ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 23:24

Как будут спасать "АвтоВАЗ"

Во Франции были очерчены некоторые контуры будущего "АвтоВАЗа". Его французский акционер Renault передаст заводу технологии на 300 млн евро. Российская сторона в помощь "АвтоВАЗу" передаст 50 млрд рублей

Как будут спасать "АвтоВАЗ"
Фото: ИТАР-ТАСС

Париж. 27 ноября. IFX.RU - Судьба многострадального российского "АвтоВАЗа" в пятницу решалась в Париже при участии премьер-министра РФ Владимира Путина. По итогам встреч подписан меморандум о партнерстве с французским акционером "АвтоВАЗа" - Renault, который обещает помочь заводу технологиями. А вот вопрос, будет ли концерн увеличивать долю "в АвтоВАЗе", остается открытым.

Договоренность достигнута

Госкорпорация "Ростехнологии" и Renault (владеют по 25% акций "АвтоВАЗа") подписали соглашение о рекапитализации компании.

Протокол подразумевает финансовую помощь "АвтоВАЗу" со стороны России в обмен на помощь Renault в использовании технологий Renault и Nissan "для производства продукции в Тольятти для закрытия потребностей российского авторынка". Соглашение подписали глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов и вице-президент Renault Кристиан Эстеф.

О том, что подобный документ готовиться к подписанию, было давно известно. Однако что именно включает программа развития "АвтоВАЗа", не разглашалось. Главной интригой оставался вопрос, пойдет ли Renault на увеличение своей доли в волжском заводе.

"Мы не исключаем увеличения доли Renault", - сказал В.Путин на пресс-конференции по итогам встреч. "Пока такой договоренности нет, но мы готовы рассмотреть это предложение", - сообщил он. "Renault остается партнером "АвтоВАЗа". Есть договоренность, что доля Renault не будет снижаться, но может вырасти", - добавил В.Путин. Первый вице-премьер РФ Игорь Сечин тоже сообщил журналистам, что Renault пока сохранит блокирующий пакет, а правительство будет поддерживать стремление французской стороны увеличить долю до контрольной.

При этом министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко сообщил "Интерфаксу", что вопросы, связанные с изменением акционерного капитала "АвтоВАЗа", будут проработаны до конца марта. "Сейчас самое главное соглашение - это то, что зафиксирована позиция Renault как стратегического инвестора "АвтоВАЗа", - сказал он. При этом президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров подтвердил "Интерфаксу", что окончательно вопрос решен будет в марте, когда предприятие представит бизнес-план.

Напомним, что ранее российская сторона уже неоднократно намекала, что не отказалась бы передать французским партнерам контроль в "АвтоВАЗе".

Глава "Ростехнологий" С.Чемезов на днях заявлял, что переход контроля над "АвтоВАЗом" к Renault может произойти в 2013-2014 гг. В начале ноября Игорь Шувалов говорил, что правительство РФ готово предложить Renault увеличить свою долю в "АвтоВАЗе".

Вице-президент Renault К.Эстеф в начале ноября сообщал, что компания намерена сохранить свою долю в "АвтоВАЗе" на нынешнем уровне в 25%.

Долю "Тройки" размоют

Вместе с тем, доля компании "Тройка Диалог" - третьего основного акционера "АвтоВАЗ" будет частично размыта в пользу Renault и Ростехнологий, рассказал журналистам С.Чемезов.

Он отметил, что "как доля "Тройки Диалог" будет сокращаться постепенно, так и доли "Ростехнологий" и Renault будут расти постепенно". Между тем, по словам С.Чемезова, на сегодня Renault еще не озвучила готовность увеличить свою долю в "АвтоВАЗе", "сейчас они об этом сказать не могут".

С.Чемезов пояснил, что доля госкорпорации в "АвтоВАЗе" будет расти в ходе предоставления "Ростехнологиями" предприятию госсредств поддержки.

"Помимо этого будут снижаться доли миноритарных акционеров "АвтоВАЗа", - сообщил также И.Чемезов, напомнив, что общий пакет миноритариев "АвтоВАЗа" - около 30%. "По всей видимости, доля "Тройки Диалог" будет размыта. Не только "Тройки", но и других миноритариев", - сказал он, отметил, что "наш пакет увеличится - мы вносим 50 млрд (рублей), но это будет поэтапное внесение, и доли будут меняться параллельно взносам как Renault, так и РФ".

Глава госкорпорации не ответил на вопрос о том, насколько может увеличиться доля "Ростехнологий" и Renault на первом этапе их инвестиций в капитал предприятия. "К 1 марта все посчитаем и скажем", - заявил он.

С.Чемезов подчеркнул, что допэмиссия является единственно возможным вариантом финансового оздоровления компании. "На сегодняшний день компания в крайне тяжелом финансовом положении. Решить проблему финзадолженности кроме как проводя допэмиссию невозможно", - сказал он.

Кто деньгами, кто технологиями

Французский концерн Renault, по словам В.Путина, внесет в "АвтоВАЗ" 300 млн евро в виде технологий, и, возможно, прямых инвестиций. В то же время российское государство окажет поддержку "АвтоВАЗу" на гораздо более значительную сумму - 50 млрд рублей, а также может реструктуризировать старый кредит завода еще на 25 млрд рублей.

"Российское правительство предоставит необходимые ресурсы на решение вопросов социального характера и развитие компании, в общем объеме - 50 млрд рублей. Возможно, мы капитализируем ранее выданный кредит и объем поддержки составит 75 млрд рублей", - сказал он.

В свою очередь, глава "Ростехнологий" С.Чемезов уточнил, что Renault инвестирует в "АвтоВАЗ" 240 млн евро, Nissan - 60 млн евро, предоставив ему технологии. Отвечая на вопрос о том, получит ли "АвтоВАЗ" "прямой кэш" от Renault-Nissan, С.Чемезов заметил, что "кэшем "АвтоВАЗ" получит 50 млрд рублей от "Ростехнологий".

Механизм выделения средств АвтоВАЗу будет определен к 1 марта следующего года, сообщил глава "Ростехнологий" С.Чемезов. "Пока решения (о способе выделения средств автоконцерну) нет. Но мы хотели бы, чтобы были выделены живые деньги в качестве взноса в капитал "Ростехнологий", а "Ростехнологии" бы вносили средства в "АвтоВАЗ", - сказал глава госкорпорации.

Вице-премьер РФ Игорь Сечин позже уточнил, что "АвтоВАЗ" получит первый транш госпомощи в 12 млрд рублей в январе-феврале 2010 года. "Тогда же Renault внесет и свои 300 млн евро", - добавил он.

И.Сечин напомнил, что внесение средств акционерами в капитал "АвтоВАЗа" будет осуществляться поэтапно, а "Renault заинтересовано, чтобы пакет не размывать". Он также отметил, что процесс оказания господдержки "АвтоВАЗу" "надо ускорять". По его словам, в подписанном в пятницу соглашении стороны "закрепили, что до апреля будут детализированы все условия развития компании до 2016 года".

Рассчитайтесь за старое

При этом Renault рассчитывает получить от АвтоВАЗа оплату лицензий до конца 2009 года Renault, сообщила "Интерфаксу" представитель Renault Ольга Сергеева.

"Оставшуюся часть платежа за лицензии Renault мы рассчитываем получить до конца 2009 года", - заявила она. О.Сергеева уточнила, что подписанный в пятницу меморандум в Париже предусматривает, что 240 млн евро будет инвестировано Renault как имущественный взнос (оборудование, ноу-хау), но лицензии, договор о покупке которых заключался ранее, будет оплачен российской стороной деньгами.

Как сообщалось ранее, общая стоимость договоров на производство машин на базе французской платформы B0, а также лицензии на производство двигателей, составляет 220 млн евро. В декабре 2008 года "АвтоВАЗ" заплатил французскому концерну аванс в размере 25% от общей суммы сделки, что составило 55 млн евро. Оставшиеся 75% (165 млн евро), а также сумму страховой премии (около 6,5 млн евро) "АвтоВАЗ" намеревался оплатить с помощью кредита Societe Generale, предоставляемого на 7 лет по ориентировочной ставке 5,75%, о чем летом 2009 года был подписан соответствующий договор с банком. Источники "Интерфакса" сообщали тогда о том, что Renault способствовал привлечению этого кредита.

Однако полная стоимость лицензий так и не была выплачена, напоминали "Интерфаксу" в Renault. В компании в начале октября говорили, что первая часть платежа была получена ею в 2008 году, а второй части не последовало.

В начале ноября в пресс-службе "Банк Сосьете Женераль Восток" (BSGV) "Интерфаксу" сообщали, что банк продолжает переговоры с компанией по предоставлению кредита, он еще не предоставлен предприятию.

Платформа B0 является универсальной для обеих компаний концерна Renault-Nissan, на ее основе производятся различные автомобили класса B. В частности, "АвтоВАЗ" намерен выпускать две машины модификаций RF-90 платформы B0, которые являются аналогами Renault Logan Van и Renault Logan PickUP.

"АвтоВАЗ" и рабочие

Помимо финансовых проблем у "АвтоВАЗа" есть и социальные - занятость рабочих, подлежащих сокращениям. Как рассказал В.Путин, работники "АвтоВАЗа", которые будут высвобождаться в ходе реструктуризации предприятия, осуществляемой совместно с французским Renault, получат работу на его "дочках".

По его словам, "опыт такой реструктуризации у Renault есть, и мы постараемся им воспользоваться".

Напомним, что ранее первый вице-премьер И.Шувалов сообщил, что созданы два стопроцентных дочерних предприятия "АвтоВАЗа", на которых будет создано до 15 тыс. новых рабочих мест. Эти рабочие места будут предлагаться нынешним рабочим автозавода, и "никто не будет уволен", заявлял он.

Новости по теме

Renault обещает помочь "АвтоВАЗу"

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });