План спасения автопрома

Поддержка российского автопрома до 2020 года обойдется в 1,2-1,8 трлн рублей, подсчитали в Минпромторге. При этом уже через 4-5 лет отрасль вернется на докризисный уровень, а через 10 лет ее доля в ВВП вырастет с 0,98% до 2,4%. Правда, для реализации программы придется сохранить заградительные пошлины еще на 5 лет

План спасения автопрома
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 3 марта. IFX.RU - Реализация десятилетней стратегии развития российского автопрома, которую правительство рассмотрит в четверг, обойдется 1,2 -1,8 трлн рублей. Основная часть государственных средств будет выделена до 2013 года. После этого, считают в правительстве, автомобильная промышленность сможет вырулить на докризисный уровень.

В текущем году инвестиции в автопром могут составить 55 млрд рублей, из которых на бюджетные инвестиции придется 20-24 млрд рублей, рассказал журналистам источник в правительстве. По его словам, в 2011 году поддержка автопроизводителей обойдется в 135 млрд рублей (39 млрд рублей из бюджета), в 2012 году - 90 млрд рублей (44 бюджетных миллиарда). "Далее все затраты будут снижаться, так как проекты будут приносить деньги", - отметил источник. По его словам, уже к 2014-2015 году автопром может вернуться на докризисный уровень спроса.

Чиновник, впрочем, подчеркнул, что озвученные им цифры - это предельный уровень финансирования, который будет колебаться в зависимости от макроэкономических факторов.

Стратегия, подготовленная Минпромторгом, предполагает, что к 2020 году доля автопрома в ВВП вырастет с нынешних 0,98% до 2,4%, а емкость рынка легковых автомобилей достигнет 3,5 - 3,6 млн. На собственно отечественные автомобили будет приходиться около четверти рынка, 20% рынка займет прямой импорт, 52% - совместные проекты отечественных и зарубежных автопроизводителей. Доля легких коммерческих автомобилей (LCV) составит 350 тыс. (из них 35% - импорт), грузовиков - 190 тыс. (каждый десятый будет ввезен из-за рубежа). "Откажись мы от продуманных мер поддержки автопрома, наши партнеры (по альянсам и промсборке) смогли бы обеспечить наш рынок самостоятельно", - заметил чиновник.

Примечательно, что одно из условий реализации стратегии - сохранение текущего уровня пошлин на среднесрочный период, до 2015-2016 года. Как ожидается, к этому времени будут реализованы все основные инвестпроекты, и необходимость в специальных мерах таможенно-тарифной защиты отпадет. Россия же, при условии присоединения к ВТО, сможет выполнить все возможные обязательства в этой сфере, отметил чиновник.

Напомним, что повышенные пошлины на ввоз иномарок в Россию были введены в январе 2009 года сроком на 9 месяцев, после чего срок из действия был продлен на аналогичный период (т.е. до лета текущего года).

Минпромторг предлагает поддержку и экспорт автомобилей, в том числе за счет планируемого Агентства по страхованию, а также долгосрочное (на срок до 5 лет) проектное финансирование и госгарантии автопроизводителям.

Затраты на реализацию стратегии составляют 1,2-1,8 трлн рублей. При этом на долю основных четырех российских игроков приходится 630 млрд рублей. Еще 190 млрд рублей уйдут на развитие компонентной отрасли (50 млрд рублей из них - из бюджета). На компенсацию затрат по процентным ставкам автопроизводителям может быть выделено около 60 млрд рублей, на софинансирование создания новых платформ - 24 млрд рублей.

В Минпромторге полагают, что программа льготного кредитования сохранит эффективность до 2013 года. Однако уровень ее финансирования из бюджета будет "затухать" - до 12 млрд рублей к 2013 году. До 2013 года будет действовать и стартующая 8 марта программа утилизации автомобилей, затраты на которую оцениваются в 20 млрд рублей. Планируется реализовать в рамках программы около 400 тыс. автомобилей.

Третьим не будет

Еще одного альянса зарубежных и отечественных производителей - конкурента дуэтам "АвтоВАЗ" - Renault и Sollers - Fiat - в России пока не появится, считают в Минпромторге.

Как рассказал журналистам источник в правительстве, предпосылок для его создания на рынке нет, хотя "ГАЗ" в перспективе может запустить совместные проекты на территории РФ с крупнейшими мировыми производителями. Впрочем, о каких именно проектах идет речь он уточнять не стал.

По словам чиновника, корпоративные программы "АвтоВАЗа" и Renault-Nissan, а также планы Sollers и Fiat укладываются в положения стратегии.

Зарубежные концерны могут претендовать на паритетные доли в российских автопроизводителях и совместных проектах, или же доли ниже контрольной.

Напомним, что в середине февраля компания Sollers и итальянский концерн Fiat подписали соглашение о создании в России совместного предприятия (СП) по производству пассажирских автомобилей и внедорожников. Этот альянс уже назвали конкурентом содружества Renault-Nissan и "АвтоВАЗ" (французский концерн владеет 25% акций волжского завода).

Новости по теме

Экономика
РФ в мае продолжила резкое сокращение вложений в US TreasuriesРФ в мае продолжила резкое сокращение вложений в US Treasuries
Россия больше не входит в список крупнейших держателей американских облигацийПодробнее
ФАС не нашла причин для снижения цен на бензин в рознице вслед за биржевой стоимостьюФАС не нашла причин для снижения цен на бензин в рознице вслед за биржевой стоимостью
Между тем удалось обеспечить стабильную ситуацию в рознице, считают в антимонопольной службеПодробнее
Госдума приняла закон об авансовых налоговых платежах физлицГосдума приняла закон об авансовых налоговых платежах физлиц
Документом предусмотрена оплата налогов банковской картой при трансграничных переводахПодробнее
Росстандарт предложил ввести оборотные штрафы за недолив топлива на АЗСРосстандарт предложил ввести оборотные штрафы за недолив топлива на АЗС
По данным агентства, на заправках недоливают от 1% до 20% топливаПодробнее
Глава Amazon Джеф Безос стал самым богатым человеком в историиГлава Amazon Джеф Безос стал самым богатым человеком в истории
Его состояние сейчас больше, чем было у Билла Гейтса в 1999 году с поправкой на инфляциюПодробнее
Топилин объяснил необходимость пенсионной реформы открывшимся "окном возможностей"Топилин объяснил необходимость пенсионной реформы открывшимся "окном возможностей"
По словам главы Минтруда РФ, сейчас ситуация, когда меньше входящих на рынок трудаПодробнее
Недвижимость
Последние новости