Ошибки, неисправности, алкоголь

Эксперты считают, что главной причиной сентябрьской катастрофы Боинга под Пермью были ошибки экипажа и "болезненное состояние его командира"

Ошибки, неисправности, алкоголь
Фото: Reuters

Москва. 2 февраля. INTERFAX.RU – На минувшей неделе Межгосударственный авиационный комитет объявил, что расследование причин авиакатастрофы под Пермью в сентябре прошлого года, завершено. По словам председателя Межгосударственного авиационного комитета Татьяны Анодиной, техническая комиссия МАК, занимавшаяся расследованием, уже передала все материалы по делу в правительственную комиссию, созданную для изучения обстоятельств катастрофы. "Причина установлена однозначно. Никаких замечаний, особых мнений нет, - отметила она. - В ближайшее время все данные будут официально опубликованы". Сегодня же газета "Коммерсант" опубликовала мнение экспертов, принимавших участие в расследовании. По их мнению, "падению лайнера способствовали неправильные действия диспетчера, особенности конструкции и техническая неисправность машины". Однако главной причиной трагедии называются "ошибки экипажа и болезненное состояние его командира Родиона Медведева".

Боинг-737, принадлежавший авиакомпании "Аэрофлот-Норд", 14 сентября 2008 г. выполнял рейс Москва-Пермь. Самолет разбился уже при подлете к пункту назначения, упав на железнодорожные пути между двумя районами города. Обломки воздушного лайнера разбросало на площади 4 тыс. кв. метров. В результате катастрофы погибли 88 человек. Ранее среди причин случившегося называли действия экипажа и особенности навигационных приборов, непривычных для российской команды. По мнению экспертов, которые приводит газета, причиной трагедии могла стать совокупность всех факторов.

Во-первых, "пилот как будто спешил почему-то". "Спросив, все ли у него в порядке и получив утвердительный ответ, я приказал ему выполнять повторный заход и "повел" его снова по схеме, как положено", - процитировала газета руководителя полетов Большого Савина Эрика Бикбов. Он вел самолет почти до самого момента аварии и ранее обвинял экипаж в "неадекватности". "На высоте 1200 немножко приостановился. Уже была слишком большая высота, он был близко к аэродрому. Уже зайти на посадку с этого захода было невозможно. Поэтому я ему дал указание сделать повторный запрос, дал ему курс к третьему завороту. Экипаж принял указание, а сам его не выполнял. Я дал ему курс - правый поворот, а пошел влево. Я его спросил: "У вас все нормально?" Он сказал: "Да, подтверждаю", - заявлял Бикбов. Я его отдал на связь другому диспетчеру, который управляет как раз на этом круге. Он на связь с тем диспетчером не вышел, а высота начала резко падать. И когда высота была примерно 600, я услышал крик. Я крикнул ему: "Сохраняйте 600". Он на это не отвечал, а потом через секунду я услышал вспышку. И там, в районе города, в одном из районов, такая вспышка и зарево. Я понял, что он уже упал, и быстро начал объявлять тревогу. Он ничего не успел сообщить. И он вел себя неадекватно. Он не выполнял команды. Возможно, что-то происходило, но он не хотел об этом сообщать", - рассказывал руководитель полетами.

Но, как отмечает издание, по мнению специалистов, сам диспетчер имел право изменить условия посадки лишь в экстренной ситуации. Тем не менее, он задержал садящийся лайнер, чтобы, как считают эксперты, предоставить полосу для взлета пассажирского аэробуса компании Lufthansa. "После отключения автоматики пилотам пришлось вручную выставлять, в том числе и режим работы двигателей, перемещая так называемые рычаги управления двигателями, или РУДы", - говорится в материале. А когда управлявший посадкой второй пилот Рустем Аллабердин взялся за РУДы, свел их вместе и переместил вперед, чтобы увеличить тягу, лайнер резко повело влево. При этом источники газеты объясняют это тем, что на турбинах Боинга изначально присутствовал разнотяг - правый двигатель развивал большую мощность. Пилоты, по версии экспертов, не поняли, в какой именно крен они попали. Один из них, как следует из распечатки переговоров, утверждал, что лайнер уходит вправо, в то время как другой доказывал обратное. "Победил в этом споре тот, кто был неправ: добавив левый крен, пилоты сорвали самолет в неуправляемый штопор, пишет газета.

Во-вторых, эксперты полагают также, что дезориентации пилотов способствовала непривычная для них индикация приборов. Ранее руководство авиакомпании "Аэрофлот-Hорд", которой принадлежал борт, заявляло, что одной из причин случившегося мог стать прибор навигации, который имеет нетипичную для российских авиаторов шкалу.

"Можно предположить, что это могло быть одним из факторов, приведшим к трагическим последствиям", - было сказано в сообщении пресс-службы авиакомпании, распространенном вскоре после трагедии. Дело в том, что российский авиагоризонт имеет обратную индикацию: пилот в нем видит качающийся символ самолета на фоне неподвижного горизонта, а иностранные показывает реальный вид из кабины - качающийся горизонт. Эксперты считают, что летчики, конечно, знали об особенностях авиагоризонтов в Боинге, но эта индикация была для них непривычной.

И, наконец, ошибочные действия пилотов при посадке, "очевидно, можно объяснить… еще одним обстоятельством: в мышечных тканях погибшего командира экипажа судмедэксперты обнаружили алкоголь", пишет газета. По мнению экспертов, сам этот факт не свидетельствует о том, что летчик был пьян. Тем не менее, большинство экспертов пришли к выводу, что свою последнюю посадку командир совершал, будучи в некоем болезненном состоянии. Об этом свидетельствуют, в частности, его переговоры с диспетчером и вторым пилотом. Командир, например, замедленно реагировал на сообщения собеседников, растягивая слова, что, впрочем, можно было объяснить его природной особенностью - заиканием. С другой стороны, перед тем, как приступить к посадке по приборам, пилоты спорили о том, кому из них вести машину к земле. "Ты же сам видишь, что я не могу", - зафиксировали самописцы слова командира в тот момент, когда он передавал штурвал напарнику.

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
В России
Владельцу "Ведомостей" Демьяну Кудрявцеву аннулировали российское гражданствоВладельцу "Ведомостей" Демьяну Кудрявцеву аннулировали российское гражданство
Ранее он заявлял, что это не помешает работе изданияПодробнее
Краснодарская судья Хахалева сочла себя жертвой информационной атакиКраснодарская судья Хахалева сочла себя жертвой информационной атаки
Она заявила, что может подать иск против тех, кто раздул скандал из "обычной для южных регионов России свадьбы"Подробнее
Путин назвал главными ценностями жизнь, любовь и свободуПутин назвал главными ценностями жизнь, любовь и свободу
Отвечая на вопросы воспитанников "Сириуса", президент рассказал, что сердится на себя, если ему не удается сдержаться в стрессовой ситуацииПодробнее
Дочь Немцова обжаловала приговор по делу о его убийствеДочь Немцова обжаловала приговор по делу о его убийстве
Она считает, что это преступление нужно было квалифицировать как посягательство на жизнь государственного деятеляПодробнее
Большинство россиян выступили за раздельное существование ДНР, ЛНР и УкраиныБольшинство россиян выступили за раздельное существование ДНР, ЛНР и Украины
По мнению 80% респондентов, в интересах России мирные переговоры и замораживание конфликтаПодробнее
Песков опроверг продажу на аукционе якобы принадлежавших Путину часовПесков опроверг продажу на аукционе якобы принадлежавших Путину часов
Пресс-секретарь президента РФ констатировал, что аукционный дом, вероятно был нечестен с покупателемПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи