Турбулентность как норма жизни авиации

Кризис в российской авиационной отрасли разразился раньше финансово-экономического кризиса. После коллапса альянса AiRUnion чиновники придумывали механизмы поддержки отрасли, но компании по-прежнему выживали сами. Сейчас печальная судьба постигла "КД авиа", но это могут быть еще только цветочки, отмечают специалисты

Москва. 18 сентября. IFX.RU - Российская авиаотрасль к началу глобального финансово-экономического кризиса успела пережить собственный. В конце 2007 года авиаперевозчики столкнулись с 70%-ным ростом цен на керосин, что резко увеличило расходы авиакомпаний. К осени перевозчики уже "ослабли" и нуждались в заемных средствах, однако кризис не позволил привлекать кредитные ресурсы для реструктуризации предыдущих заимствований.

После того, как в августе 2008 года прекратили полеты авиакомпании альянса AiRUnion, участники рынка ждали других громких банкротств. Чиновники проводили совещание за совещанием, придумывая механизмы поддержки отрасли, которые в конечном итоге, как отмечают эксперты, оказались неэффективными.

Авиакомпании на протяжении года боролись за выживание самостоятельно. В этих условиях произошла только одна громкая остановка - в начале сентября этого года из-за финансовой несостоятельности перестала выполнять полеты калининградская "КД Авиа". Наступающий осенний сезон снова будет тяжелым для отрасли, которая может понести новые потери.

Аварийная посадка

К началу общемирового кризиса авиакомпании уже пребывали не в лучшей форме. Почти двукратный рост цен на авиационное топливо, начавшийся еще в сентябре 2007 года, не позволил накопить необходимые ресурсы, чтобы исправно отлетать зимний, традиционно низкий сезон. Оплата керосина - основная расходная статья авиакомпаний, особенно большинства российских, в парке которых топливозатратные отечественные самолеты.

Чиновники Минтранса и Росавиации еще летом 2008 года заговорили о необходимости принятия срочных мер, которые бы способствовали снижению стоимости топлива. Прогнозы экспертов уже тогда вызывали серьезные опасения в финансовой устойчивости авиакомпаний, однако предложенные тогда меры так и не были реализованы. К осени, когда цена на нефть и нефтепродукты поползла вниз, необходимость в них отпала вовсе.

Между тем, последствия не заставили себя долго ждать. Начало общемирового кризиса в России было отмечено беспрецедентным для гражданской авиации РФ событием: надорвавшись от финансовых обязательств, остановился авиаальянс AiRUnion. И пока Америка безуспешно искала пути спасения Lehman Brothers, чиновники Минтранса и Росавиции уже собирали застрявших по всей стране пассажиров AiRUnion.

Пристегните ремни

Вслед за AiRUnion проблемы начались у других, более мелких перевозчиков - в октябре перебои с выполнением рейсов возникли у "Интеравиа" и "Дальавиа". Эти компании также не могли рассчитаться с кредиторами и обеспечить текущие перевозки, что повлекло за собой их банкротства.

Начавшийся в октябре кризис ликвидности впервые обнажил проблемы с доступом к кредитным ресурсам для отрасли. Калининградская "КД Авиа", еще в докризисные времена сформировавшая непосильную долговую нагрузку, была первой на авиарынке, допустившей дефолт по облигационному займу. Она же самостоятельно предупредила Росавиацию о возможности остановки в случае, если не получит доступа к "живым деньгам".

В октябре Минтранс и Росавиация в срочном порядке начали разрабатывать механизмы господдержки авиакомпаний, предложив перевозчикам обозначить свои потребности в финансировании. Заявки авиакомпаний продемонстрировали наличие крупных просроченных обязательств практически у всех участников рынка, включая второго по величине российского перевозчика авиакомпанию "Сибирь". Исключение составили "Аэрофлот", "Трансаэро" и UTair, которые и на сегодня остаются наиболее устойчивыми в финансовом плане.

В неофициальных беседах чиновники Росавиации и Минтранса не скрывали, что ожидают скорых остановок других крупных компаний - в случае, если государство не выделит средств для поддержания отрасли. По прогнозам осени 2008 года, серьезные проблемы должны были начаться ближе к весне, когда компании бы исчерпали средства на поддержание операционной деятельности.

В ожидании дозаправки

К началу года правительством РФ были разработаны и утверждены основные меры поддержки авиаотрасли.

Две основные схемы должны были открыть доступ авиакомпаний к долгожданным кредитным ресурсам. Во-первых, крупнейшие перевозчики были включены в список системообразующих предприятий, претендовавших на госгарантии по кредитам - в течение 2009 года на эти цели было зарезервировано 30 млрд рублей. Во-вторых, правительственное постановление утвердило порядок предоставления госбанкам субсидий по сделкам кредитования авиакомпаний. Общая сумма субсидий предполагала выделение аналогичной же суммы - 30 млрд рублей. Постановление рассчитано на авиакомпании, которые перевозят более 1 млн пассажиров в год и у которых более половины выполняемых рейсов - регулярные.

По одной из двух схем (либо одновременно по обеим) денежные средства под гарантии государства должны были получить "Аэрофлот - российские авиалинии", "Сибирь" (S7), "Трансаэро", UTair, "Уральские авиалинии", ООО "Авиакомпания" (структура "Росавиа"), ГТК "Россия", "КД Авиа", "Аэрофлот - Дон".

Еще в октябре прошлого года, когда была утверждена первая из схем, вице-премьер РФ Сергей Иванов уверял, что, по его информации, у авиакомпаний "сложностей с получением средств нет".

Между тем, за год единственной из авиакомпаний, которая смогла воспользоваться господдержкой, стала "Трансаэро". Уже в начале года другие участники рынка сетовали на то, что погрязли в переговорах с банками, которые если и соглашались кредитовать перевозчика - то только на рыночных условиях. Также банки требовали залоговое обеспечение, в то время как авиаперевозчики в общей массе не располагают собственностью - самолеты, как правило, эксплуатируются на условиях финансового или операционного лизинга.

Как отмечают эксперты, механизмы оказались неэффективными и непродуманными: госпомощь не дошла до потенциальных получателей. Финансовые проблемы авиакомпаний были лишь отодвинуты с началом летнего сезона.

Экипаж "КД авиа" прощается с вами

Весной этого года правительством было принято единственное решение об оказании адресной помощи в авиаотрасли - калининградской "КД Авиа" были обещаны 4 млрд рублей бюджетных средств. Дважды за год компания была на грани остановки из-за требований лизингодателей изъять из оборота самолеты, однако надежда на помощь правительства сдерживала пыл кредиторов и лизингодателей.

Уже в июле премьер-министр РФ Владимир Путин объявил о том, что 4 млрд рублей перечислены в бюджет Калининградской области для целевого финансирования "КД Авиа". Выделенные государством 4 млрд рублей необходимо было внести в уставный капитал "КД Авиа" в ходе допэмиссии, что размыло бы долю основного кредитора и собственника компании - банка "Санкт-Петербург" (РТС: STBK). В конечном счете области и банку не удалось договориться об условиях проведения допэмиссии - по любому из предлагавшихся вариантов банк терял контроль над компанией.

С 5 сентября компания прекратила выполнять полеты и с 14 сентября лишилась сертификата эксплуатанта. Калининградская область решила распорядиться деньгами по собственному усмотрению - все они будут направлены на создание нового перевозчика, который будет базироваться в аэропорту "Храброво".

Осенью снова затрясет

Эксперты отмечают, что за год кризиса авиакомпании вынуждены были решать свои проблемы самостоятельно. Попытки государства как-либо помочь успехом не увенчались. "Меры, принятые правительством РФ для поддержки авиаотрасли, отказались крайне неэффективными. Как мы видим, они не только не дали нужного эффекта - перевозчики даже не смогли ими воспользоваться", - сказал глава отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

"Одно дело пообещать деньги, совсем другое - перевозчику, у которого, как правило, нет собственности, идти и договариваться с банками. Чтобы выдать кредиты банки требуют залоги, а между тем практически у всех компаний - за исключением "Аэрофлота", "Трансаэро" и UTair - по ранее выданным кредитам заложены даже акции", - отмечает глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

Он добавил, что кредитовать перевозчиков под будущую выручку, как это принято в авиаотрасли, сейчас никто не будет. Компании продолжают переговоры о реструктуризации своих долгов. В частности "Сибирь", допустившая в марте дефолт по облигационному займу, исправно проводит частичное погашение займа и вот-вот договорится с Альфа-банком о реструктуризации долгов на сумму около 10 млрд рублей. "Атлант-Союз" с участием Москвы добивается возврата 3,8 млрд рублей, потраченных им на развоз пассажиров обанкротившегося AiRUnion.

По словам экспертов, финансово устойчивыми на сегодня - как и год назад - остаются только "Аэрофлот", "Трансаэро" и UTair.

"На мой взгляд, и у "Сибири", "Атлант-Союза", "дочек" "Аэрофлота", ГТК "Россия", других компаний, действительно, серьезные проблемы. И если сейчас будут приниматься меры к тому, чтобы стабилизировать положение в компаниях, то они смогут выстоять. А если, как у нас это принято, чиновники бросят им спасательный кирпич - новых остановок не избежать", - отметил О.Пантелеев. По его словам, речь идет о механизме защиты пассажиров, который Минтранс обещает принять к началу зимнего сезона. В качестве одного из вариантов на деньги компаний чиновники предлагают создать страховой фонд, который аккумулирует средства, необходимые на случай форс-мажора.

"Введение этих мер спровоцирует рост цен на билеты, поскольку эти расходы компании могут покрыть только лишь за счет пассажиров. Деньги, заработанные за летний сезон, ушли на погашение долгов, а привлекать кредит за 20% годовых никто себе не позволит", - отмечает О.Пантелеев.

Эксперты указывают на то, что некоторая стабилизация перевозок в летние месяцы (спад в начале года составлял около 20%, в июле - 10,7%) связана с сезонностью и осенью спад вновь продолжится. "Летняя стабилизация может быть связана с тем, что пассажиры решили вместо двух привычных отпусков оставить только один - летний. Возможно, осенью сокращение объемов перевозок продолжится", - считает аналитик ИФК "Метрополь" Надежда Тимохова. И как будут ощущать себя участники рынка - зависит от того, сколько средств им удалось аккумулировать в высокий сезон.

"Я считаю, что в первой десятке проблем не будет, возможны банкротства более мелких компаний. Однако если рост цен на нефть продолжится - это больно ударит по авиарынку", - сказала она.

"Низкий сезон будет тяжелым, ожидать особенного роста не приходится, поэтому финансовое состояние компаний неминуемо ухудшится", - считает Б.Рыбак. Он отмечает, что чиновники по-прежнему не могут оказать реальной помощи отрасли, а недавно введенная практика финансового мониторинга - бесполезная мера.

"Смотри - не смотри, денег все равно не появится. Главное, чтобы, как в случае с AiRUnion, среди кредиторов, аэропортов, заправщиков не началась паника, и они не стали требовать срочного возврата своих средств", - отмечает он.

"Чиновники сделали все, что могли, чтобы выдавить все деньги из российских авиакомпаний. Это началось еще в 2006-2007 годах, когда перевозчики занимались переоснащением парка воздушных судов. Они не смогли найти управу на нефтяников, на естественные монополии, не разобрались с вопросом снижения пошлин на самолеты", - заключил Б.Рыбак.

/IFX.RU/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail

Новости по теме

Авиация теряет летчиков

Экономика
Банки попросят ЦБ отменить обязательный перевод бюджетных выплат на карты "Мир"Банки попросят ЦБ отменить обязательный перевод бюджетных выплат на карты "Мир"
Предполагается, что с 1 января 2018 года все операции по счетам, на которые поступают деньги из бюджета, будут осуществляться только с помощью отечественных картПодробнее
Правительство решило не тратить доходы от более высоких цен на нефтьПравительство решило не тратить доходы от более высоких цен на нефть
Предполагается, что в следующем году при $55 за баррель нефти бюджет может получить дополнительно около 1,4 трлн рублейПодробнее
Deutsche Bank оценил вероятность отмены санкций США против РФ в 65%Deutsche Bank оценил вероятность отмены санкций США против РФ в 65%
В связи с этим банк оптимистично настроен по поводу курса рубляПодробнее
Сбербанк и Alibaba решили создать совместное предприятие в сфере интернет-торговлиСбербанк и Alibaba решили создать совместное предприятие в сфере интернет-торговли
Alibaba Group внесет в компанию свой действующий бизнес по трансграничной торговле, а банк - финансовые инвестицииПодробнее
"Газпром" выставил Украине счет на $5,3 млрд по правилу "бери или плати""Газпром" выставил Украине счет на $5,3 млрд по правилу "бери или плати"
В "Газпроме" считают, что украинская сторона обязана оплатить его в течение 10 днейПодробнее
Доллар упал ниже 59 рублей впервые с конца июля 2015 годаДоллар упал ниже 59 рублей впервые с конца июля 2015 года
Это произошло на фоне продолжающегося роста мировых цен на нефтьПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи