждал, что лайнер уходит вправо, в то время как другой доказывал обратное. "Победил в этом споре тот, кто был неправ: добавив левый крен, пилоты сорвали самолет в неуправляемый штопор, пишет газета.

Во-вторых, эксперты полагают также, что дезориентации пилотов способствовала непривычная для них индикация приборов. Ранее руководство авиакомпании "Аэрофлот-Hорд", которой принадлежал борт, заявляло, что одной из причин случившегося мог стать прибор навигации, который имеет нетипичную для российских авиаторов шкалу.

"Можно предположить, что это могло быть одним из факторов, приведшим к трагическим последствиям", - было сказано в сообщении пресс-службы авиакомпании, распространенном вскоре после трагедии. Дело в том, что российский авиагоризонт имеет обратную индикацию: пилот в нем видит качающийся символ самолета на фоне неподвижного горизонта, а иностранные показывает реальный вид из кабины - качающийся горизонт. Эксперты считают, что летчики, конечно, знали об особенностях авиагоризонтов в Боинге, но эта индикация была для них непривычной.

И, наконец, ошибочные действия пилотов при посадке, "очевидно, можно объяснить… еще одним обстоятельством: в мышечных тканях погибшего командира экипажа судмедэксперты обнаружили алкоголь", пишет газета. По мнению экспертов, сам этот факт не свидетельствует о том, что летчик был пьян. Тем не менее, большинство экспертов пришли к выводу, что свою последнюю посадку командир совершал, будучи в некоем болезненном состоянии. Об этом свидетельствуют, в частности, его переговоры с диспетчером и вторым пилотом. Командир, например, замедленно реагировал на сообщения собеседников, растягивая слова, что, впрочем, можно было объяснить его природной особенностью - заиканием. С другой стороны, перед тем, как приступить к посадке по приборам, пилоты спорили о том, кому из них вести машину к земле. "Ты же сам видишь, что я не могу", - зафиксировали самописцы слова командира в тот момент, когда он передавал штурвал напарнику.

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
В России
В Минобороны отчитались о ходе строительства железной дороги в обход УкраиныВ Минобороны отчитались о ходе строительства железной дороги в обход Украины
Выполнено 97% земляных работ, ведутся работы по укладке верхнего строения путиПодробнее
В МИД РФ назвали высылку дипломатов из Эстонии провокацией ТаллинаВ МИД РФ назвали высылку дипломатов из Эстонии провокацией Таллина
Во внешнеполитическом ведомстве пообещали адекватно ответить на "враждебную акцию" соседней страныПодробнее
Песков не увидел давления властей на деятелей искусства из-за проверокПесков не увидел давления властей на деятелей искусства из-за проверок
Пресс-секретарь президента не стал комментировать фразу "да дураки", произнесенную во время беседы Путина и актера МироноваПодробнее
Усманов выразил готовность доказать в суде отсутствие судимости за изнасилованиеУсманов выразил готовность доказать в суде отсутствие судимости за изнасилование
Представители Усманова отмечают, что в книге экс-посла Великобритании Крейга Мюррея, на которую ссылается Навальный, информации об изнасиловании нетПодробнее
Госдума ужесточила наказание за склонение подростков к самоубийствуГосдума ужесточила наказание за склонение подростков к самоубийству
В новой статье закона предусматривается ответственность за вовлечение в "игры смерти"Подробнее
Режиссер Учитель напомнил о продолжавшихся месяц проверках на киностудииРежиссер Учитель напомнил о продолжавшихся месяц проверках на киностудии
Его удивили новые проверки, так как прошлые не выявили никаких нарушенийПодробнее
По обращению Поклонской начата проверка кинокомпании режиссера УчителяПо обращению Поклонской начата проверка кинокомпании режиссера Учителя
По данным источника "Интерфакса", проверка связана с расходованием бюджетных средств киностудией УчителяПодробнее
Экс-главу "Седьмой студии" Итина отправили под домашний арестЭкс-главу "Седьмой студии" Итина отправили под домашний арест
Руководителей "Седьмой студии" обвиняют в похищении 200 млн бюджетных рублейПодробнее
Марат Сафин решил сложить депутатские полномочияМарат Сафин решил сложить депутатские полномочия
Комитет по регламенту принял решение удовлетворить просьбу спортсменаПодробнее
В Госдуме отвергли идею заменить депутатов роботамиВ Госдуме отвергли идею заменить депутатов роботами
"А люди куда денутся? Людей все больше и больше", - задались вопросом в ДумеПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи